Судья Липанова А.В. № 33-2887/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 2-1-3384/2020
16 ноября 2020 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Бирюковой И.В.,
судей Зимонина В.Р. и Ивашуровой С.В.,
при секретаре Заморской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ивашуровой С.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 26 июня 2020 года по иску ФИО1 к нотариусу ФИО2 об оспаривании действий, взыскании излишне уплаченной государственной пошлины,
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2019 года ФИО1 обратилась к мировому судье с иском к нотариусу нотариального округа г.Калуга ФИО2, уточнив требования, просила признать незаконным отказ нотариуса в возврате 50% от уплаченной истицей государственной пошлины в размере 8803 руб. 43 коп., взыскать излишне уплаченную государственную пошлину в указанной сумме.
В обоснование требований истицей указано, что за совершение нотариальных действий она уплатила государственную пошлину в размере 17606 руб. 86 коп., не зная о том, что ей как инвалиду II группы предоставлена льгота по уплате государственной пошлины. Нотариус необоснованно отказала возвратить ей излишне уплаченную государственную пошлину в размере 50%.
Решением мирового судьи судебного участка № 6 Калужского судебного района Калужской области от 26 ноября 2019 года исковые требования были удовлетворены, с нотариуса ФИО2 в пользу ФИО1 взыскана излишне уплаченная государственная пошлина в размере 8803 руб. 43 коп.
Апелляционным определением Калужского районного суда Калужской области от 11 марта 2020 года данное решение отменено, гражданское дело по иску ФИО1 к нотариусу ФИО2 об оспаривании действий, взыскании излишне уплаченной государственной пошлины передано по подсудности на рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, ее представитель ФИО3 исковые требования поддержала.
Ответчица нотариус ФИО2 в судебное заседание не явилась, ее представитель ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица некоммерческой организации «Калужская областная нотариальная палата», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 26 июня 2020 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, как не основанного на законе, принятии нового решения об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу нотариус ФИО2 и некоммерческая организация «Калужская областная нотариальная палата» просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения представителя третьего лица некоммерческой организации «Калужская областная нотариальная палата» ФИО5, возражавшей против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 11 апреля 2017 года ФИО1 обратилась к нотариусу нотариального округа г.Калуги ФИО2 за совершением нотариальных действий, связанных с оформлением наследственных прав после смерти своего супруга ФИО6
За совершение нотариальных действий по выдаче свидетельств о праве на наследство по закону ФИО1 уплатила нотариусу государственную пошлину по тарифу в размере 17606 руб. 86 коп.
4 апреля 2019 года ФИО1 обратилась к нотариусу нотариального округа г.Калуги ФИО2 с заявлением о возврате ей излишне уплаченной государственной пошлины в размере 50%, указав, что она является инвалидом второй группы.
19 апреля 2019 года нотариус сообщила, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
27 июня 2019 года ФИО1 повторно обратилась к нотариусу ФИО2 с заявлением о возврате ей излишне уплаченной государственной пошлины, а также просила разъяснить порядок возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины.
2 июля 2019 года нотариус сообщила, что ответ по доводам, изложенным в заявлении от 27 июня 2019 года, направлен в адрес ФИО1 19 апреля 2019 года и что в соответствии со статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате она вправе давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий и не наделена полномочиями по толкованию законодательства о налогах и сборах.
Разрешая спор, принимая во внимание то, что о размере нотариального тарифа, подлежащего уплате, ФИО1 было сообщено до совершения нотариального действия, несогласия с размером нотариального тарифа она не выразила, а размер уплаченного ФИО1 нотариального тарифа взыскан в соответствии со статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом документов, содержащихся в наследственном деле к имуществу ФИО6, суд исходил из того, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих нотариуса выяснять наличие права на льготы у лиц, обращающихся за совершением нотариального действия, и выявлять таких лиц, и при отсутствии оснований для вывода о незаконности действий нотариуса отказал в удовлетворении исковых требований.
С таким решением суда согласиться нельзя.
Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Размер оплаты нотариального действия, совершенного нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется как общая сумма нотариального тарифа и стоимости услуг правового и технического характера.
Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации).
За совершение нотариальных действий уплачивается государственная пошлина в размере, предусмотренном статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1).
Статьей 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий на 50% по всем видам нотариальных действий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
В силу пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина; заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
На основании статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.
В силу положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации при осуществлении профессиональной деятельности нотариус обязан информировать лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или основанных на решениях нотариальных палат, в том числе путем открытого размещения информации на стендах в нотариальной конторе.
Принимая во внимание, что ФИО1 имеет право на льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов II группы, у нотариуса отсутствовали правовые основания для отказа истице в удовлетворении ее заявления о возврате 50% от суммы государственной пошлины, уплаченной в полном объеме.
С учетом приведенных правовых норм судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с нотариуса ФИО2 в пользу ФИО1 суммы излишне уплаченной государственной пошлины в размере 8803 руб. 43 коп.
В связи с этим судебная коллегия, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права, отменяет решение суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчицы подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 (пункты 1 и 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 26 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с нотариуса ФИО2 в пользу ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину в размере 8803 руб. 43 коп.
Взыскать с нотариуса ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Председательствующий
Судьи