ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-2507/2022 от 15.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Круглова О.В. дело № 33-7361/2022

(№ 2-1-2507/2022)

УИД: 64RS0042-01-2022-002781-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.09.2022 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гладченко А.Н.,

судей Балабашиной Н.Г., Негласона А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Саратовского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к войсковой части 40218, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы

по апелляционной жалобе третьего лица Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Саратовской области» на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 31.05.2022 г., которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя третьего лица Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Саратовской области» ФИО2 и представителя ответчика ФИО3, поддержавших доводы жалобы и отзыва, представителя истца военного прокурора Саратовского гарнизона ФИО4, возражавшего по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Военный прокурор Саратовского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к войсковой части 40218 о признании права на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы.

Требования мотивировал тем, что военной прокуратурой Саратовского гарнизона проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности войсковой части 40218 по обращению ФИО1, в ходе которой установлено, что 26.09.2011 г. ФИО1 принят в войсковую часть 40218 на должность пожарного пожарной команды. С 10.12.2019 г. вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с указанным приказом для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность арсеналов, складов боеприпасов и вооружения устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

В соответствии с приказом командующего Центрального военного округа от 31.10.2014 г. № 662 «О присвоении категорий по оснащению техническими средствами охраны объектам воинских частей и организаций Центрального военного округа» структура войсковой части 40218 включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов. Кроме того, в составе данной воинской части создана и функционирует пожарная команда, к задачам и функциям которой относятся, в том числе, обеспечение противопожарной защиты объектов, включая склад хранения зенитно-управляемых ракет.

Вместе с тем пожарному пожарной команды войсковой части 40218 ФИО1 выплата компенсационного характера за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада с 10.12.2019 г. по настоящее время не устанавливалась и не производилась. В трудовой договор работника соответствующие условия о выплате компенсационного характера за особые условия работы не включались.

Считая права ФИО1 нарушенными, истец просил признать у ФИО1 право на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) с 10.12.2019 г., возложить на командира войсковой части 40218 обязанность включить в трудовой договор ФИО1 условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), издать приказ об установлении ФИО1 компенсационной выплаты за особые условия работы с 10.12.2019 г., возложить на командира войсковой части 40218 обязанность произвести перерасчет заработной платы ФИО1 за период с 10.12.2019 г. с учетом компенсационной выплаты за особые условия работы.

Протокольным определением Энгельсского районного суда Саратовской области от 22.04.2022 г. ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Саратовской области» привлечено для участия в деле в качестве третьего лица (л.д. 94) и протокольным определением Энгельсского районного суда Саратовской области от 05.05.2022 г. в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ (л.д. 115).

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 31.05.2022 г. исковые требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Саратовской области» просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск.

От войсковой части 40218 на доводы апелляционной жалобы ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Саратовской области» поступил отзыв, в котором представитель присоединяется к доводам апелляционной жалобы ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Саратовской области».

В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Саратовского гарнизона просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Так, ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.

В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 6 ст. 135 ТК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Приказом Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Положение Минобороны), которое действовало до 10.12.2019 г. (с 10.12.2019 г. действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к приказу.)

В соответствии с п.п. 2 и 14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255, система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера, включая компенсационную выплату за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Так, согласно п. 18 указанного Положения Минобороны гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

При этом к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов отнесены: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (п. 17 Положения Минобороны о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255).

По смыслу вышеприведенной правовой нормы, указанная выплата компенсационного характера предусмотрена для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность арсеналов, складов боеприпасов и вооружения.

Пунктом 8 Приложения № 2 к Приказу Минобороны РФ от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», вступившим в действие с 10.12.2019 г., предусмотрено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Таким образом, издавая приказ от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» Министерством обороны Российской Федерации воспроизведена та же правовая норма в новом нормативном правовом акте в частично измененной (откорректированной) редакции, с сохранением ее сути и фактического смысла. То есть Министерство обороны Российской Федерации уточнило ранее действующую норму права, исключив неясность в ее толковании.

Как следует из материалов дела, ФИО1 состоял с войсковой частью 40218 в трудовых отношениях, относился к категории гражданского персонала, работая пожарным в пожарной команде войсковой части г. Энгельса, начиная с 26.09.2011 г. (л.д. 78-83).

Судом первой инстанции установлено, что заключенный 26.09.2011 г. с ФИО1 трудовой договор, а впоследствии дополнительные соглашения к нему от 30.10.2012 г., 30.10.2013 г., 01.07.2016 г., 01.01.2018 г., 01.10.2019 г., 01.10.2020 г. 14.10.2020 г., не содержат условия о компенсационных выплатах.

Из представленных расчетных листков следует, что заработная плата за период с сентябрь 2019 года по декабрь 2021 год ФИО1 выплачивалась без учета компенсационной выплаты (л.д. 31-43).

Как следует из приказа командующего Центрального военного округа от 31.10.2014 г. № 662 «О присвоении категорий по оснащению техническими средствами охраны объектам воинских частей и организаций Центрального военного округа» структура войсковой части 40218 включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов (л.д. 27-30).

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в составе воинской части 40218 создана и функционирует пожарная команда, к задачам и функциям которой относятся, в том числе, обеспечение противопожарной защиты объектов, включая склад хранения зенитно-управляемых ракет.

На период с 2019 г. по 2022 г. между командованием и гражданским персоналом войсковой части 40218 были заключены Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2017-2019 г. и Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2020-2022 г. (л.д. 85, 86).

Пунктом 8.1 каждого из указанных Коллективных договоров войсковой части 40218 определено, что он вступает в силу со дня его подписания сторонами. Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2017-2019 г. и Коллективный договор по социально-трудовым отношениям на 2020-2022 г. не предусматривал компенсационной выплаты к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов ФИО1

18.01.2022 г. между командованием и гражданским персоналом войсковой части 40218 заключено дополнение к Коллективному договору по социально-трудовым отношениям между командованием и гражданском персоналом войсковой части 40218 на 2020-2022 г, в соответствии с которым Коллективный договор дополнен пунктом 2.1 Раздела 2 Приложения 8 к Коллективному договору, в соответствии с которыми включено условие на осуществление компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада (л.д. 87).

Датой вступления в силу Дополнений к Коллективному договору является дата их подписания сторонами, а именно 18.01.2022 г.

Приказом командира войсковой части 40218 от 22.03.2022 г. № 109 «Об установлении выплаты компенсационного характера гражданскому персоналу войсковой части 40218» ФИО1 установлена компенсационная выплата к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада с 18.01.2022 г. по 31.12.2022 г. (л.д. 92).

18.01.2022 г. с ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым включено условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада с 18.01.2022 г. (л.д. 84).

Как следует из представленного расчетного листка, в марте 2022 г. ФИО1 начислена и выплачена компенсационная выплата за период с 18.01.2022 г. (л.д. 93).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 129, 135, ч. 1 ст. 144, ч. 2 ст. 9 ТК РФ, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации и Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», суд первой инстанции исходя из того, что в спорный период в зоне ответственности подразделения пожарной команды, в которой работал истец, находился склад хранения зенитно-управляемых ракет, к задачам и функциям пожарной команды войсковой части относятся, в том числе, спасение людей, оказание первой медицинской помощи при пожарах, обеспечение противопожарной защиты имущества воинской части, что дает право истцу на получение компенсационной выплаты за особые условия работы, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Установив, что дополнительным соглашением от 18.01.2022 г. в трудовой договор ФИО1 включено условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия работы в размере 100 % должностного оклада с 18.01.2022 г., по результатам чего, приказом командира войсковой части 40218 от 22.03.2022 г. № 109 «Об установлении выплаты компенсационного характера гражданскому персоналу войсковой части 40218» ФИО1 установлена компенсационная выплата к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада с 18.01.2022 г. по 31.12.2022 г., суд первой инстанции указал на то, что решение суда в части возложения на командира войсковой части 40218 обязанности включить в трудовой договор ФИО1 условие об осуществлении компенсационной выплаты за особые условия труда в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки) и издать приказ об установлении ФИО1 компенсационный выплаты за особые условия труда не подлежит исполнению в связи с фактическим исполнением до вынесения решения суда.

При этом судом первой инстанции признано за ФИО1 право на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада за период с 10.12.2019 г. по 17.01.2022 г. и перерасчете заработной платы ФИО1 за тот же период с учетом компенсационной выплаты за особые условия работы.

В суде первой инстанции представителем войсковой части 40218 заявлено ходатайство о применении по делу последствий срока исковой давности.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о применении по делу пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 392 ТК РФ, абз. 5 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходил из того, что трудовые отношения с ФИО1 не прекращены, до обращения в суд он обращался в прокуратуру об оказании содействия в восстановлении нарушенных прав (л.д. 8).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

С доводом жалобы о том, что судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела не определена зона ответственности работы истца, судебная коллегия не может согласиться.

Как следует из материалов дела 18.01.2022 г. командиром войсковой части 40218 издан приказ «Об определении зоны ответственности пожарной команды войсковой части 40218», которым определена зона ответственности штатной пожарной командой в пределах военного городка (склад хранения зенитно-управляемых ракет (площадка 102) (л.д. 89).

Из дополнительного соглашения от 18.01.2022 г. к трудовому договору ФИО1, следует, что компенсационные выплаты к должностному окладу за особые условия работы назначены в связи с тем, что работа истца относится к зоне ответственности площадка (л.д. 84).

Таким образом, судом установлено, что в зоне ответственности, в которой работал истец, находится склад хранения зенитно-управляемых ракет (площадка 102).

В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение компенсационной выплаты за особые условия работы.

Доказательств того, что работа истца в спорный период не была связана с зоной ответственности по охране склада хранения зенитно-управляемых ракет (площадка 102) стороной ответчика не представлено. Напротив, в ходе рассмотрения дела установлено, что за период работы истца в войсковой части 40218 трудовые обязанности истца не менялись – он работал пожарным в войсковой части 40218, которая включает в себя склад хранения зенитно-управляемых ракет, на котором на постоянной основе осуществляется размещение боеприпасов.

Вопреки доводам жалобы о применении к рассматриваемому спору недействующего законодательства, судебная коллегия учитывает, что судом первой инстанции установлено, что компенсационная выплата предусмотрена для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность арсеналов, складов боеприпасов и вооружения была установлена как ранее действующим законодательством, а именно Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255, так и ныне действующим - Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». При этом, ошибочное указание пункта законодательства не может служить основанием для отмены судебного постановления.

Ссылки в апелляционной жалобе на иные судебные акты, судебная коллегия в качестве основания для отмены судебного постановления не принимает, поскольку вынесение судебного решения по другому гражданскому делу с участием других сторон не является преюдициальным.

Также, судебная коллегия не может согласиться с доводом ответчика о том, что права ФИО1 на получение компенсационной выплаты до 18.01.2022 г. нарушены не были.

Как установлено судом первой инстанции 10.12.2019 г. вступил в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», однако положение об оплате труда работодателем приведено в соответствие с действующим законодательством лишь 18.01.2022 г. При этом, ссылок на изменение условий труда, которые могли послужить основанием для назначения спорной выплаты в ходе рассмотрение дела не установлено.

Доводы о неправильном применении судом положений ч. 2 ст. 392 ТК несостоятельны, основаны на ошибочном толковании и применении указанной нормы права.

доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые сторона указывала в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 31.05.2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2022 г.

Председательствующий

Судьи