ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-232/19 от 27.10.2021 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33-3614/2021 докладчик Огудина Л.В.

(суд 1 инстанции № 2-1-232/2019) судья Ульянова А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.,

судей Огудиной Л.В. и Глебовой С.В.

при секретаре Гольцовой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 27.10.2021 гражданское дело по апелляционной жалобе Хромова С. С.ча на решение Собинского городского суда Владимирской области от 01.04.2019, которым удовлетворено заявление администрации муниципального образования Толпуховское Собинского района Владимирской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения Хромова С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

администрация муниципального образование Толпуховское Собинского района Владимирской области (далее - МО Толпуховское) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества: 1) с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: **** назначение - жилое, вид объекта - нежилое здание, площадь - 83,4 кв.м; 2) с кадастровым номером **** расположенный по адресу: ****, назначение - жилое, вид объекта - жилой дом, площадь - 35,8 кв.м; 3) с кадастровым номером **** расположенный по адресу: **** назначение - жилое, вид объекта - жилой дом, площадь - 36,3 кв.м; 4) с кадастровым номером **** расположенный по адресу: ****, назначение - жилое, вид объекта - жилой дом, площадь - 37.0 кв.м.

В обоснование заявления указано, что постановлением администрации МО Толпуховское от 18.04.2017 № 49 «О постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества» вышеуказанные объекты недвижимого имущества были признаны бесхозяйными, и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее - Управление Росреестра по Владимирской области) поставлены на учет как бесхозяйные. За указанный период никто не заявил своих прав в отношении вышеуказанных объектов, информация о правообладателях указанных объектов отсутствует, в реестре федерального имущества объектов недвижимого имущества, в реестре государственного имущества Владимирской области, в реестре муниципальной собственности Собинского района они не значатся, в связи с чем на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила признать право муниципальной собственности на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Представитель заявителя в судебное заседание суда первой инстанции не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении заявления в его отсутствии, требования поддержал.

Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Владимирской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие его представителя, разрешение заявления оставлено на усмотрение суда.

Судом постановлено указанное выше решение.

На данное решение Хромовым С.С., не привлеченным к участию в деле, подана апелляционная жалоба и дополнения к жалобе с просьбой об отмене решения суда, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Указано, что с 2002 года апеллянт фактически владеет недвижимым имуществом по адресу: ****, о чем было известно заявителю при обращении в суд; спорное имущество, по его мнению, бесхозным не являлось, однако обжалуемым судебным решением за администрацией МО Толпуховское признано право собственности на жилой дом. Указано, что Хромов С.С. заявлял о своих правах на данное имущество, обращаясь с заявлениями к истцу в 2016г. и с иском в Собинский городской суд в 2017г., о чем было известно администрации МО Толпуховское, а также суду, однако к участию в настоящем деле апеллянт привлечен не был. Изложенные в жалобе обстоятельства, по мнению апеллянта, подтверждают наличие у него прав и обязанностей, вопрос о которых разрешен обжалуемым судебным постановлением.

Заслушав объяснения Хромовва С.С., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 6 ч.1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.

Рассматривая заявление администрации МО Толпуховское в порядке особого производства и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что собственники указанных в заявлении объектов недвижимости и спор о праве на них отсутствуют, объекты поставлены на учет в Росреестр на основании соответствующего постановления органа местного самоуправления как бесхозяйное недвижимое имущество без каких-либо замечаний по поводу их адресного описания, и, учитывая, что с настоящим заявлением заявитель обратился 04.02.2019, то есть по истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет, условия для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренные ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены, в связи с чем, руководствуясь ч.2 ст. 293, 2 п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что у заявителя возникло право на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на перечисленные выше объекты недвижимости.

При этом суд исходил из установленного по делу круга лиц, сделав вывод о том, что со дня постановки указанных объектов на учет как бесхозяйных никто своих правах на них не заявил.

В силу ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Согласно ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец и ответчик пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Исходя из приложенных к апелляционным жалобам Хромова С.С. документов и доводов жалобы следует, что в марте 2016 г. он письменно сообщал в администрацию МО Толпуховское о длительности факта владения им домом **** и земельным участком, заявляя свои права на данное имущество, а также 03.11.2017 Собинским городским судом Владимирской области было принято к производству исковое заявление Хромова С.С. к администрации МО Толпуховское, администрации Собинского района, Головановой Т.А., Голованову К.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности, в которых Хромов С.С. указывал, что владеет данным имуществом с 2002 г.; решение об отказе в указанных исковых требованиях было постановлено судом 02.04.2018 и обжаловалось Хромовым С.С. в вышестоящие судебные инстанции.

Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, рассматривая в 2019 г. настоящее заявление администрации МО Толпуховское, не принял мер к выяснению обстоятельств, указывающих на наличие либо отсутствие притязаний Хромова С.С. на один из объектов недвижимости, в целях установления факта наличия либо отсутствия спора о праве, не принял мер к привлечению Хромова С.С. к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица, рассмотрел заявление в его отсутствие и принял решение, которое повлияло на права и обязанности апеллянта.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимость привлечения к участию в деле других лиц является основанием для отложения разбирательства дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В связи с существенным нарушением норм процессуального права судом определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 06.10.2021 в соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведен переход к рассмотрению дела в апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции, Хромов С.С. привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поскольку принятое решение может повлиять на его права и обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей администрации МО Толпуховское и Управления Росреестра по Владимирской области, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, и ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Хромов С.С. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и возражал против удовлетворения заявления администрации МО Толпуховское в отношении объекта недвижимости, находящегося в ****, полагая, что администрацией допущены грубые нарушения норм закона и не приняты во внимание его притязания на объект.

Заслушав объяснения Хромова С.С., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с существенным нарушением судом норм процессуального права.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Исходя из изложенных выше обстоятельств, не привлечения судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица Хромова С.С., на права и обязанности которого может повлиять принятое решение, принимая во внимание вышеприведенные нормы процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в полном объеме в связи с существенным нарушением норм процессуального права.

Рассматривая заявление администрации МО Толпуховское Собинского района по существу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке.

В п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 15 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество в силу ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, отнесено к вопросам местного значения района.

Согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют учреждения юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников либо собственники которых неизвестны или от права собственности на которые собственники отказались в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса РФ.

Пункт 30 данного Положения предусматривает, что объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае госрегистрации права собственности на данный объект или принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование и распоряжение. Государственная регистрация права собственности осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Особенности внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества определены в разделе ХП, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на нее.

Как следует из материалов дела, объекты недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: **** жилой дом, расположенный по адресу: ****; жилой дом, расположенный по адресу: ****; жилой дом, расположенный по адресу: ****, находятся в границах МО Толпуховское Собинского района, на основании соответствующего постановления администрации МО Толпуховское от 18.04.2017 №49 «О постановке на учет бесхозных объектов недвижимого имущества» перечисленные объекты приняты Управлением Росреестра по Владимирской области 15.12.2017 и 12.09.2017 на учет, как бесхозяйные, поставлены на кадастровый учет.

Указанное постановление в установленном законом порядке незаконным не признано и не отменено.

По сведениям Бюро технической инвентаризации от 15.02.2019 за период до 1999г. право собственности на данные объекты недвижимого имущества ни за кем не было зарегистрировано. По информации, представленной в суд первой инстанции Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, Межрегиональным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Комитетом по управлению имуществом администрации Собинского района, указанные объекты в реестрах федерального имущества, государственного имущества Владимирской области и муниципальной собственности не значатся (т.1 л.д. 35, 33,36,38,42-43, 49-50).

Объекты поставлены на учет в Росреестр как бесхозяйное недвижимое имущество без каких-либо замечаний по поводу их адресного описания, им присвоены кадастровые номера. Ранее сведения о данных объектах в Государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствовали.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 18.10.2021, истребованной судом апелляционной инстанции и приобщенной к материалам дела, на все перечисленные выше объекты недвижимости на основании решения суда от 01.04.2019 по настоящему делу зарегистрировано право муниципальной собственности; все объекты, за исключением жилого дома по адресу: ****, до настоящего времени находятся на кадастровом учете, жилой дом **** снят с кадастрового учета 19.05.2021 (т.2 л.д. 188-194).

Установлено, что с настоящим заявлением администрация МО Толпуховское обратилась в суд 04.02.2019, то есть по истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет.

Установив указанные выше обстоятельства по делу, оценивая представленные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон по правилам ст.ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что со дня постановки на учет бесхозяйных объектов - жилой дом по адресу: **** с кадастровым номером ****, площадью 83,4 кв.м; жилой дом по адресу: ****, с кадастровым номером **** площадью 36,3 кв.м; жилой дом по адресу: **** с кадастровым номером **** площадью 35,8 кв.м никто о своих правах на них не заявил, у администрации МО Толпуховское возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на данные объекты права муниципальной собственности и условия для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренные ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении перечисленных объектов заявителем соблюдены.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, судебная коллегия при решении вопроса о признании за МО Толпуховское Собинского района права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - жилой дом по адресу: **** с кадастровым номером ****, площадью 83,4 кв.м и жилой дом по адресу: **** с кадастровым номером ****, площадью 36,3 кв.м, исходит из того, что данные объекты в установленном законом порядке поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества, с момента постановки на учет прошло более года, собственника объекты не имеют, в подтверждение чего представлены выписки из ЕГРН о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, доказательств наличия спора в отношении данных объектов в материалы дела не представлено, никто о своих правах на данных объекты до настоящего времени не заявил, что не опровергнуто, в связи с чем требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

Разрешая требование в отношении бесхозяйного объекта недвижимого имущества - жилого дома по адресу: **** с кадастровым номером ****, площадью 35,8 кв.м., судебная коллегия исходит из того, что на момент подачи настоящего заявления данный объект недвижимости был обоснованно поставлен на кадастровый учет и на учет как бесхозяйное имущество, с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного прошло более года, никто не заявил о правах на данный объект, что свидетельствует об обоснованности заявления администрации МО Толпуховское о признании права муниципальной собственности на данный объект в особом порядке.

