ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-3485/20 от 16.07.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Калинина Н.Н. № 33-1861/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-1-3485/2020

16 июля 2020 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующегоСилаевой Н.Л.,

судей Ватолиной Ю.А., Клюевой С.А.,

при секретаре Седовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 08 мая 2020 года по иску Стрельцовой Элины Артуровны к министерству здравоохранения Калужской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛА:

обратившись 10 апреля 2020 в суд с иском к министерству здравоохранения Калужской области, Стрельцова Э.А. просила обеспечить ее лекарственными препаратами: <данные изъяты>, для ингаляционного применения, с небулайзером <данные изъяты>, регулярно и в полном соответствии с назначением и заключением врачебной комиссии ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17 декабря 2019 года по медицинским (жизненным) показаниям до отмены препарата; решение суда обратить к немедленному исполнению, ссылаясь на то, истице поставлен диагноз: <данные изъяты>, является инвалидом с детства, в настоящее время имеет третью группу инвалидности бессрочно. На консилиуме врачей ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17 декабря 2019 года было принято решение о том, что истица по жизненным показаниям нуждается в лечении вышеуказанными препаратами не подлежащими замене. Заявление истца об обеспечение данными медицинскими препаратами оставлено ответчиком без удовлетворения.

Истец в судебное заседание не явилась, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Калужской области по доверенности Аникеева А.О. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерства финансов Калужской области, ГКУ Калужской области «Центр организации закупок в сфере здравоохранения», извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 08 мая 2020 года, с учетом определения того же суда от 13 мая 2020 года об исправлении описки, постановлено: исковые требования удовлетворить;

обязать министерство здравоохранения Калужской области обеспечить Стрельцову Элину Артуровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами:

<данные изъяты>

<данные изъяты> с небулайзером <данные изъяты>

в полном объеме по жизненным показаниям и дозировке в соответствии с заключением врачебной комиссии ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17 декабря 2019 года;

решение суда обратить к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе министерства здравоохранения Калужской области поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.

В возражениях на апелляционную жалобу министерство финансов Калужской области не возражает против удовлетворения жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя министерства здравоохранения Калужской области Аникеевой А.О., поддержавшей доводы жалобы, представителя Стрельцовой Э.А. – Лазутиной М.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы и доводы возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В соответствии со статьей 37 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.

На основании статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ) отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

В силу статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 2 указанной статьи).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год.

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а часть 9 статьи 83 Закона предусматривает обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний из этого перечня за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу части 15 статьи 37 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, как следует из его содержания, не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Стрельцова Элина Артуровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства, в настоящее время истцу установлена третья группа инвалидности бессрочно.

Согласно заключению врачебной комиссии ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17декабря 2019 года Стрельцовой Э.А. поставлен диагноз: <данные изъяты>

Заболевание Муковисцидоз, E84.0, которое диагностировано истцу, включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru), однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403.

Согласно выписке из протокола заседания консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17 декабря 2019 года, заключением врачебной комиссии ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17 декабря 2019 года, в связи с наличием у истца вышеназванного заболевания, его тяжелым прогрессирующим течением, нестабильным состоянием больного, отсутствием клинического эффекта от проводимой терапии, консилиумом принято решение по жизненным показаниям назначить Стрельцовой Э.А. терапию в том числе следующими препаратами, не подлежащими замене:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно протоколу заседания консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» Федерального медико-биологического агентства России от 17 декабря 2019 года указанные препараты назначены по жизненным показаниям, замене не подлежат ввиду персонифицированного подхода к терапии и тяжести течения основного заболевания.

28 декабря 2019 года Стрельцова Э.А. обратилась в министерство здравоохранения Калужской области с заявлением, в котором просила обеспечить ее вышеуказанными препаратами и небулайзером, назначенными ей по жизненным показаниям.

Согласно письму министерства здравоохранения Калужской области от 24 января 2020 года, вышеуказанные лекарственные препараты не включены в Перечни для льготного отпуска лекарств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р и постановлением Правительства Калужской области от 31 декабря 2019 года №868, небулайзеры также не включены в перечень технических средств реабилитации, утвержденный приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2017 года №888н.

Дополнительно истцу сообщено, что в настоящее время лекарственный препарат «Колистин» отсутствует на фармацевтическом рынке в Российской Федерации. По информации ООО «Тева», официального представителя и импортера продукции компании <данные изъяты> от 08 ноября 2019 года на территории Российской Федерации предпринимаются все необходимые меры для стабилизации поставок указанного препарата в нашу страну. Поставка <данные изъяты> в Российскую Федерацию ожидается не ранее мая 2020 года.

Как следует из представленных истцом заключений (разрешительных документов) Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 марта 2020 года, департаментом государственного регулирования обращения лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации АО «Мединторг» выдано разрешение на ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов из Латвии: <данные изъяты> а также разрешение на ввоз лекарственных препаратов из Германии: <данные изъяты>, которые необходимы для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям пациентке Стрельцовой Э.А.

Согласно письму АО «Мединторг» от 27 февраля 2020 года, последнее является единственным официальным поставщиком производства Гилеад Сайенсиз, Инк., США по поставкам в Российскую Федерацию препарата <данные изъяты>) в комплекте с небулайзером <данные изъяты> 1 шт. в каждой упаковке. Препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, ввоз осуществляется по решению Минздрава Российской Федерации на основании решения врачебной комиссии по жизненным показаниям для облегчения синдрома дыхательной недостаточности у пациентов с муковисцидозом. Оригинальная упаковка укомплектована гарнитурой Небулайзер Электроник Реплейсмент (Altera Nebulizer) для курсового использования в течение 28 дней, являющейся неотъемлемой частью препарата. Препарат не может быть использован отдельно или с другими видами ингаляторов.

Разрешая настоящий спор, суд со ссылкой на вышеуказанные нормы пришел к обоснованному выводу о наличии у Стрельцовой Э.А. права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами <данные изъяты> с небулайзером <данные изъяты> по жизненным показаниям и возложении на министерство здравоохранения Калужской области обязанности обеспечить ее указанными лекарственными препаратами в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.

При этом суд учел, что у Стрельцовой Э.А. имеется редкое (орфанное) заболевание, статус инвалида вследствие этого заболевания получен с детства, ее нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственными препаратами <данные изъяты> назначение данных препаратов решением врачебной комиссии и консилиумом врачей, указание врачебной комиссии на недопустимость замены назначенных препаратов с учетом персонифицированного подхода к терапии и тяжести течения основного заболевания.

Учитывая установленные по делу обстоятельства у суда в силу положения части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имелись основания для обращения решения к немедленному исполнению.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.

Основанных на доказательствах доводов, которые могли бы являться основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для ее удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 08 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Калужской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи