ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1005/2021 от 09.08.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья .. дело № 2-1005/2021

№ 33-2554/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 9 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Радкевича А.Л.,

судей областного суда Лапшиной Л.Б., Ожеговой И.Б.,

при помощнике судьи Авджян Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.

гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2021 года по иску ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области о возложении обязанности произвести перерасчет социальных выплат, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития и труда Астраханской области о возложении обязанности произвести перерасчет социальных выплат с 25 декабря 2019 года, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, в обоснование своих требовании, указав, что 03 декабря 2019 года он обратился в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако Министерство социального развития и труда Астраханской области за подписью заместителя министра АФИО12 в ответе от 27 декабря 2019 года № в просьбе отказало. ФИО1 было подано заявление в Кировский районный суд г. Астрахани о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 06 мая 2020 года ФИО1 также было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 июня 2020 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 06 мая 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Определением Четвертого кассационного суда обшей юрисдикции от 03 декабря 2020 года апелляционное определение от 25 июня 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Министерства социального развития и труда Астраханской области - без удовлетворения.

Далее он обратился в Министерство социального развития и труда Астраханской области с заявлением на перерасчет социальных выплат, на основании письма от 14 октября 2020 года №0303 ФИО1 было отказано в перерасчете, в связи с чем он просит суд обязать Министерство социального развития и труда Астраханской области произвести ему перерасчет социальных выплат со дня незаконного отказа в присвоении звания «Ветеран труда» то есть с 25 декабря 2019 года, взыскать с Министерства социального развития и труда Астраханской области в свою пользу материальный и моральный ущерб в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное Казенное Учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.

Представитель Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО2 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Представитель ГКУ «Центр социальной поддержки населения Черноярского района Астраханской области» просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения по основанию неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства просит решение суда оставить без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 июля 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

В качестве соответчика к участию в деле привлечено ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области.

ФИО1, представитель ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав докладчика, объяснения представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходи к следующему.

Согласно п. «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации),

По смыслу приведенных конституционных положений, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 N 122- ФЗ), социальной защиты инвалидов Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно статье 28 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и действительного на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещении: оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протеи; - ортопедической помощи.

Материалами дела установлено, что ФИО1 на основании вступившего в законную силу апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Астраханской областного суда от 25 июня 2020 года выдано удостоверение ветерана труда от 7 августа 2020 года и на основании его личного заявления от 14 августа 2020 года ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области, начиная с 1 сентября 2020 года, назначены социальные выплаты в соответствии Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области».

В соответствии со статьей 22 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» по льготному статусу «Ветеран труда№ предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1026 рублей;

-ежемесячное пособие на оплату проезда в размере 513 рублей;

-пособие на абонентскую плату за пользование телефоном в размере 205 рублей 20 копеек.

Отказывая в удовлетворении заявления истца о выплате мер социальной поддержки с момента возникновения права, с 25 декабря 2019 года, Министерство социального развития и труда Астраханской области и ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области сослались в своих письменных ответах на заявление истца на то, что назначение мер социальной поддержки носит заявительный характер, и выплачивается гражданину с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин представил в территориальный центр социальной поддержки населения по месту жительства заявление и все необходимые документы на основании статьи пункта 9 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Астраханской области от 18 января 2018 года № 9-П.

Выплаты назначены ФИО1 с 1 сентября 2020 года, поскольку соответствующее заявление с полным пакетом документов поступило от него в августе 2020 года. Между тем, с такой позицией согласиться нельзя.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Следовательно, лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных органами государственной власти, должно доказать совершение органом или его должностным лицом противоправного действия (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков, их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, заявленных истцом, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство социального развития и труда Астраханской области не является органом, производящим социальные выплаты, а указанные выплаты и предоставление иных мер социальной поддержки производит ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области.

Поскольку в настоящем деле в качестве соответчика привлечено ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области, которое незаконно не было привлечено судом первой инстанции к участию в деле, судебная коллегия считает необходимым исковые требования истца удовлетворить в части возложения на ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области обязанности по перерасчету социальных выплат со дня возникновения права на присвоение звания «Ветеран труда», то есть с 25 декабря 2019 года, поскольку в данном случае не может быть принято во внимание то обстоятельство, что назначение и выплата социальных выплат, в соответствии с требованиями законодательства, носит заявительный характер, и что назначение выплаты мер социальной поддержки в без заявительном порядке не предусмотрено, так как в данном случае возник спор по поводу возмещения убытков, причиненных в результате незаконного отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ФИО1 частичному удовлетворению в части возложения на ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области обязанности произвести перерасчет ФИО1 социальных выплат со дня незаконного отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда», установленного вступившим в законную силу решением суда, то есть с 25 декабря 2019 года.

Исковые требования в части взыскания с ответчиков компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и <данные изъяты>, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.

В соответствии с п. 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Анализ приведенных положений закона указывает на то, что обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются противоправные действия (бездействие) причинителя вреда, наличие причинной связи между его действиями (бездействием) и вредными последствиями и вина причинителя в наступлении вредных последствий. Наличие вины причинителя вреда необязательно в случаях, установленных законом.

По делам о компенсации морального вреда истец должен доказать причинение вреда при определенных обстоятельствах и конкретным лицом, степень физических и нравственных страданий, претерпеваемых им, и в чем они выражаются, причинно-следственную связь между причинением вреда и наступившими физическими и нравственными страданиями, размер компенсации вреда.

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что в результате действий (бездействия) ответчика были нарушены имущественные права истца.

Действующим законодательством возможность компенсации морального вреда, в случае незаконного отказа в перерасчете социальных выплат не предусмотрена.

Доказательств того, что в результате виновных действий (бездействия) ответчика истцу были причинены нравственные или физические страдания, нарушены принадлежащие ему нематериальные блага, или личные неимущественные права и интересы, в деле не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу положений статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены расходы на оплату услуг представителя.

Заявляя требования о взыскании с ответчиков расходов по оплате госпошлины в размере 750 рублей по судебным делам, рассмотренным ранее судами при обжаловании им действий государственных органов по отказе в присвоении звания «Ветеран труда», а также расходов на приобретение бензина в связи с проездом в судебные заседания, ФИО1 доказательств несения данных судебных расходов суду не представил, квитанций об оплате госпошлины не представил, в связи с чем, данные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела.

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым разъяснить истцу, что он имеет право согласно положениям статьи 103.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратиться с заявлением о возмещении судебных расходов в рамках тех гражданских дел, которые были рассмотрены судами ранее по его заявлениям об обжаловании действий государственных органов.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 марта 2021 года отменить.

Исковые требования ФИО1 частично удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Черноярского района» Астраханской области произвести ФИО1 перерасчет социальных выплат со дня незаконного отказа в присвоении звания «Ветеран труда», то есть с 25 декабря 2019 года.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Председательствующий Радкевич А.Л.

Судьи областного суда Лапшина Л.Б.

Ожегова И.Б.