Вместе с тем, поскольку 19.05.2021 указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета, его кадастровый номер отсутствует, то в удовлетворении заявления администрации МО Толпуховское о признании права муниципальной собственности на жилой дом по адресу: **** площадью 35,8 кв.м должно быть отказано ввиду отсутствия объекта права в настоящее время.

Относительно требования администрации МО Толпуховское о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью 37,0 кв.м, судебная коллегия приходит к следующему.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абз. 2 п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указанное заявление рассматривается в порядке особого производства (п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с участием заявителей и других заинтересованных лиц (ч. 2 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Рассмотрение заявления в порядке особого производства возможно только в отсутствие спора о правах.

Применительно к заявлению о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ч. 1 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) отсутствие спора о праве предполагает отсутствие притязаний других лиц на эту же недвижимую вещь.

В соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Из материалов дела следует, что Хромов С.С., подавший апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции по настоящему делу, как лицо, не привлеченное к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которого был разрешен судом (ч. 3 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), претендует на право собственности на жилой дом **** в порядке приобретательной давности.

Исходя из приложенных к апелляционным жалобам документов и доводов Хромова С.С., в марте 2016 г. он письменно сообщал в администрацию МО Толпуховское о длительности факта владения им указанным объектом и земельным участком, заявляя свои права на данное имущество, также 03.11.2017 Собинским городским судом Владимирской области было принято к производству исковое заявление Хромова С.С. к администрации МО Толпуховское, администрации Собинского района, Головановой Т.А., Голованову К.В. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности, в которых Хромов С.С. указывал, что владеет данным имуществом с 2002 г.; решение об отказе в указанных исковых требованиях было постановлено судом 02.04.2018 и обжаловалось Хромовым С.С. Также в суде апелляционной инстанции Хромов С.С. пояснил, что в 2017 г., осуществляя право владения, разобрал данный жилой дом (остался фундамент) и установил гараж, пользуется земельным участком по указанному адресу до настоящего времени. В апелляционных жалобах Хромова С.С. содержатся требования имущественного характера в отношении данного объекта недвижимости, а также земельного участка, не являющегося предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент обращения в суд с настоящим заявлением и до настоящего времени имеется спор о праве на объект недвижимости независимо от того, являются ли притязания Хромова С.С. обоснованными. Установление наличия такого спора о праве является достаточным для оставления заявления администрация МО Толпуховское о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - жилой дом по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью 37,0 кв.м без рассмотрения.

Поскольку Хромов С.С. приводит доказательства возникновения у него права на жилой дом №****, соответственно, имеется спор о праве, в связи с чем в указанной части заявление администрации МО Толпуховское Собинского района подлежит оставлению без рассмотрения.

Доводы апеллянта о подложности доказательств, представленных администрацией МО Толпуховское при рассмотрении других дел с его участием, не могут быть предметом проверки при рассмотрении настоящего дела. Иные доводы Хромова С.С., относятся к вопросу признания за ним права собственности на спорный объект, в связи с чем не могут быть предметом рассмотрения в порядке особого производства, так как рассматриваются в исковом порядке, что и явилось основанием для оставления заявления администрации МО Толпуховское в отношении дома **** без рассмотрения.

Таким образом, в связи с допущенными судом первой инстанции существенными нарушениями норм процессуального права решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении заявления администрация МО Толпуховское Собинского района Владимирской области и оставлении без рассмотрения требования в отношении объекта недвижимости в ****

Руководствуясь ст.ст. 328-330, ст. 262, ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Собинского городского суда Владимирской области от 01.04.2019 отменить и принять по делу новое решение, которым:

заявление администрации муниципального образования Толпуховское Собинского района Владимирской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: **** удовлетворить частично.

Признать за муниципальным образованием Толпуховское Собинского района Владимирской области право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:

- жилой дом, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью 83,4 кв.м;

- жилой дом, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью 36,3 кв.м.

В удовлетворении заявления администрации муниципального образования Толпуховское Собинского района о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: ****, площадью 35,8 кв.м - отказать.

Заявление администрации муниципального образования Толпуховское Собинского района Владимирской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, расположенный по адресу: **** с кадастровым номером ****, площадью 37,0 кв.м - оставить без рассмотрения, разъяснив заявителю и заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи Л.В. Огудина

С.В. Глебова

Мотивированное апелляционное определение составлено 03.11.2021.