дело № 2 - 100/2021 (33 – 3784/2021) судья Булыгина Н.В. 2021 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,
судей Кулакова А.В., Лозиной С.П.,
при секретаре судебного заседания Малининой П.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 01 июля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению краткосрочного плана капитального ремонта на 2017 - 2019 года, возложении обязанности по проведению капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, запланированных к реализации в 2017 - 2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24.12.2013 №, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 гг., утвержденным постановлением Администрации г. Твери от 08.02.2017 №.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальному ремонту фасада и крыши многоквартирного дома №, расположенного в <адрес> путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № по <адрес>, запланированному к реализации в 2017 - 2019 годах, предусмотренному региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года №, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года №, обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома №, расположенного в <адрес>, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе, обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
В обоснование исковых требований указано, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № (далее - региональная программа). В соответствие с региональной программой в 2017 – 2019 годах должен был быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома № по <адрес> в следующем объеме: ремонт и утепление фасада, ремонт крыши. В соответствии со ст. 168 ЖК РФ постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2017 - 2019 годы, многоквартирный дом № по <адрес> в указанном краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017 – 2019 годы отсутствует.
Со ссылками на положения ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «О реализации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», Постановление Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № «О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 22.04.2014 №», указано, что на основании решения комиссии, созданной постановлением администрации г. Твери от 10 июля 2014 года № «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства Тверской области № от 22 апреля 2014 года, постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № (в ред. пост. № от 06 марта 2019 года) утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества на 2017 - 2019 годы муниципального образования город Тверь. Краткосрочный план содержит в перечне многоквартирных домов города Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017 – 2019 годах, многоквартирный дом № по <адрес>.
Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017 – 2019 годы и краткосрочным планом на 2017 – 2019 годы, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года №, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав собственников помещений, проживающих в многоквартирном доме № по <адрес>. Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017 -2019 годы, но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.
Судом в ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, администрация г. Твери, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрация г. Твери, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, Министерство строительства Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО УК «Восход», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области.
Протокольным определением от 17 декабря 2021 года изменен статус третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации города Твери на ответчика.
25 февраля 2021 года судом принят отказ истца от исковых требований в части требований к администрации города Твери, производство по делу в указанной части прекращено, о чем постановлено соответствующее определение.
В судебном заседании представитель истца и третьего лица ООО «УК Восход» ФИО27 поддержала исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Твери и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери ФИО28 полагала заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Тверской области ФИО29 возражала относительно удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области ФИО30 возражал относительно удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления Государственной жилищной инспекции Тверской области, Министерства по обеспечению контрольных функций в Тверской области, третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО31, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представители Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Главного управления Государственной жилищной инспекции Тверской области просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительства Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приведены ссылки на ч. 2 ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО, Постановление администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 -2019 годы муниципального образования город Тверь».
Указано, что, так как многоквартирный дом не был включен в краткосрочный план, утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года №, а также не был отражен в Постановлениях Правительства от 29 декабря 2017 года №, от 12 апреля 2019 года №-пп о внесении изменений в региональный краткосрочный план, Фонд капитального ремонта не осуществил капитальный ремонт многоквартирного дома № по <адрес>. Обязательств по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного дома у Фонда не возникло. Нормы материального права, допускающие возможность проведения Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, без учета сведений, содержащихся в краткосрочных планах, утверждаемых Правительством Тверской области, отсутствуют. Доказательств наличия незаконного бездействия Фонда в материалах дела не содержится. Функции и обязанности Фонда, порядок выполнения действий по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Тверской области детально сформулированы в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней. Требования краткосрочных планов, утвержденных Правительством Тверской области, являются обязательными для регионального оператора. Неисполнение требований краткосрочных региональных планов является нарушением норм жилищного законодательства.
Расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы реализации в 2017 - 2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 -2043 годы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года №-пп, является нарушением пункта 12 ст. 182 ЖК РФ, п./п. «б» п. 4 раздела I Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I Постановления Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года №, что подтверждается предписанием Управления федерального казначейства по Тверской области от 12 августа 2019 года №. Оспариваемое решение суда направлено фактически на нивелирование установленного ч. 7 ст. 168 ЖК РФ порядка реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, устанавливает совершенно иной порядок.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поданных представителем истца ФИО27, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Восход» доводы жалобы критикуются как несостоятельные, предлагается оставить решение суда без изменения.
Администрация г. Твери и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери в письменных возражениях на апелляционную жалобу возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в письменных отзывах на апелляционную жалобу полагали обоснованными ее доводы и просили жалобу удовлетворить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области ФИО30 в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта Тверской области ФИО32 и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Тверской области ФИО29 в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель истца ФИО1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Восход» ФИО27 в заседании судебной коллегии возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306 в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Пунктом 2 указанного распоряжение определено, что основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме:
а) в порядке и сроки, предусмотренные статьей 18.1 настоящего Закона, подготавливает и направляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
б) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждает проектную документацию, несет ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
в) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
г) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
г-1) обеспечивает установление в порядке, установленном Правительством Тверской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
д) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечивает создание соответствующих комиссий согласно пункту 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации;
е) исполняет иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тверской области.
Как установлено ч. 4 ст. 10 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», региональный оператор финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этого фонда капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета Тверской области и (или) местного бюджета.
Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Согласно ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года №.
В указанную программу включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, со сроками проведения работ по объему ремонтных работ, указанных ней, с периодом проведения работ в 2017 - 2019 годах.
Правительством Тверской области 24 марта 2015 года принято постановление № «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года №».
Пунктом 5 названного Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной частью 2 статьи 17 Закона Тверской области № 43-ЗО, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (п. 7 Порядка).
На основании решения комиссии, созданной Постановлением администрации города Твери от 10 июля 2014 года № «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 -2019 годы муниципального образования город Тверь.
Данный краткосрочный план содержит перечень многоквартирных домов города Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017 - 2019 годах, в который также включен дом № по <адрес>.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса РФ, статей 30, 154, 169, 170, 178, 180, 181, 182 Жилищного кодекса РФ и обоснованно исходил из того, что, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017 - 2019 годы и Краткосрочным планом на 2017 - 2019 годы, утверждённым постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года №, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, предусмотренных региональной программой, не предпринял, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав истца, а также третьих лиц, проживающих или владеющих помещением в многоквартирном доме №, расположенном в <адрес>, тогда как обязанность Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок сохраняется и подлежит исполнению до полной её реализации, в связи с чем пришёл к верному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в указанном в иске многоквартирном доме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оценка и выводы суда первой инстанции относительно имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств соответствуют требованиям действующего законодательства при его правильном применении.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области, регулируются Законом № 43-ЗО, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 которого в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливается в порядке, определенном Правительством Тверской области.
В силу части 1 статьи 18 Закона № 43-ЗО перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, а также установку, ремонт или замену в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок;
1.1) установку, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт и утепление фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома;
7) разработку проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
8) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа);
9) техническое обследование общего имущества в многоквартирном доме.
За счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, может осуществляться погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты услуг, работ, указанных в части 1 настоящей статьи, и уплаты процентов за пользование этими кредитами и займами (часть 2 статьи 18 Закона № 43-ЗО).
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества МКД на территории Тверской области с 2014 года по 2043 год.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Постановления Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 22.04.2014 №» уполномоченный орган на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду, подготавливает региональный краткосрочный план.
Постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД на 2017 - 2019 годы муниципального образования г. Тверь, который содержит перечень МКД в г. Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017 - 2019 годах, в том числе многоквартирный дом, указанный в иске.
Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. №» внесены изменения в приложение к постановлению Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 - 2019 г.г. региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы», утверждён список домов, подлежащих капитальному ремонту.
Многоквартирный дом, указанный в исковом заявлении, в данный список не вошел.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, региональным оператором не представлено доказательств исполнения обязанности, установленной ст. 18.1 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО, принятия мер к исполнению обязанности, тогда как одной из функций Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области является взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Произвольное формирование и утверждение Правительством Тверской области списка многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, приведёт к нивелированию необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, что, очевидно, повлечёт нарушение работоспособности и несущей способности конструкций, надёжности жилого дома и обеспечению безопасности пребывания граждан и сохранности инженерного оборудования, что в свою очередь повлечёт нарушение жилищных прав истца.
Не могут служить основанием для отмены решения суда доводы жалобы об отсутствии денежных средств, поскольку недостаточность средств Фонда капремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют Фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в объёме и в сроки, которые предусмотрены Региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счёт любых не запрещённых законом средств.
Действующий Жилищный кодекс РФ и Закон Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО устанавливают обязанность регионального оператора по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, в том числе и в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта за счет иных средств.
Суд справедливо указал, что ссылки ответчика о неисполнении собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт опровергаются утверждением самого Фонда о внесении взносов на уровне 64,2 %, кроме того, Фонд не лишен возможности проведения капитального ремонта не только за счет накопленных собственниками денежных средств, но и за счет иных денежных средств, не запрещенных законом, в том числе за счет средств бюджета субъекта, местного бюджета.
Наличие в тексте резолютивной части обжалуемого решения указания на неисполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, не свидетельствует о неполном рассмотрении дела судом первой инстанции, так как данное указание является явной технической опиской, которая может быть исправлена судом в соответствии со ст. 200 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, основаны на фактическом несогласии с решением суда первой инстанции.
Вместе с тем, суд дал надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам, имеющим значение для разрешения спора, постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
С учётом указанного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией как основания для отмены или изменения решения, поскольку разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, а выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявленных требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 01 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 октября 2021 года.
Председательствующий А.А. Серёжкин
Судьи А.В. Кулаков
С.П. Лозина