ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1009/2021 от 10.02.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Мясищев И.Н. № 33-345/2022

№ 2-1009/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2022 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коржакова И.П.,

судей: Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области на решение Рославльского городского суда Смоленской области от 14 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области ФИО2,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) № 98671/21 от 22 июня 2021 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды её работы: с 21 мая 1990 года по 01 августа 1990 года в качестве машиниста электрокозлового крана Смоленского производственного участка Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги в период прохождения производственной практики; с 01 апреля 1991 года по 28 октября 2010 года – в качестве машиниста крана на Рославльском автоагрегатном заводе. Просила обязать пенсионный орган включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 15 июня 2021 года.

Судом произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) на правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.

Решением Рославльского городского суда Смоленской области от 11 ноября 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

Суд обязал Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 15 июня 2021 года, засчитав в специальный стаж периоды её работы: с 21 мая 1990 года по 01 августа 1990 года; с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года (за исключением периодов: с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года; с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года; с 01 августа 1991 года по 31 октября 1991 года; с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года; с 01 февраля 1992 года по 29 февраля 1992 года; с 01 апреля 1992 года по 31 октября 1992 года; с 01 декабря 1992 года по 31 декабря 1992 года; с 01 января 1993 года по 31 июля 1993 года; с 01 ноября 1993 года по 31 декабря 1993 года; с 01 марта 1995 года по 31 марта 1995 года; с 01 мая 1995 года по 30 июня 1995 года; с 01 ноября 1997 года по 30 ноября 1997 года); с 01 января 1999 года по 14 декабря 2002 года; с 26 июля 2004 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года; с 01 мая 2010 года по 31 мая 2010 года.

В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области просит вышеуказанное решение отменить в части включения в специальный стаж периодов работы: с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года (за исключением периодов: с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года; с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года; с 01 августа 1991 года по 31 октября 1991 года; с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года; с 01 февраля 1992 года по 29 февраля 1992 года; с 01 апреля 1992 года по 31 октября 1992 года; с 01 декабря 1992 года по 31 декабря 1992 года; с 01 января 1993 года по 31 июля 1993 года; с 01 ноября 1993 года по 31 декабря 1993 года; с 01 марта 1995 года по 31 марта 1995 года; с 01 мая 1995 года по 30 июня 1995 года; с 01 ноября 1997 года по 30 ноября 1997 года); с 01 января 1999 года по 14 декабря 2002 года; с 26 июля 2004 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года; с 01 мая 2010 года по 31 мая 2010 года и назначении досрочной страховой пенсии с 15 июня 2021 года, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в данной части. В обоснование указывает, что заключение экспертизы условий труда носит предположительный характер, перед экспертом не ставился вопрос о выполнении условий о полной занятости на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, тем самым не подтвержден факт осуществления истцом трудовой деятельности в условиях постоянной и непосредственной занятости. Кроме того, указывает на то, что в материалах дела отсутствуют документы, бесспорно подтверждающие выполнение истцом в течение полного рабочего дня работы, подлежащей включению в специальный стаж.

Относительно апелляционной жалобы ФИО1 представлены возражения.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 08 июня 2021 г. ФИО1 обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рославльском районе Смоленской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа № 98671/21 от 22 июня 2021 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2003 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия специального стажа (л.д.14-16).

В специальный стаж не включены периоды работы с 21 мая 1990 года по 01 августа 1990 года в качестве машиниста электрокозлового крана Смоленского производственного участка Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги в период прохождения производственной практики; с 01 апреля 1991 года по 28 октября 2010 года – в качестве машиниста крана на Рославльском автоагрегатном заводе.

В спорные периоды истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы (с 28 по 31 декабря 2005 года, с 29 по 30 декабря 2006 года, с 26 по 28 октября 2010 года), а также периоды совмещения профессий (с 01 по 30 апреля 1991 года, с 01 по 30 июня 1991 года, с 01 августа по 31 октября 1991 года, с01 по 31 декабря 1991 года, с 01 по 29 февраля 1992 года, с 01 апреля по 31 октября 1992 года, с 01 по 31 декабря 1992 года, с 01 января по 31 июля 1993 года, с 01 ноября по 31 декабря 1993 года, с 01 по 31 марта 1995 года, с 01 мая по 30 июня 1995 года, с01 по 30 ноября 1997 года, с 01 по 31 августа 2000 года, с 01 по 31 декабря 2001 года, с 01 мая по 30 июня 2007 года, с 01 декабря 2008 года по 31 января 2009 года, с 01 апреля по 31 декабря 2009 года, с 01 марта по 30 апреля 2010 года, с 01 июня по 28 октября2010 года).

Пенсионным органом страховой стаж ФИО1 установлен в 29 лет 06 месяцев 14 дней, а на соответствующих видах работ (в качестве машиниста крана) - специальный стаж отсутствует.

Спорные периоды работы истца не включены пенсионным органом в ее стаж на соответствующих видах работ, так как подлежащая проверке в порядке части 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" достоверность сведений об этом стаже не подтверждена, в том числе по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно трудовой книжке ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ г.р., 21 мая 1990 года принята на период прохождения производственной технологической практики машинистом эл.козлового крана Смоленского производственного участка, по окончании которой 01 августа 1990 года уволена; в период с 01 сентября 1987 года по 20 февраля 1991 года - проходила обучение в РТЖ (диплом ПГ № 020682 от 20 февраля 1991 года); 01 апреля 1991 года - принята в цех подъемно-транспортного оборудования Производственного объединения АМО ЗИЛ машинистом крана (крановщиком) 3 разряда; 01 сентября 1997 года - переведена в том же цехе машинистом крана (крановщиком) 3 разряда по обслуживанию кранов цеха холодной высадки № 3; 16 октября 1997 года – присвоен 4 разряд машиниста крана (крановщика); 24 июня 1999 года - присвоен 5 разряд машиниста крана (крановщика); 01 апреля 2009 года в связи с реструктуризацией завода - переведена в ремонтно-механический цех машинистом крана (крановщиком) 5 разряда; 28 октября 2010 года – уволена на основании п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию (л.д. 196-201).

В 1991 году ФИО3 окончила полный курс Рославльского техникума железнодорожного транспорта по специальности «механизация грузовых работ на транспорте» с присвоением квалификации «техник-механик механизации грузовых работ на транспорте», что подтверждается копией диплома ПТ №020682(л.д.40).

Рославльским техникумом железнодорожного транспорта на основании протокола квалификационной комиссии № 16 от 26 апреля 1990 года ФИО4 выдано удостоверение №379 на право обслуживания электрокозловых кранов грузоподъёмностью до 10 тонн (л.д.178).

Периоды работы ФИО3 по профессии машинист крана (крановщик)подтверждаются также записями в личной карточке №00897, форма Т-2 (л.д.46-48).

Согласно представленным ответчиком документам выплатного дела учащаяся Рославльского техникума железнодорожного транспорта ФИО3, прибывшая на производственную практику, 21 мая 1990 года зачислена на работу машинистом эл. козлового крана Смоленского производственного участка Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги (л.д.149-152).

В Списках общих профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Рославльскому автоагрегатному заводу за 1990-1992, 1993 и 1998 годы указано, что машинисты крана (крановщики), занятые управлением мостовым краном при выполнении всех видов работ по погрузке и выгрузке грузов в цехе ПТО (участки термообработки, травильный, волочильный, гальванический) имеют право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 № 2 (л.д.156, 159, 173).

В перечне профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Рославльскому автоагрегатному заводу за 1999, 2000, 2008, 2009 годы машинисты кранов в структурных подразделениях, где работала истица, не поименованы (л.д.154, 161, 165, 168).

В перечне профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение по Рославльскому автоагрегатному заводу за 2010 год указано, что машинисты крана (крановщики), занятые управлением мостовым краном при выполнении всех видов работ при погрузке грузов участка травления, волочения, термообработки в ремонтно-механическом цехе имеют право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (л.д.170).

В материалах дела имеются расчётные листки о начислении ФИО1 заработной платы за период работы на Рославльском автоагрегатном заводе.

Действовавшими в спорные периоды работы ФИО1 классификаторами: Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. 1 86 016, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года № 016 и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, принятым постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 367 предусмотрена самостоятельная должность - машинист крана (крановщик).

Как указано в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93, утверждённом Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года № 298, в состав которой входит базовая группа 8333 «Машинисты кранов, подъёмников и другого погрузочно-разгрузочного оборудования» машинисты кранов (крановщики) управляют кранами, то есть работают с погрузочно-разгрузочным оборудованием и выполняют при этом погрузочно-разгрузочные работы или транспортные перемещения различных грузов, а также выполняют строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица дата регистрации ФИО1 в системе обязательного пенсионного страхования – 17 сентября 1998 года. Раздел «Сведения о периодах трудовой или иной общественно полезной деятельности и заработка за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования» (с 01 сентября 1987 года по 20 февраля 1991 года – учёба в Рославльском техникуме железнодорожного транспорта; с 21 мая 1990 по 01 августа 1990 – работа на Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги в качестве машиниста электрокозлового крана; с 01 апреля 1991 года по 31 августа 1997 года – работа на ФИО5 ЗИЛ в качестве машиниста крана (крановщик), с 01 сентября 1997 года по 31 декабря 2001 года – в качестве машиниста крана (крановщик) по обслуживанию кранов цеха холодной высадки № 3 - сведений с указанием особых условий труда в качестве машиниста крана не содержит (л.д.25).

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда Департамента Смоленской области по социальному развитию № 79/3 от 20 октября 2021 года характер выполняемой ФИО1 работы в период с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, совмещения профессий, указанных в решении об отказе а в назначении досрочной страховой пенсии, гражданское дело, лист 11), с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года и с 01 мая 2010 года по 31 мая 2010 года по профессии машиниста электрокозлового крана (крановщика) в цехе подъёмно-транспортного оборудования и ремонтно-механическом цехе Рославльского автоагрегатного завода, соответствует характеру выполняемой работы (трудовой функции) по профессии машинисты кранов (крановщики), занятые на травлении, термообработке и волочении, предусмотренной позицией 2070100а-13790 раздела VI «Производство метизов» Списка № 2, 1991;

характер выполняемой ФИО1 работы в период с 21 мая 1990 года по 01 августа 1990 года по профессии машиниста крана Смоленского производственного участка Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги и с 01 января 1999 года по 31 декабря 2009 года (за исключением периода с 15 декабря 2002 года по 25 июля 2004 года – нахождение в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет) по профессии машиниста крана на Рославльском автоагрегатном заводе соответствовала характеру работы (трудовой функции) машинисты кранов (крановщики), предусмотренной п.п. 3 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.185-192).

Поскольку пенсионным органом решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода работы с 21 мая 1990 года по 01 августа 1990 года по профессии машиниста крана Смоленского производственного участка Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги сторонами не обжалуется, суд апелляционной инстанции проверяет законность судебного постановления только в пределах доводов апелляционной жалобы.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО3 о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" спорных периодов ее работы, суд первой инстанции исходил из заключения государственной экспертизы условий труда Департамента Смоленской области по социальному развитию № 79/3 от 20 октября 2021 г., а также из того, что сведения о работе истца в указанные периоды по профессии машиниста электрокозлового крана (крановщика), в цехе подъёмно-транспортного оборудования и ремонтно-механическом цехе Рославльского автоагрегатного завода, соответствует характеру выполняемой работы (трудовой функции) по профессии машинисты кранов (крановщики), занятые на травлении, термообработке и волочении, которая предусмотрена позицией 2070100а-13790 раздела VI «Производство метизов» Списка № 2, 1991, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, подтверждены записями в трудовой книжке истца.

При этом суд указал, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в ее трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Вместе с тем суд отметил, что обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании и применении норм материального права, а также не соответствуют материалам дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по требованию ФИО3 не учел в полной мере нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, оставил без внимания факт отсутствия выполнения ФИО3 в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве машиниста погрузочно-разгрузочных машин, не принял во внимание достоверность отражения данных об этих периодах работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица дата регистрации ФИО3 в системе обязательного пенсионного страхования – 17 сентября 1998 г. Раздел «Сведения о периодах трудовой или иной общественно полезной деятельности и заработка за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования» (с 1 сентября 1987 г. по 20 февраля 1991 г. – учеба в Рославльском техникуме железнодорожного транспорта; с 21 мая 1990 по 01 августа 1990 – работа на Смоленской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ Московской железной дороги в качестве машиниста электрокозлового крана; с 01 апреля 1991 года по 31 августа 1997 года – работа на ФИО5 ЗИЛ в качестве машиниста крана (крановщик), с 01 сентября 1997 года по 31 декабря 2001 года – в качестве машиниста крана (крановщик) по обслуживанию кранов цеха холодной высадки № 3 - сведений с указанием особых условий труда в качестве машиниста крана не содержит (л.д.25). Сведения с кодом льготных условий работодателем в соответствующий Пенсионный фонд Российской Федерации не предоставлялись.

Вывод суда о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не влечет правовых последствий для работника при определении его стажа работы, поскольку представление достоверных сведений на каждое застрахованное лицо и справок с кодом льготы, а также сведений о характере трудовой деятельности работника является исключительно обязанностью работодателя, является несостоятельным.

Судом первой инстанции не учтено, что в отношении ФИО1 работодателем вообще не предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности для досрочного назначения страховой пенсии по старости на соответствующих видах работ.

При этом в материалах дела отсутствуют документы, безусловно подтверждающие выполнение ею работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве машиниста погрузочно-разгрузочных машин в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, имевшие место после 1 января 1992 г.

Поскольку в силу статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателями в отношении стажа ФИО1 не представлялись, иные письменные доказательства, подтверждающие выполнение ею работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, представлены не были, оснований для удовлетворения требований не имелось.

Согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (часть 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

В трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.

Из материалов дела усматривается, что в трудовой книжке ФИО3 содержатся сведения о периодах ее трудовой деятельности в определенных должностях и организациях. Данных о характере и условиях выполняемой истцом работы в ее трудовой книжке не содержится.

Ссылка суда первой инстанции на заключение государственной экспертизы условий труда Департамента Смоленской области по социальному развитию № 79/3 от 20 октября 2021 г., в которой определено, что характер выполняемой ФИО1 работы в спорный период с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, совмещения профессий, указанных в решении об отказе а в назначении досрочной страховой пенсии, гражданское дело, лист 11), с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года и с 01 мая 2010 года по 31 мая 2010 года по профессии машиниста электрокозлового крана (крановщика) в цехе подъёмно-транспортного оборудования и ремонтно-механическом цехе Рославльского автоагрегатного завода, соответствует характеру выполняемой работы (трудовой функции) по профессии машинисты кранов (крановщики), занятые на травлении, термообработке и волочении, предусмотренной позицией 2070100а-13790 раздела VI «Производство метизов» Списка № 2, 1991 г. а также характер выполняемой ФИО1 работы в период с 01 января 1999 года по 31 декабря 2009 года (за исключением периода с 15 декабря 2002 года по 25 июля 2004 года – нахождение в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет) по профессии машиниста крана на Рославльском автоагрегатном заводе соответствовала характеру работы (трудовой функции) машинисты кранов (крановщики), предусмотренной п.п. 3 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.185-192), не может быть принята во внимание, так как оценка доказательствам должна даваться в их системной взаимосвязи.

По существу данное экспертное заключение носит предположительный характер, перед экспертом не ставился вопрос о выполнении условий о полной занятости на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, не подтвержден факт осуществления ФИО1 трудовой деятельности в условиях постоянной и непосредственной занятости на работах, предусмотренных позициями 2040100а-13792 раздела III, 2070100а-13790 раздела VI Списка № 2. Кроме того, из материалов дела не усматривается, что такие документы о полной занятости истца после 1 января 1992 г. имеются.

Из экспертного заключения видно, что по спорным периодам на Рославльском автоагрегатном заводе конкретный вид крана, на котором истица работала, не определен.

В связи с чем, ссылка в апелляционной жалобе на то, что при назначении досрочной пенсии по старости должен быть определен вид крана, погрузочно-разгрузочной машины, заслуживает внимания.

Основным критерием занятости женщин на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в случае назначения пенсии по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ является работа в качестве машиниста, который осуществляет непосредственное управление машинами, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы. Никакие другие дополнительные условия, в том числе о том, какие погрузочно-разгрузочные работы и где эти работы должны выполняться, как это предусмотрено в соответствии со Списками, законодательством не предусмотрены. К погрузочно-разгрузочным машинам относятся краны (козловые, портальные, башенные и др.) погрузчики, экскаваторы и другие машины, осуществляющие погрузочные и разгрузочные работы.

Женщинам, работающим на подъемно-транспортных средствах и механизмах, станциях и установках, пенсия назначается на общих основаниях, поскольку характер работы и условия труда машинистов, обслуживающих указанные установки, станции и механизмы, отличаются от характера работы и условий труда женщин, работающих в качестве машинистов крана на погрузочно-разгрузочных работах.

В соответствии с Порядком допуска рабочих к управлению кранами этот порядок различен в зависимости от способа управления краном: из кабины или с пола.

Для управления краном, снабженным кабиной управления допускаются только рабочие, имеющие классификацию машиниста (крановщика). К управлению кранами с пола или со стационарного пульта (кроме управления по радио) допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся такими кранами, после инструктажа и проверки навыков по управлению краном и зацепке грузов, то есть рабочий управляющий краном с пола – это не крановщик.

Во всех случаях по техническим паспортам оборудования, закрепленного за работником, необходимо смотреть, к какому типу относится то или иное оборудование: к машинам, устройствам и др.

Однако из материалов дела не видно, каким видом машины управляла истец в спорные периоды, какая машина была за ней закреплена, работодатель не подавал на истца сведения, как на крановщика.

Таким образом, как в случае рассмотрения вопроса о досрочной пенсии женщинам по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, так и в случае назначения пенсии по Списку №2 необходим вид крана, а с 1 января 1992 г. – условие о полной занятости работника. Данные обстоятельства материалами дела не подтверждаются.

При таких обстоятельствах с учетом отсутствия сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца и доводов об их оспаривании вывод суда о включении в специальный стаж ФИО1 периодов ее работы с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года (за исключением периодов: с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года; с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года; с 01 августа 1991 года по 31 октября 1991 года; с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года; с 01 февраля 1992 года по 29 февраля 1992 года; с 01 апреля 1992 года по 31 октября 1992 года; с 01 декабря 1992 года по 31 декабря 1992 года; с 01 января 1993 года по 31 июля 1993 года; с 01 ноября 1993 года по 31 декабря 1993 года; с 01 марта 1995 года по 31 марта 1995 года; с 01 мая 1995 года по 30 июня 1995 года; с 01 ноября 1997 года по 30 ноября 1997 года); с 01 января 1999 года по 14 декабря 2002 года; с 26 июля 2004 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года; с 01 мая 2010 года по 31 мая 2010 года нельзя признать правильным.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. №47-КГ17-13.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы содержат правовые основания для отмены решения в обжалуемой части, с принятием нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Рославльского городского суда Смоленской области от 11 ноября 2021 года в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области обязанности назначить ФИО1 досрочно страховую пенсию по старости с 15 июня 2021 года, а также в части включения в специальный стаж периодов ее работы с 01 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года (за исключением периодов: с 01 апреля 1991 года по 30 апреля 1991 года; с 01 июня 1991 года по 30 июня 1991 года; с 01 августа 1991 года по 31 октября 1991 года; с 01 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года; с 01 февраля 1992 года по 29 февраля 1992 года; с 01 апреля 1992 года по 31 октября 1992 года; с 01 декабря 1992 года по 31 декабря 1992 года; с 01 января 1993 года по 31 июля 1993 года; с 01 ноября 1993 года по 31 декабря 1993 года; с 01 марта 1995 года по 31 марта 1995 года; с 01 мая 1995 года по 30 июня 1995 года; с 01 ноября 1997 года по 30 ноября 1997 года); с 01 января 1999 года по 14 декабря 2002 года; с 26 июля 2004 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 28 февраля 2010 года; с 01 мая 2010 года по 31 мая 2010 года отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2022 года.