40RS0013-01-2022-001211-14
Судья Салтыкова М.В. № 33-2699/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело 2-1-4944/2023
17 августа 2023 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ариничева С.Н.,
судей Дулишкович Е.В., Силаевой Т.Г.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Сухоруковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2023 года по иску ФИО1 к акционерному обществу «Райффайзенбанк» о защите прав потребителя, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
7 марта 2023 года ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Райффайзенбанк», просил обязать ответчика закрыть все счета на его имя и выдать справку о закрытии счета на определенную дату, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование требований указано, что он неоднократно обращался письменно в банк с требованиями о закрытие банковских счетов, которые в добровольном порядке удовлетворены не были.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АО «Райффайзенбанк» в судебное заседание не явился, направил письменные возражения, в которых просит исковые требования оставить без удовлетворения.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе и возражениях доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из дела видно, что ФИО1 в АО «Райффайзенбанк» открыто два текущих счета для физических лиц: № и №, что подтверждается сведениями, представленными АО «Райффайзенбанк».
Согласно объяснениям ФИО1 в суде апелляционной инстанции счета были открыты в начале 2000-х годов.
15 июня 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о закрытии указанных счетов.
На данном заявлении сотрудником банка сделана отметка об отказе в обслуживании клиента и принятии документа, поскольку ФИО1 отказывается представить паспорт для изменения данных в системе, изготовлении ксерокопии паспорта.
8 февраля 2023 года представитель ФИО1 – ФИО2 направила в адрес ответчика заявление о закрытии счетов, открытых в банке на имя ФИО1, с приложением доверенности.
Счета банком не закрыты.
Считая действия банка по требованию копирования паспорта для проведения операции закрытия счетов незаконными, полагает, что его права потребителя финансовых услуг нарушенными.
В своих возражениях на иск ответчик указал, что ФИО1 в банке открыт текущий счет для физических лиц. При открытии счета он был идентифицирован путем изготовления скан-копии паспорта. Впоследствии ФИО1 поменял паспорт и после этого обратился в Банк за закрытием своего счета. Истцом было отказано представить документ, удостоверяющий личность, для изготовления ксерокопии документа и идентификации клиента с целью закрытия счета. Закрыть вышеуказанные счета истец может обратившись в отделение банка с оригиналом паспорта, с которого будет сделана скан-копия, а также погасив технический овердрафт (задолженность) по счетам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно статье 859 Гражданского кодекса Российской Федерации договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. При отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента - гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и операций по этому счету банк вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив клиента об этом в письменной форме или иным предусмотренным договором способом, если договором банковского счета не предусмотрен отказ банка от этого права. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.
Согласно статье 30 Федерального закона от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках банковской деятельности» порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1.7 Инструкции Банка России от 30 июня 2021 года №204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам)» банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения (регистрационный номер органа, выдавшего документ) (если имеется) (далее - реквизиты документа, удостоверяющего личность).
При изготовлении копии документа, удостоверяющего личность, допускается копирование отдельных страниц, содержащих его реквизиты.
Согласно пункту 1.4. данной Инструкции в целях организации работы по открытию, ведению и закрытию счетов кредитная организация принимает банковские правила в соответствии с главой 8 настоящей Инструкции.
В силу пункта 8.1. Инструкции Банковские правила являются внутренним документом кредитной организации и должны включать в себя положения, в том числе о порядке открытия и закрытия счетов с учетом требований, установленных настоящей Инструкцией, а также об организации работы по соблюдению при открытии счета требования о личном присутствии клиента либо его представителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8.2. Инструкции в целях организации работы по открытию, ведению и закрытию счетов подразделения Банка России вправе принять внутренние документы, содержащие положения, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции.
АО «Райффайзенбанк» утверждены общие условия обслуживания счетов, вкладов и потребительских кредитов граждан АО «Райффайзенбанк».
В соответствии с пунктом 2.10 Общих условий обслуживания счетов, вкладов и потребительских кредитов граждан Клиент обязан предоставлять Банку информацию (документированные сведения), необходимую для исполнения Банком требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, включая информацию о своих представителях, Выгодоприобретателях и Бенефициарных владельцах а также документы, удостоверяющие личность, иные документы, необходимые для исполнения Банком требований законодательства Российской Федерации, а также необходимую для исполнения требований законодательства Российской Федерации об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, и законодательства Российской Федерации о реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий). Клиент обязуется уведомить Банк об изменении адреса регистрации, адреса фактического проживания, адреса доставки почтовой корреспонденции, адреса доставки, контактных номеров телефонов, адреса электронной почты, смене места работы (профессии, должности, рабочего адреса), перемене имени, изменении реквизитов документа, удостоверяющего личность, изменении данных документа, подтверждающего право иностранного гражданина/лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, изменении гражданства не позднее 3 (Трех) Рабочих дней с даты произошедших изменений, а также об изменении своего налогового резидентства и налогового резидентства Выгодоприобретателей и Бенефициарных владельцев не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты произошедшего изменения, одним из следующих способов:
- обратившись в Подразделение Банка лично с соответствующим заявлением и предоставлением оригиналов измененных документов для изготовления и помещения в досье Клиента их копий;
- посредством отправки заявления об изменении данных Почтой России с приложением копий подтверждающих документов (если применимо). При этом подпись Клиента на заявлении об изменении данных, а также прилагаемые к данному заявлению копии документов должны быть нотариально удостоверены/заверены;
- посредством подачи заявления об изменении данных через Систему в соответствии с Условиями ДО;
- посредством подачи заявления об изменении данных и копий подтверждающих документов через Чат в Системе или Мобильном приложении с заверением данных документов в порядке, предусмотренном в п.10.16.1 Общих условий.
Судом установлено, что ФИО1 31 марта 2016 года была произведена замена паспорта в связи с достижением 45-летнего возраста.
Таким образом, в данном случае у сотрудника банка была объективная необходимость в получении копии нового паспорта истца в досье клиента в целях подтверждения личности обратившегося за закрытием счета.
С учетом установленных по делу обстоятельств и положений указанных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца, поскольку не установлено совершение банком каких-либо действий, нарушающих действующее законодательство и вышеуказанные правила при идентификации обращающегося лица.
Оснований для вывода о том, что действиями представителя банка нарушены права истца как потребителя, либо причинены какие-либо физические или нравственные страдания, также не имеется, учитывая правомерность действий работника банка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что в банк обращался представитель истца с доверенностью, в которой содержались все необходимые реквизиты паспорта истца, в связи с чем у ответчика не было оснований для отказа в закрытии счетов, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку паспорт истца был заменен в связи с достижением 45-летнего возраста, в досье клиента банка имелась копия старого паспорта.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы и отмены законного решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи