ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-202/2022 от 30.06.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Карпинская А.В. Дело № 33-4271

№ 2-1-202/2022

64RS0010-01-2022-000116-45

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Гладченко А.Н., Перовой Т.А.,

при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» к ФИО1 ФИО8 о взыскании денежной суммы

по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО9 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., изучив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» (далее – ГКУ СО «УСПН Вольского района») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежной суммы.

Свои требования мотивировало тем, что 24 мая 2021 года ответчик обратилась в
ГКУ СО «УСПН Вольского района» с заявлением о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта.

28 мая 2021 года между ГКУ СО «УСПН Вольского района» и ФИО1 заключен социальный контракт для реализации мероприятия – осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Срок действия контракта с 28 мая
2021 года по 30 ноября 2021 года. Размер государственной социальной помощи
240 280 рублей, порядок выплаты – единовременно.

Решением ГКУ СО «УСПН Вольского района» от 03 июня 2021 года ФИО1 назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта отдельным категориям граждан в форме социального пособия на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в размере
240 280 рублей, и решением от 21 июня 2021 года ФИО1 произведена единовременная выплата в указанном размере.

22 ноября 2021 года ГКУ СО «УСПН Вольского района» назначена проверка сведений о регистрации физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход в рамках действия названного социального контракта, о чем ответчик была уведомлена. В ходе проверки было установлено, что ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, являлась налогоплательщиком налога на профессиональный доход в период с 20 сентября 2021 года по 05 ноября 2021 года. Данный факт ведет к досрочному расторжению социального контракта и требует возврата суммы выплаченной государственной социальной помощи.

25 ноября 2021 года ГКУ СО «УСПН Вольского района» направило ФИО1. уведомление о расторжении социального контракта и об обязанности возвратить социальное пособие, однако до настоящего момента сумма задолженности не погашена.

Полагая свои права нарушенными, ГКУ СО «УСПН Вольского района» обратилось в суд, который просило взыскать с ФИО1 сумму выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия в размере 240 280 рублей в бюджет Саратовской области.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик подала апелляционную жалоба, в которой полагает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального права, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых выражается согласие с постановленным решением, истец просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, от истца поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц в силу ст. 167
ГПК РФ.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 28 мая 2021 года между
ГКУ СО «УСПН Вольского района» и ФИО1 заключен социальный контракт, согласно которому орган социальной защиты населения обязался оказать заявителю ФИО1 государственную социальную помощь, а заявитель – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта.

При этом, орган социальной зашиты населения обязался назначить заявителю государственную социальную помощь на основании данного контракта в форме социального пособия на реализацию мероприятия, предусмотренного п. 6 Положения о порядке назначения и выплаты в 2020-2023 годах государственной социальной помощи на основании муниципального контракта отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года № 880-П – по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 2.1 контракта).

Пунктом 3.2 и подп. «б» п. 3.3 социального контракта предусмотрено, что заявитель обязан, помимо прочего, выполнять мероприятия программы социальной адаптации семьи (одиноко проживающего гражданина) в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; извещать орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих досрочное расторжение социального контракта, в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств, в порядке, установленном Положением; осуществить возврат органу социальной защиты населения денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия, в порядке и сроки, установленные Положением; встать на учет в налоговом органе по области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Требованием к конечному результату проводимых мероприятий является регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (подп. «б» п. 3.4 контракта).

Срок действия контракта установлен с 28 мая 2021 года по 30 ноября 2021 года, размер государственной социальной помощи в форме социального пособия, выплачиваемого единовременно – 240 280 рублей (п.п. 4.1, 7.1 контракта). При этом, п. 7.3 контракта предусмотрена возможность досрочного его расторжения в случаях и порядке, установленном вышеназванным Положением.

Решением ГКУ СО «УСПН Вольского района» от 21 июня 2021 года ФИО1 выплачено социальное пособие на осуществление предпринимательской деятельности в размере 240 280 рублей единовременно.

Согласно ответу МИФНС № 2 по Саратовской области от 04 февраля 2022 года, ФИО1 08 июня 2021 года зарегистрировалась в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

05 ноября 2021 года ФИО1 снялась с учета в налоговом органе как прекратившая деятельность в качестве налогоплательщика на профессиональный доход на основании поданного ею заявления.

О снятии с налогового учета ФИО1 орган социальной защиты населения не известила.

Разрешая спор, руководствуясь п.п. 1, 2.1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п.п. 28, 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи от 16 декабря 2019 года № 880-П, учитывая, что ответчик снялась с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход до истечения срока социального контракта, уважительных причин невыполнения условий социального контракта, предусмотренных п.п. 29, 30 Положения не имеется, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ГКУ СО «УСПН Вольского района».

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении и толковании норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ) получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Пунктами 1 и 2 ст. 8 названного Закона предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

В силу ст. 8.1 этого же Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (п.п. 1-3).

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 5).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 7).

Особенности назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» на территории Саратовской области предусмотрены Положением о порядке назначения и выплаты в 2020-2023 годах государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 16 декабря 2019 года № 880-П (далее – Положение от 16 декабря 2019 года № 880-П).

Судом достоверно установлено, что о снятии с налогового учета в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 орган социальной защиты населения не уведомила.

Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о нарушении ответчиком одного из обязательных условий контракта об осуществлении предпринимательской деятельности в период действия контракта – до 30 ноября 2021 года.

Из п.п. 1, 2.1 и 3 ст. 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (п. 1).

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ (п. 2.1).

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд (п. 3).

Согласно подп. «з» п. 28 Положения о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи, социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета) индивидуальным предпринимателем, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в период действия социального контракта – для граждан, заключивших социальный контракт, которым предусмотрена выплата социального пособия на реализацию мероприятия, указанного в подп. «б» п. 6 настоящего Положения (то есть на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности).

В связи со снятием ФИО1 с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход решением органа социальной защиты населения от 25 ноября
2021 года социальный контракт с ней был досрочно расторгнут, о чем ответчик уведомлена в письменной форме с требованиям о возврате полученного пособия.

Пунктом 37 Положения о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи установлено, что в случае досрочного расторжения социального контракта выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия прекращается с месяца, следующего за месяцем, по который выплата была произведена, за исключением случаев, указанных в частях второй, третьей настоящего пункта (ч. 1).

Суммы выплаченной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия возмещаются получателем (в случае спора – взыскиваются в судебном порядке) в полном объеме за весь выплаченный период при досрочном расторжении социального контракта в случаях, предусмотренных подп. «з» (в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, по инициативе получателя в период действия социального контракта), «к» п. 28 настоящего Положения, - для граждан, заключивших социальный контракт, которым предусмотрена выплата социального пособия на реализацию мероприятия, указанного в подп. «б» или «в» п. 6 настоящего Положения
(ч. 3).

На основании изложенного судом первой инстанции принято обоснованное решение о наличии правовых оснований для возврата ФИО1 полученного ей социального пособия в сумме 240 280 рублей.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при рассмотрении дела по исковым требованиям о взыскании выплаченных сумм пособия правильно применил нормы материального права, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и то, какой стороне надлежит их доказывать, установил эти обстоятельства, оценил в совокупности имеющиеся по делу доказательства. Следовательно, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 240 280 рублей является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Доводы жалобы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, результаты которой подробно отражены в решении суда.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Доводы жалобы, свидетельствующие о несогласии заявителя с оценкой доказательств, данной судом, и установленными фактическими обстоятельствами дела, не могут служить достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.

С учетом изложенного, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи