ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1002/20 от 07.10.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Скворцова Ю.А. Дело № 2-1002/2020

№ 33-3650/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Алфёровой Г.П.,

судей Гарматовской Ю.В., Алексенко Л.В.,

при помощнике судьи Захариной М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ «Борисово» о взыскании переплаты за общедомовые нужды, обязании привести оплату на общедомовые нужды многоквартирного дома в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда г.Калининграда от 15 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Гарматовской Ю.В., пояснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ТСЖ «Борисово» ФИО2 и представителя ООО РИВЦ «Симплекс» по доверенности ФИО3, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ «Борисово», указав, что ответчик систематически начисляет завышенную плату за холодную, горячую воду, водоотведение, электроэнергию, внутридомовое газовое оборудование, расходуемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Полагал, что ответчик производит расчет оплаты на общедомовые нужды с нарушением действующего жилищного законодательства, поскольку в нарушение ст.ст. 36, 37, 38 ЖК РФ начисление оплаты производится исходя из жилой площади квартиры.

Истец полагал, что такое начисление должно производиться исходя из размера доли собственника квартиры в праве общей собственности на общедомовое имущество пропорционально площади квартиры.

Указал, что начисление платы указанных ресурсов с жилой площади составляет 162,18 руб., а начисление с доли – 32,50 руб., таким образом завышение платы ежемесячно составляет 130 руб.

Размер платы на общедомовые нужды должен начисляться в отношении его квартиры, имеющей жилую площадь 57,40 кв.м, исходя из его доли в праве общей собственности на общедомовое имущество, которая составляет 11,48 кв.м, и полагал, что ежемесячно такой размер должен составлять 32,91 руб.

Поскольку за период с 2017 года по 2019 год размер оплаты на общедомовые нужды начислялся ответчиком неправильно, он переплатил за оказанные услуги 5 772 руб.

Указал, что согласно п. 11-13 ст. 157 ЖК РФ за переплату необходимо удерживать с управляющей компании штраф в размере 50% от суммы переплаты.

На основании изложенного, просил взыскать с ТСЖ «Борисово» излишне полученную плату на содержание общедомового имущества за период с 2017 года по 2019 год в размере 2 319 руб., а также обязать ТСЖ «Борисово» привести расчет платы на общедомовые нужды многоквартирного дома в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено вышеприведенное решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, продолжая настаивать на доводах иска о нарушении порядка начисления платы за содержание общедомового имущества.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 57,40 кв.м, жилой площадью 37,50 кв.м, по ул. <адрес>

Управление домом по ул. <адрес> осуществляет ТСЖ «Борисово».

Между ТСЖ «Борисово» и ООО РИВЦ «Симплекс» заключен договор № 01/02/01/10 от 27 января 2010 года, на основании которого ООО РИВЦ «Симплекс» осуществляет выполнение расчетов по начислению платы за жилое помещение на основании данных, предоставленных ТСЖ «Борисово».

Решением членов ТСЖ в форме очно-заочного голосования с 03 июня 2019 года по 17 июня 2019 года, от 19 июня 2019 года, утверждена смета доходов и расходов финансовых средств на 2019 год в размере 12 руб. за кв.м в месяц плюс тариф.

Истцом оспаривается применяемый расчетным центром порядок начисления платы с 2017 года по 2019 год за холодную, горячую воду, водоотведение, электроэнергию, расходуемые на общедомовые нужды в многоквартирном доме, содержание внутридомового газового оборудования, поскольку, по мнению истца, расчет платы производится путем умножения тарифа на общую площадь его квартиры, тогда как плата должна начисляться не на площадь квартиры, а на долю в общедомовом имуществе, пропорциональную принадлежащей ему жилой площади в доме.

Согласно п.1 ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Из представленных истцом в материалы дела квитанций на оплату ресурсов, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме следует, что истцу начисляется плата за холодную, горячую воду, водоотведение, электроэнергию на содержание общего имущества, а также на содержание внутридомового газового оборудования.

Положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 № 73-ФЗ).

Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.9.3 ст. 156 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества производится в доме истца исходя из норматива потребления на 1 кв.м площади помещений, входящих в состав общего имущества дома (абз.2 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Доводы истца о нарушении порядка начислений платы за коммунальные ресурсы судебными инстанциями проверены и признаны необоснованными, поскольку начисление платы за ресурсы, потребленные на содержание общедомового имущества, производится, вопреки мнению истца, не путем умножения установленного законом тарифа на общую площадь принадлежащего ему жилого помещения, а иным способом, при котором учитывается как площадь всех помещений дома, так и площадь мест общего пользования и площадь квартиры истца.

Согласно разделу 3 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:,

где: - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленной по запросу судебной коллегии справки расчетного информационно-вычислительного центра «Симплекс» от 06 октября 2020 года следует, что расчет стоимости за коммунальные ресурсы, предоставленные на общедомомые нужды в доме истца, производится в соответствии с вышеуказанной формулой. При этом применяются нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Калининградской области № 184 от 28 марта 2014 года.

При исчислении же объема коммунального ресурса, который расходуется на общедомомые нужды, применяется формула, при котором учитывается площадь всех жилых и нежилых помещений в доме – 5607,90 кв.м, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества – 794 км.м, а также общая площадь жилого помещения истца – 57,40 кв.м.

Указанная формула установлена в п.17 раздела 3 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которому приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:, где:

Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Согласно справке ООО РИВЦ «Симплекс», указанный объем коммунального ресурса, потребляемого на общедомовые нужды, определяется в величине, при исчислении которой учитывается доля в общей площади нежилых помещений, пропорциональная площади квартиры истца, а впоследствии умножается на стоимость ресурса.

При этом в выставляемых квитанциях справочно указывается цена за кв.м коммунального ресурса, которая рассчитывается путем умножения площади мест общего пользования на норматив потребления и на стоимость одной единицы ресурса, а впоследствии делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Полученная величина умножается на общую площадь квартиры истца, и итоговый результат представляет собой стоимость предоставленных непосредственно истцу коммунальных ресурсов на содержание мест общего пользования, исходя из его доли в общем имуществе.

Вопреки доводам истца величина, на которую умножается общая площадь его квартиры в выставленных квитанциях, не является тарифом за пользование коммунальными ресурсами на содержание общедомового имущества, а является математически вычисленной стоимостью ресурса, затраченного на содержание одного квадратного метра общедомового имущества.

Правильность применяемого расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества проверена Департаментом жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, что подтверждается ответом на общение ФИО1 от 17 марта 2020 года.

Оспаривая порядок начисления платы за обслуживание ВДГО, истец также ссылался на неправильный порядок, применяемый при исчислении подлежащей уплате суммы.

Однако и данные доводы нельзя признать обоснованными.

Из материалов дела следует, что на основании представленного в материалы дела договора от 08 февраля 2018 года между ТСЖ «Борисово» и ОАО «Калининградгазификация» осуществляет работы по техническому обслуживанию ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования. Стоимость работ определена приложением к договору и по дому истца составила 47 959 руб.

Общим собранием членов ТСЖ утвержден размер платы в 0,72 руб. на указанную услугу за квадратный метр общей площади жилого помещения, данный тариф и факт оказания названных услуг, истцом не оспаривались.

Согласно п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.

Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п.33 Правил). Такая смета представлена в материалы дела ( л.д. 70).

Учитывая, что работы по обслуживанию общедомового имущества, в том числе по содержанию газоснабжающего оборудования являются услугой, а не коммунальным ресурсом, как ошибочно полагает истец в исковом заявлении и апелляционной жалобе, расчет платы за данную работу представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь принадлежащего собственнику помещения, что соответствует ст. 249 ГК РФ, в силу которой каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

С учетом изложенного, оснований для признания примененного при расчете платы за коммунальные ресурсы, затраченные в местах общего пользования, и за содержание общего имущества собственников в доме по ул. Подп. Емельянова-294 в г. Калининграде, не соответствующим закону, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы искового заявления и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Московского районного суда г.Калининграда от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: