ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-4980/20 от 09.03.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Никишова С.А. дело № 33-1895/2021

№ 2-1-4980/2020

64RS0042-01-2020-009085-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 марта 2021 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Песковой Ж.А.,

судей Степаненко О.В., Климовой С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 16 ноября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Степаненко О.В., объяснения представителя администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – комитет ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР), просила взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26 ноября 2019 года по
20 сентября 2020 года в размере 80122,77 руб., расходы по уплате государственной пошлины – 2066,86 руб. Требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу 30 ноября 2018 года решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 октября 2018 года по гражданскому делу с комитета ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР в пользу истца взыскана выкупная стоимость за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в размере 1781447 руб. 01 марта 2019 года исполнительный лист, выданный на основании указанного судебного акта, был передан на исполнение в комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – комитет финансов администрации ЭМР), однако до настоящего времени решение суда не исполнено, денежные средства не выплачены.

Определением суда от 20 октября 2020 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация ЭМР).

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от
20 октября 2020 года с администрации ЭМР за счет казны муниципального образования в лице комитета по финансам администрации ЭМР в пользу ФИО1 взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26 ноября 2019 года по 20 сентября 2020 года в размере 80122,77 руб., расходы по уплате государственной пошлины – 2066,86 руб.

Не согласившись с постановленным судебным актом, администрация ЭМР подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить, принять по делу новое решение о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с комитета ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР. В доводах жалобы ссылается на то, что вступившим в законную силу решением суда обязанность по уплате денежных средств за изымаемое жилое помещение ФИО1 возложена именно на комитет ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР, в связи с чем именно у него как у должника возникло перед истцом денежное обязательство по выплате процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ. Полагает, что выплата процентов в порядке ст. 395 ГК РФ как и выплата компенсации за изымаемое жилое помещение должны осуществляться не за счет казны публично-правового образования, а непосредственно тем органом, кому переданы соответствующие полномочия, за счет выделенных бюджетных ассигнований для исполнения бюджетных обязательств. Кроме того, в соответствии с Положением о комитете ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР, утвержденным решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района, , комитет является главным распорядителем средств бюджета Энгельсского муниципального района, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ именно на комитет должна быть возложена обязанность по уплате указанных денежных средств.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для изменения или отмены вынесенного судебного постановления не имеется.

Судом первой инстанции на основании представленных по делу доказательств установлено и следует из материалов дела, что решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 24 октября 2018 года по гражданскому делу
на комитет ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР возложена обязанность принудительно выкупить для муниципальных нужд принадлежащее на праве собственности ФИО1 жилое помещение, площадью 61,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, с выплатой компенсации (выкупной цены) за изымаемое жилое помещение в размере 1781447 руб., с прекращением после выплаты указанной выкупной цены права собственности ФИО1 на указанное жилое помещение, признанием права муниципальной собственности на данную квартиру, ФИО1,
К.Ю.А., К.М.В. выселены из спорного жилого помещения.

30 ноября 2018 года данный судебный акт вступил в законную силу.

01 марта 2019 года исполнительный лист передан на исполнение в комитет финансов администрации ЭМР, однако до настоящего времени решение суда не исполнено.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности по правилам ст.ст. 55, 67, 71, 86 ГПК РФ, на основании ст. 395 ГК РФ, ст.ст. 242.1, 242.2 ГК РФ, разъяснений, изложенных п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», с учетом требований ст. 56 ГПК РФ суд первой инстанции, установив, что решение суда о взыскании с комитета ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР в пользу
ФИО1 указанных денежных средств не исполнено, признав надлежащим ответчиком по настоящему делу администрацию ЭМР, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к данному ответчику, постановив взыскать денежные средства за счет казны муниципального образования в лице комитета по финансам администрации ЭМР.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и признания надлежащим ответчиком по делу администрации ЭМР, поскольку данные выводы соответствуют нормам материального закона и фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация ЭМР.

Между тем указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о комитете ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР, утвержденным решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22 декабря 2016 года № 89/08-05 «Об утверждении Положений об органах администрации Энгельсского муниципального района, наделенных статусом юридического лица», комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать с изображением герба Энгельсского муниципального района, штамп, бланки (п. 1.5); приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ (п. 1.6); является главным распорядителем средств бюджета Энгельсского муниципального района, предусмотренных в пределах лимитов бюджетных ассигнований и выделяемых на реализацию задач комитета (п. 3). Финансирование деятельности комитета осуществляется за счет бюджетных средств Энгельсского муниципального района Саратовской области, иных поступлений в соответствии с законодательством РФ
(п. 6.2). К функциям комитета относится, в том числе, правомочие по решению органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района осуществлять необходимые действия по принятию в муниципальную собственность имущества, принадлежащего РФ, Саратовской области, поселениям, входящим в состав Энгельсского муниципального района, гражданам и организациям, в порядке, установленном законодательством РФ и Саратовской области. Комитет вправе выступать в качестве истца, ответчика при рассмотрении в судах, арбитражных судах, третейских судах споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом (за исключением объектов жилищного фонда и земельных участков, на которых отсутствуют муниципальные объекты недвижимого имущества, составляющие единый объект приватизации с данными земельными участками), если иное не установлено законодательством РФ.

В Положении о комитете финансов администрации ЭМР, утвержденном Собранием депутатов Энгельсского муниципального района от 22 декабря 2016 года № 89/08-05, закреплено, что данный комитет, в том числе, исполняет бюджет Энгельсского муниципального района, обеспечивает внедрение и функционирование в Энгельсском муниципальном районе системы предварительного контроля расходов бюджета, составляет отчет об исполнении бюджета Энгельсского муниципального района, косолидированного бюджета Энгельсского муниципального района (п. 3.1); имеет право требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств бюджета Энгельсского муниципального района и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств бюджета Энгельсского муниципального района (п. 4.1).

Как следует из Положения о бюджетном процессе в Энгельсском муниципальном районе, утвержденного Собранием депутатов Энгельсского муниципального района от 20 декабря 2012 года № 363/41-04, администрация ЭМР обеспечивает составление проекта местного бюджета; обеспечивает исполнение местного бюджета и составление бюджетной отчетности; в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, Саратовской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района, вправе устанавливать расходные обязательства Энгельсского муниципального района; устанавливает порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета, являющихся органами администрации Энгельсского муниципального района, и (или) находящихся в их ведении казенных учреждений; осуществляет иные бюджетные полномочия, которые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом Энгельсского муниципального района, решениями Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и настоящим Положением могут быть отнесены к его компетенции. Отдельные полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, от имени администрации ЭМР в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Энгельсского муниципального района выполняют Глава ЭМР и финансовый орган администрации ЭМР. Комитет по финансам администрации ЭМР осуществляет следующие бюджетные полномочия: составляет проект местного бюджета и проект среднесрочного финансового плана; организует исполнение местного бюджета по расходам в соответствии с установленным порядком проведения операций по обеспечению кассовых выплат из бюджета, порядком учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета; организует исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от
08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; устанавливает порядок представления главными распорядителями бюджетных средств информации о результатах рассмотрения дела в суде, наличии оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта; осуществляет иные полномочия в сфере бюджетных правоотношений, которые в соответствии с федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом Энгельсского муниципального района, решениями Собрания депутатов Энгельсского муниципального района и настоящим Положением могут быть отнесены к его компетенции. Главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде от имени Энгельсского муниципального района в качестве представителя ответчика по искам к Энгельсскому муниципальному району; по иным искам к Энгельсскому муниципальному району, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочия главного распорядителя средств бюджета муниципального образования (п. 2.6).

В силу ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в
п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований) ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Таким образом, в силу приведенных положений Бюджетного кодекса РФ и нормативно-правовых актов Энгельсского муниципального района именно администрация ЭМР отвечает за исполнение судебных актов искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования, при этом контроль за надлежащим исполнением таких судебных актов осуществляет финансовый орган органа местного самоуправления – комитет финансов администрации ЭМР. Комитет ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР, являясь главным распорядителем средств бюджета ЭМР в сфере жилищного законодательства, финансируемым из бюджета ЭМР, полномочен исключительно выступать истцом или ответчиком при рассмотрении в судах споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, если иное не установлено законодательством РФ, в обязательном порядке предоставляет в финансовый орган информацию о вынесенных судебных актах по обращению взыскания на средства местного бюджета, а тот в свою очередь организует их исполнение. При этом ассигнования на исполнение судебных актов должны быть предусмотрены на эти цели законом (решением) о бюджете, проект которого составляется администрацией ЭМР, делегировавшей данные свои полномочия финансовому органу.

Учитывая, что комитет финансов администрации ЭМР, исполняя судебные акты, реализует исключительно полномочия администрации ЭМР, переданные ему в соответствии с действующим законодательством, а комитет ЖКХ, ТЭК администрации ЭМР вправе действовать только в сфере жилищного законодательства, реализуя функции главного распорядителя денежных средств именно в этой области, будучи финансируемым только за счет казны ЭМР, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по требованиям о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ вследствие неисполнения судебного акта о выплате присужденных денежных средств за счет казны муниципального образования в данном случае является администрация ЭМР.

Решение суда в части периода начисления подлежащих взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами и их размера не обжалуется, в связи с чем в силу диспозитивности не является предметом проверки судебной коллегией.

Принимая во внимание все вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от
16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи