Дело № 2-1-257/2021 Председательствующий – судья Буряк О.А.
32RS0005-01-2021-000417-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-864/2022
гор. Брянск 19 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Ильюхиной О.Г., Сокова А.В.,
при секретаре Ласой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Выгоничского районного суда Брянской области от 16 декабря 2021 года по иску ФИО1 к ГУП «Брянсккоммунэнерго» об обязании осуществлять расчет платы за отопление, исходя и показаний приборов учета, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения представителя ФИО1 – ФИО10, возражения представителя ГУП «Брянсккоммунэнерго» - ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он установил в своих квартирах, расположенных по адресу: <адрес>, индивидуальные приборы учета тепловой энергии - устройства для вычисления тепловой энергии <данные изъяты> на каждый радиатор отопления. Ресурсоснабжающая организация ГУП «Брянсккоммунэнерго» отказала в переходе на расчет за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета. Истец просил суд обязать ответчика осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в его квартирах индивидуальных приборов учета тепловой энергии <данные изъяты> взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 16 декабря 2021 годав удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, судебная коллегия на основании ст.167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником квартир, расположенных по адресу: <адрес>, в которых им были установлены вычислители тепла <данные изъяты>№, №, №, №, №, №, №. Согласно актам установки и ввода в эксплуатацию вычислителя тепла для приборов отопления от 30.09.2019г., подписанным мастером жилищного фонда, генеральным директором ООО «Завет» ФИО6 и ФИО1 техническая возможность установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в квартирах истца имеется. Данные акты стороной ответчика не подписаны.
Истец обращался к ответчику с заявлением о регистрации индивидуальных приборов учета для вычисления и распределения тепловой энергии 21.01.2020г.
Ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу был предоставлен ответ о невозможности установки данных приборов, поскольку указанные устройства являются распределителями тепловой энергии, и не являются приборами учета тепловой энергии, а также они не обеспечивают измерения ни массы (объема) теплоносителя, ни температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах, их показания применяются в расчетах только при наличии в доме общедомового прибора учета теплоэнергии и оборудования распределителями такого количества помещений в МКД, площадь которых составляет более 50 процентов площади всех помещений в МКД.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти - субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, "индивидуальный прибор учета" - Средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; "распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению; во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
В силу п.п.3.5,4.8 Методикиiраспределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление меду индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты МДК 4 -07.2004, рекомендованной Решением Госстроя РФ от 13 сентября 2003 г. N 01-НС-12/1, квартирные приборы учета теплоты - это приборы для регистрации необходимых параметров теплопотребления в соответствии с п. 3.4. В качестве квартирных приборов учета, в зависимости от регистрируемого набора параметров, в настоящий момент допускается использование квартирных счетчиков теплоты или радиаторных устройств для распределения тепловой энергии.
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца", признаны взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаце третьем пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, было предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708, вступившим в силу с 1 января 2019 года, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
В соответствии с п.42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3( 4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1): где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при
осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);
Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
So6 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; ТТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со Свидетельством об утверждении типа средств измерений DE.C.32.004.A №, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ДД.ММ.ГГГГ - устройства электронные для вычисления тепловой энергии «<данные изъяты> внесены в реестр средств измерения под №. В соответствии с приложением к указанному свидетельству -описанием типа средства измерений - устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem применяют в жилищном фонде с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления. Также в указанном описании типа прямо указано, что устройства электронные для вычисления тепловой энергии «<данные изъяты> вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловаттчасах - что является показателем количества.
Таким образом, в силу действующего в настоящее время законодательства при наличии вертикальной или горизонтальной разводки возможна установка распределителей в доме истца.
Согласно заключения Государственной жилищной инспекции Брянкой области, МКД по проектным характеристикам имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления и техническая возможность установки индивидуальных приборов учета в квартирах МКД № по <адрес> отсутствует. В соответствии с абзацем 7 п.42.1 Правил применение показаний распределителей тепла при расчете платы за отопление возможно только при условии, что 50% и более жилых и нежилых помещений оборудовано распределителями.
Судом по ходатайству стороны истца назначалась техническая экспертиза в ООО «Ассоциация независимых судебных экспертиз» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам, которой <данные изъяты> является прибором учета, и в соответствии с паспортом устройства предназначено, в том числе для вертикальной разводки труб отопления, однако вычисления объема потребленной тепловой энергии коммунального ресурса отопления в отдельно взятом жилом помещении жилого многоквартирного дома, возможно производить при помощи индивидуального прибора учета. Использовать устройство <данные изъяты> в качестве индивидуального прибора учета, не смотря на наличие у него всех необходимых признаков, нельзя, по причине отсутствия критериев определения значений погрешности при измерении и вычислении количества теплоты, отданного отопительным прибором и измеренного данным устройством.
Допрошенный судебной коллегией эксперт ФИО8 подтвердил свое заключение.
Согласно сведениям, представленным суду 18.08.2021г. года Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно- исследовательский институт метрологической службы» устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> зарегистрированы в информационном фонде по обеспечению единства измерений под номером 65036-16, и по принципу действия являются распределителями тепловой энергии и в качестве индивидуальных приборов учета применяться не могут.
Как и указывалось выше, пунктом 53 Правил № предусмотрено, что если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, исходя из содержания указанных выше пунктов Правил показания установленного в квартире истца распределителя затрат на отопление могут повлиять на определение размера платы за отопление лишь после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, либо после оборудования распределителями более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Доказательств, подтверждающих, что в указанных домах истца распределителями оборудовано более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, истцом не представлено, а индивидуальным прибором <данные изъяты> не является, что подтверждается результатами заключения экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Выводы экспертного заключения ООО «Бюро Независимых экспертиз»№ от 04.11.2020г., представленного истцом, о том, что прибор <данные изъяты> является индивидуальным прибором учета тепловой энергии суд обоснованно отклонил, поскольку данный вывод научно не обоснован, указанные в них выводы противоречат выводам судебной экспертизы, проведенной по более полным материалам гражданского дела, проведенной в судебном порядке, с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Судебной коллегии представителем истца было заявлено ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы, которое судебная коллегия отклоняет исходя из приведенных ранее обоснованных выводов суда первой инстанции с учетом объяснений эксперта, данных судебной коллегии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, предложенный истцом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартирах <данные изъяты> и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирных домов № и № по <адрес>, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия в целом соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, они повторяют позицию, которую истец выражал в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, эти доводы получили мотивированную оценку в обжалуемом судебном акте. Все изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и иную трактовку обстоятельств, установленных судом, которые не могут являться процессуальным основанием для отмены судебного акта в апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выгоничского районного суда Брянской области от 16 декабря 2021 года по иску ФИО1 к ГУП «Брянсккоммунэнерго» об обязании осуществлять расчет платы за отопление, исходя и показаний приборов учета, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
В окончательной форме определение изготовлено 25 апреля 2022 года.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи О.Г. Ильюхина
А.В. Соков