ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1000/20 от 18.06.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

18 июня 2020 г. г. Уфа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-1000/2020

(33-9641/2020)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Алексеенко О.В.,

судей Индан И.Я.,

Пономаревой Л.Х.,

при секретаре Нафикове А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2020 г., которым постановлено:

исковые требования ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отмене дисциплинарного взыскания – удовлетворить частично.

Приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан №...-к от 01 октября 2019 г. в части применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания, признать незаконным.

Взыскать с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отмене дисциплинарного взыскания, мотивируя требования тем, что работает в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в должности ведущего специалиста-эксперта отдела по делам инвалидов.

Приказом от 01.10.2019 №...-к была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания по заключению комиссии, созданной приказом от 10.09.2019 №...-к, для проведения служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме от 02.09.2019
№....

Истец считает, что факт совершения ею дисциплинарного проступка не установлен и её вины нет.

Истец с учетом уточнений просила суд отменить дисциплинарное взыскание, примененное в виде замечания приказом от 01.10.2019 №...-к; отменить указанный приказ в части применения дисциплинарного взыскания в виде замечания; взыскать с ответчика моральный ущерб в размере 3000 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на нарушением судом при принятии решения норм материального и процессуального права. Законом не предусмотрена обязанность представителя нанимателя затребовать от государственного служащего объяснения до применения дисциплинарного взыскания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – ФИО2, истца ФИО1, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

В силу ст. 56 названного Федерального закона служебная дисциплина на гражданской службе - это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами государственного органа и со служебным контрактом.

Согласно ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии, а также увольнения с гражданской службы. При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель может применить дисциплинарное взыскание, является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен в ст. 58 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 58 названного Федерального закона до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 указанного Федерального закона при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Основанием применения перечисленных видов взысканий является дисциплинарный проступок, который проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим должностных обязанностей.

Судом первой инстанции установлено, что приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан №...-к от 02.12.2009 ФИО1 принята в отдел обеспечения деятельности учреждений по социальному обслуживанию и организации конкурсных торгов на должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан старшего специалиста 2 разряда.

С ФИО1 заключен Служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан №... от 02.12.2009.

Приказом №...-к от 09.01.2013 ФИО1 переведена с 01.01.2013 на должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан ведущий специалист-эксперт отдела по делам инвалидов.

В ходе проверки обстоятельств и порядка привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, судом установлено, что приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан №...-к от 10.09.2019 создана комиссия для проведения служебной проверки по фактам, изложенным в Представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме от 02.09.2019
№....

Установлено, что Прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан законодательства, регулирующего вопросы приспособления жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, по результатам которой установлены существенные нарушения.

Так, в нарушение п. п. 3, 10 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649, на протяжение 3-х лет и до настоящего времени порядок создания и работы муниципальной комиссии Министерством не установлен, что влечет длительное бездействие органов местного самоуправления по созданию таких комиссий.

Кроме того, в соответствии с п. 15 Правил в Министерство для проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалидов и (или) общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида из администрации ГО г. Уфа 28.12.2018 поступило 9 актов обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, где проживают инвалиды, оформленных муниципальной комиссией ГО г. Уфа, по которым своевременно не проведена проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов.

Только в ходе проверки 21.08.2019 указанные акты обследования возвращены в администрацию ГО г. Уфа для доработки в связи с выявленными недостатками.

Также в Министерство 20.05.2019 поступило 5 актов обследований жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых проживают инвалиды, оформленных муниципальной комиссией ГО адрес Республики Башкортостан, которые 08.08.2019 возвращены для доработки в связи с недостатками.

Аналогичным образом 21.08.2019 в администрацию ГО адрес возвращен акт обследования жилого помещения инвалида, поступивший в Министерство 25.06.2019.

При этом в нарушение п. п. 12, 13, 14 Правил, приказа Минстроя России от 23.11.2016 №836/пр, возвращая на доработку акты обследований, Министерство необоснованно потребовало от муниципальной комиссии ГО г. Уфа включение в соответствующие акты расчетов в финансовых потребностях на проведение работ по реконструкции либо капитальному ремонту.

Вышеуказанные нарушения законодательства допущены в результате ненадлежащего отношения должностных лиц Министерства к исполнению возложенных в этой сфере полномочий, ослабления контроля со стороны руководства Министерства и влекут существенные нарушения прав инвалидов, проживающих в республике, на обеспечение условий доступности для них жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

При проведении служебной проверки были получены объяснения истца по вышеприведенным обстоятельствам (л.д. 139).

Согласно Заключению комиссии по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме от 30.09.2019 установлено, что ФИО1 не была обеспечена реализация постановления №... в части исполнения п.п. 3 и 10 Правил.

На основании указанного Заключения от 30.09.2019, комиссия предложила применить дисциплинарное взыскание в виде замечания в том числе ведущему специалисту-эксперту отдела по делам инвалидов ФИО1

Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан №...-к от 01.10.2019 г. за неисполнение должностных обязанностей в части обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года №... «По приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» применено дисциплинарное взыскание в виде замечания в том числе ведущему специалисту-эксперту отдела по делам инвалидов ФИО1

С данным приказом истец ознакомлена под роспись 01.10.2019, возражала по результатам проведенной служебной проверки. Указала, что Комиссией в письменном виде не ознакомлена с заключением. Поручений по созданию порядка работы Комиссией не поступало (л.д. 88).

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из отсутствия доказательств совершения ФИО1 дисциплинарного проступка и, как следствие, отсутствия оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, исходя из следующего.

Принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а, следовательно, и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. В силу действующего законодательства на ответчике также лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о соблюдении предусмотренного законом порядка наложения дисциплинарного взыскания.

Между тем, как следует из постановления Правительства Республики Башкортостан от 04.07.2017 № 309 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Башкортостан по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов», Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в части координации мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав государственного жилищного фонда Республики Башкортостан, муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда (п.1).

В соответствии с п. 4 постановления, Министерству необходимо до
10 июля 2017 г. создать региональную межведомственную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Республики Башкортостан, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - Комиссия), утвердить положение о Комиссии и ее состав, предусмотрев обязательное участие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, представителей общественных организаций инвалидов.

Пунктом 5 постановления рекомендовано органам местного самоуправления Республики Башкортостан до 1 августа 2017 г. создать муниципальные комиссии и утвердить их составы; утвердить планы мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов; информацию о муниципальных комиссиях и утвержденных планах мероприятий направить в адрес Министерства.

Из должностного регламента, утвержденного 23.08.2018 №...-к следует, что согласно п.3.1.4 раздела 3, ведущий специалист-эксперт в соответствии с задачами и функциями обеспечивает реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 года №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (л.д. 61).

Выполнение истцом должностных обязанностей, предусмотренных указанным пунктом должностного регламента подтверждается письмом ФИО1 в адрес заместителя министра Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в адрес ФИО5 от 17.06.2019, заявлением от 13.07.2019 на имя И.О. министра Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО6 (л.д. 20.24).

Суду апелляционной инстанции представлен перечень поручений от 20.09.2019, из которых следует, что п. 6 перечня предусмотрено поручение разработать проект приказа Министерства об утверждении порядка создания и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, увтержденным органам местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Исполнителем данного поручения указана ФИО1, срок исполнения 27.09.2019.

Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 18.10.2019 №...-о утвержден порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Данный приказ разработан и утвержден в соответствии с п. 10 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее проверки, проведенной Прокуратурой Республики Башкортостан 02.09.2019 ФИО1 каких-либо поручений по разработке проекта приказа Министерства об утверждении порядка создания и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в письменном виде не давалось.

Следовательно, заключение служебной проверки в части неисполнения поручения по разработке нормативно-правовых документов ФИО1 является необоснованным.

В связи с этим, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности по приведенным ответчиком обстоятельствам, не подтверждающим соверешение истцом проступка, влекущего привлечение к дисциплинарной ответственности в порядке применения положений п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указание на ненадлежащую оценку представленных в дело доказательств подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку все доказательства, представленные в дело, оценены судом в совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства опровергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, изложены в обжалуемом судебном решении. Оснований для переоценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.

Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.

С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Алексеенко

Судьи И.Я. Индан

Л.Х. Пономарева

справка: судья И.Б. Сиражитдинов