ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-681/2022 от 30.08.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Кичатая О.Н. Дело № 33-6853/2022

№ 2-1-681/2022

64RS0010-01-2022-001010-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Кудаковой В.В.,

судей Шайгузовой Р.И., Кудряшовой Д.И.,

при ведении протокола помощником судьи Левошиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по исполнению требований действующего законодательства по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 июня 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Кудаковой В.В., объяснения представителя истца – ФИО2, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступившие возражения, судебная коллегия

установила:

Саратовский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) ФИО1, в котором просил признать незаконным бездействие ИП ФИО1, выразившееся в неисполнении требований п. п. 3 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637; обязать ответчика в срок не позднее двух месяцев с момента вступления в силу решения суда представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в отношении судна «Тримаран-750» идентификационный № В-7-6244, судовой билет С № 028753.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте, в ходе которой установлено, что ИП ФИО1 в соответствии со своей основной деятельностью код 50.30 «Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта» и лицензией осуществляет с 2020 года деятельность по коммерческой перевозке пассажиров на р. Волге в районе города Вольска Саратовской области на принадлежащем ему маломерном судне «Тримаран-750», идентификационный № В-7-6244, судовой билет С № 028753. Однако ответчиком не исполнены требования по обеспечению транспортной безопасности в отношении указанного транспортного средства, на которое распространяются положения Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а именно, в нарушение п. 1.1 ст. 9 вышеуказанного закона, пп. 3, пп. 4 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637, ИП ФИО1 не представил в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности».

С целью устранения выявленных нарушений в адрес ответчика было внесено представление, которое им рассмотрено и удовлетворено, однако мер для устранения выявленных нарушений не принято.

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 20 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе, с учетом дополнений, ИП ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что обязанность по выполнению п. п. 3 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637, возникнет после внесения изменений в лицензию Министерства транспорта РФ от 09 июля 2020 года либо после выдачи новой лицензии. Также автор жалобы указывает на исполнение решения суда после его вынесения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

Ответчик ИП ФИО1 в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем с учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 24 апреля 2020 года, основной вид деятельности – деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, а также является владельцем маломерного судна «Тримаран-750», идентификационный № В-7-6244, судовой билет С № 028753.

09 июля 2020 года ИП ФИО1 выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров «бессрочно», в качестве используемого объекта при осуществлении лицензируемого вида деятельности указано маломерное судно «Тримаран-750», идентификационный № В-7-6244, судовой билет С № 028753.

Проведенной Саратовской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в период навигации 2021 года ИП ФИО1 осуществлялась деятельность по коммерческой перевозке пассажиров с использованием указанного маломерного судна, что ответчиком не оспаривается, однако в нарушение пп. 3 п. 7 Требований им не представлена полная и достоверная информация в Федеральное агентство морского и речного транспорта для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О транспортной безопасности».

С целью устранения выявленных нарушений ИП ФИО1 внесено представление № 23/1-01-2021/1427 от 20 декабря 2021 года, которое им рассмотрено и удовлетворено, однако мер для устранения выявленных нарушений ответчиком не принято, что подтверждается письмом, поступившим в Саратовскую транспортную прокуратуру 30 марта 2022 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее - Требования), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1637, Порядком ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 377, пришел к выводу о незаконности бездействия ИП ФИО1, выраженного в невыполнении возложенной на него законом обязанности по представлению полной и достоверной информации в Федеральное агентство морского и речного транспорта для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Судом принято во внимание, что невыполнение ответчиком требований законодательства в сфере транспортной безопасности при перевозке пассажиров судном внутреннего водного транспорта создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц в результате совершения акта незаконного вмешательства - противоправного действия (бездействие), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу п.п. «д» п. 11 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к транспортным средствам относятся суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов.

Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ содержит понятие прогулочного судна – это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 ФЗ № 16-ФЗ, для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками (в том числе иностранных государств), осуществляющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее - Требования), утверждены Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года № 1637 (вступили в силу с 22 октября 2020 года).

Согласно пп. 3 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в абзаце 1 п. 4 Требований, обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного ч. 4 ст. 6 ФЗ № 16- ФЗ.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 377 утвержден Порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с п. 8 которого основанием для включения в Реестр не подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации.

Согласно п. 4.3 данного Порядка в отношении транспортных средств Реестр включает в себя:

в отношении транспортных средств - реестровый номер; дата внесения в Реестр; полное наименование транспортного средства (марка, тип, модель, номер проекта морского или речного судна, идентификационный номер/регистрационный номер судна (воздушного судна)/номер Международной морской организации/сетевой номер и заводской номер железнодорожного подвижного состава); информация о субъекте транспортной инфраструктуры;

в отношении индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя согласно ЕГРИП;

место нахождения транспортного средства (при наличии); основание для внесения в Реестр; основание для внесения в Реестр изменений; дата внесения в Реестр изменений; основание для исключения из Реестра; дата исключения из Реестра.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно п. 12 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 года № 2111, оценка соблюдения лицензиатами лицензионных требований осуществляется лицензирующим органом в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области внутреннего водного плавания, которым является Волжское управление государственного морского и речного надзора в сфере транспорта.

Лицензия является действующей, намерение ответчика поменять судовой билет и получить новую лицензию не подтверждает недействительность ранее выданной лицензии и не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

Представленное ответчиком в суд апелляционной инстанции и принятое в качестве нового доказательства сообщение Федерального агентства морского и речного транспорта от 26 июля 2022 года о присвоении маломерному суду реестрового номера, не влечет отмену судебного постановления.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств при отсутствии каких-либо фактических данных, которые бы с бесспорностью подтверждали ошибочность такой оценки, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 20 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05 сентября 2022 года.

Председательствующий

Судьи