Судья Бершанская М.В. Дело № 33-2246/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Брагиной Л.А.,
судей Радикевич М.А., Худиной М.И.
при секретаре Свиридовой Д.А.,
помощнике судьи Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело №2-100/2021 по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-4» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить информацию, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда, неустойки
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Северского городского суда Томской области от 29.04.2021.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя истца ФИО1 ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «ЖЭУ-4», в котором, с учетом уточнения требований, просила:
признать незаконным бездействие ООО «ЖЭУ-4», выразившееся в ненадлежащем выполнении в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 обязанности по постоянному контролю параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, и при обнаружении отклонений параметров давления не принятии незамедлительных мер к восстановлению требуемых параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/;
обязать ООО «ЖЭУ-4» составить акт о ненадлежащем оказании коммунальной услуги по отоплению многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, за период 01.12.2019 по 31.12.2019;
обязать ООО «ЖЭУ-4» предоставить информацию о давлении (Р), температуре, объеме теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, в распечатке указать данные за каждый час и за 24 часа следующую информацию: дата/время/час;
обязать ООО «ЖЭУ-4» предоставить сертификаты на материалы и оборудование; расчетные (проектные) показатели (параметры) системы теплоснабжения; паспорт ИТП и режимную карту работы ИТП; паспорта и сертификаты на оборудование, устройства и материалы, применяемые в системе теплоснабжения; документы, подтверждающие управление и содержание системы теплоснабжения: дежурный журнал; журнал учета осмотров; оперативный журнал; журнал поверок и ремонта приборов учета и автоматики; журнал распоряжений; журнал ремонта и учета дефектов; техническую документацию: схему системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); схему индивидуального теплового пункта (ИТП); схему электропитания оборудования, относящегося к системе теплоснабжения и освещения помещений; схему границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; графики ремонтов, обслуживания, осмотров и др.; графики испытаний, промывки; акты испытаний, промывки; акты готовности системы теплоснабжения к отопительному сезону (акт опрессовки); акты готовности многоквартирного дома к зиме; акты ввода и вывода из эксплуатации приборов учета; акты на выполненные, в том числе на скрытые работы и др.; Правила и порядок эксплуатации (использования) системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, действовавшие (использовавшиеся) в отопительном периоде 2018-2020 года;
обязать ООО «ЖЭУ-4» предоставить паспорт расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС», заводской номер 037513, с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорт расходомера электромагнитного «Питерфлоу РС», заводской номер 037962, с отметкой о прохождении поверки не позднее 19 мая 2018 года; паспорт преобразователя давления измерительного «Коммуналец» Карат СДВ-И-2,5-1,6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3, заводской номер 62110, с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорт преобразователя давления измерительного «Коммуналец» Карат СДВ-И-2.5-1.6-1.0-М-4-20 мА-DA422-0605-3, заводской номер 62109, с отметкой о прохождении поверки не позднее 20 февраля 2019 года; паспорт вычислителя количества теплоты ВКТ-7, заводской номер 234589, с отметкой о прохождении поверки не позднее 31 марта 2018 года; паспорт комплекта термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3, заводской номер 5578, с отметкой о прохождении поверки не позднее 24 февраля 2018 года;
обязать ООО «ЖЭУ-4» произвести в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда перерасчет оплаты коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/, за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты);
обязать ООО «ЖЭУ-4» произвести в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда перерасчет пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/, (уменьшить) за период с 01.12.2019 по 31.12.2019;
взыскать с ООО «ЖЭУ-4» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, расходы по оплате почтовых услуг в размере 210,71 руб., судебную неустойку в размере 100 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры №/__/, расположенной в многоквартирном доме по адресу: /__/, который оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Управление указанным домом осуществляет ООО «ЖЭУ-4».
01.03.2013 общее собрание собственников многоквартирного дома заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией ООО «ЖЭУ-4», в соответствии с которым управляющая компания обязалась содержать общее имущество дома и предоставлять собственникам и нанимателям коммунальные услуги надлежащего качества.
В период с 01.12.2019 по 31.12.2019 ООО «ЖЭУ-4» поставляло ненадлежащие коммунальные услуги, а именно давление во внутридомовой системе отопления в многоквартирном доме отклонялось от установленных значений.
26.10.2020 представитель ФИО1 ФИО2 обратился в ООО «ЖЭУ-4» с просьбой составить акт о ненадлежащем оказании услуг по поставке теплоносителя во внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, предоставить ведомость учета потребления тепловой энергии с указанием информации о давлении (Р), температуре, объеме во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, произвести перерасчет за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/; произвести перерасчет (уменьшить) за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/.
Ответом ООО «ЖЭУ-4» от 02.11.2020 №1681 в просьбе от 26.10.2020 отказано.
Факт ненадлежащего исполнения ООО «ЖЭУ-4» обязательств по предоставлению коммунального ресурса по отоплению подтверждается ведомостью учета тепловой энергии часовые за период с 01.12.2019 по 31.12.2019, из которой следует, что ФИО1 в указанный период получала коммунальные услуги по отоплению ненадлежащего качества, выразившегося в отклонении давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений, что является основанием для перерасчета платы за спорный период.
19.02.2021 представитель ФИО1 ФИО2 обратился в «ЖЭУ-4» с просьбой предоставить сертификаты на материалы и оборудование; счетные (проектные) показатели (параметры) системы теплоснабжения; паспорт ИТП и режимную карту работы ИТП; паспорта и сертификаты на оборудование, устройства и материалы, применяемые в системе теплоснабжения; документы, подтверждающие управление и содержание системой теплоснабжения: дежурный журнал; журнал учета осмотров; оперативный журнал; журнал поверок и ремонта приборов учета и автоматики; журнал распоряжений; журнал ремонта и учета дефектов; техническую документацию: схему системы отопления (с указанием диаметров, длины трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры и автоматики, приборов учета, расчетного давления по каждому расчетному участку и др.); схему индивидуального теплового пункта (ИТП); схему электропитания оборудования, относящегося к системе теплоснабжения и освещения помещений; схему границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; графики ремонтов, обслуживания, осмотров и др.; графики испытаний, промывки; акты испытаний, промывки; акты готовности системы теплоснабжения к отопительному сезону (акт опрессовки); акты готовности многоквартирного дома к зиме; акты ввода и вывода из эксплуатации приборов учета; акты на выполненные, в том числе на скрытые работы и др.; Правила и порядок эксплуатации (использования) системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, действовавшие (использовавшиеся) во время отопительного периода 2018-2020 года.
На данное заявление ООО «ЖЭУ-4» не представило ответ.
Указанная документация принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома, информация в ней не является закрытой и входит в перечень документов, с которыми управляющая организация обязана знакомить собственников помещений многоквартирного дома.
Приборы ОДПУ, установленные на сети теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: /__/, являются вышедшими из строя, в связи с чем показания приборов учета за период с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года, представленные ООО «ЖЭУ-4», являются недействительными.
Оказание услуг ненадлежащего качества причинило моральный вред истцу, который оценен ею в размере 5000 руб. Кроме того, в ее пользу подлежит взысканию судебная неустойка в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, а также почтовые расходы в размере 210,71 руб.
Представитель истца ФИО1 ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ЖЭУ-4» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ООО «ТМК Сервис» ФИО4 полагал исковые требования необоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, представителя третьего лица АО «РИР».
Обжалуемым решением отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе представитель истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы указывает, что в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 ООО «ЖЭУ-4» оказывало ФИО1 коммунальные услуги ненадлежащего качества, а именно, давление во внутридомовой системе отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /__/, отклонялось от установленных значений.
Факт ненадлежащего исполнения ООО «ЖЭУ-4» обязательств по предоставлению коммунального ресурса по отоплению надлежащего качества подтверждает ведомость учета тепловой энергии часовые за период с 01.12.2019 по 31.12.2019.
Отклонение от давления во внутридомовой системе отопления от установленных в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значений не допускается, однако, как следует из информации, размещенной в сети Интернет на странице /__/, в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 давление во внутридомовой системе не соответствовало установленным значениям.
В соответствии с п.16 раздела IV приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенной за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленной суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги надлежащего качества (независимо от показаний приборов учета в соответствии с п.101 Правил).
Полагал вывод суда о возможности перерасчета платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению при отклонении давления во внутридомовой системе отопления только при превышении допустимых показателей более чем на 25% в час основанным на неверном толковании п.16 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
По мнению апеллянта, суд неправильно распределил бремя доказывания, возложив на ФИО1 обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих факт оказания ООО «ЖЭУ-4» коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества.
Суд, не назначив судебную экспертизу и не предложив ответчику предоставить доказательства оказания услуг надлежащего качества, сделал необоснованный вывод о том, что после прохождения камеры смешения горячей воды, используемой для оказания коммунальных услуг по отоплению, качественные характеристики давления во внутридомовой сети отопления изменились, и показания давления прибора учета, зафиксированные в ведомости, не могут свидетельствовать об оказании услуг ненадлежащего качества.
Считает, что суд не привел в решении доводов относительно требований ФИО1 о том, что ООО «ЖЭУ-4» в период с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года не выполнило обязанности по постоянному контролю параметров теплоносителя и воды (давления) и незамедлительно не приняло мер к восстановлению требуемых параметров давления отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «ЖЭУ-4» просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры № /__/ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /__/ (том 1, лист дела 9).
Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу в соответствии с договором №4-63-13 управления многоквартирным домом по адресу: /__/ осуществляет ООО «ЖЭУ-4» (т.2 л.д. 16-22).
Полагая, что в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 ответчиком оказывались услуги ненадлежащего качества, а именно, давление во внутридомовой системе отопления отклонялось от установленных значений, 28.10.2020 представитель ФИО1 ФИО2 обратился в управляющую компанию ООО «ЖЭУ-4» с заявлением, в котором просил составить акт о ненадлежащем оказании услуг по оказанию коммунальной услуги по поставке теплоносителя во внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/ за период с 01.12.2019 по 31.12.2019; предоставить ведомость учета потребления тепловой энергии с указанием информации о давлении (Р), температуре, объеме во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома. В распечатке указать данные за каждый час и за 24 часа следующую информацию: дата/время/час. Произвести перерасчет за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 платы (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/; произвести перерасчет (уменьшить) пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/, за период с 01.12.2019 по 31.12.2019 (т.2 л.д. 17-18).
Ответом ООО «ЖЭУ-4» от 02.11.2020 №1681 в заявлении от 28.10.2020 отказано (т.1 л.д. 19-20), указанный отказ явился основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление, суд первой инстанции исходил из того, что качество предоставленной ответчиком в заявленный период коммунальной услуги по поставке теплоносителя во внутридомовую систему отопления многоквартирного дома соответствовало предъявляемым требованиям; факт возникновения каких - либо негативных последствий, возникших в результате достижения давления во внутридомовой системе значений, отраженных в представленных истцом ведомостях, не доказан, в связи с чем не усмотрел нарушения прав потребителя при предоставлении ей коммунальной услуги.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей".
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Согласно указанным Правилам исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами (п.149).
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п.150 Правил).
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В пункте 16 Приложения № 1 Правил № 354 предусмотрено, что давление во внутридомовой системе отопления с чугунными радиаторами должно быть не более 0,6 Мпа (6 кгс/кв.см). Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.
Указывая на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по поставке услуг теплоснабжения, выраженное в отклонении от установленных значений показателей давления во внутридомовой системе отопления, в качестве обоснования заявленных требований истец ссылался на ведомость учета тепловой энергии часовые за период с 01.09.2019 по 30.11.2019.
Из представленных в материалы дела ведомостей учета параметров теплоносителя почасовых следует, что в спорный период давление во внутридомовой системе отопления превышало установленные параметры - 0,6 Мпа (6 кгс/кв.см).
Критерии отнесения услуги по теплоснабжению к услуге, оказанной с ненадлежащим качеством, определены в п.16 приложения № 1 к Правилам № 354, указанные критерии являются основанием для перерасчета.
Так, в п.16 приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрено, что за каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам № 354, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил № 354.
Оценив приведенные положения норм материального права в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, в том числе параметрами давления во внутридомовой системе отопления, отраженными в ведомостях, из которых следует, что отклонение давления от установленного (для систем отопления с чугунными отопительными приборами - 0,6 МПа (6 кгс/см2), во внутридомовой системе отопления за спорный период не превышало допустимых 25 процентов в час, с учетом положений пункта 16 приложения № 1 к Правилам № 354, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности в течение семи календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по перерасчету за период с 1 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года стоимости (уменьшить вплоть до полного освобождения от оплаты) коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/, пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги по отоплению квартиры, расположенной по адресу: /__/.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании закона и положений п.16 приложения № 1 к Правилам № 354.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции учтено, что при рассмотрении споров о защите прав потребителей применяются специальные положения в части распределения бремени доказывания, что следует из разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", согласно которым в настоящем случае именно на ответчике лежит бремя доказывания обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства.
Учитывая данные особенности распределения бремени доказывания по спорам о защите прав потребителей, суд верно указал на то, что по делам рассматриваемой категории на потребителя возлагается обязанность доказывания факта нарушения его прав действиями ответчика, при этом ответчик должен представить доказательства, опровергающие его вину и ненадлежащее исполнение обязательств.
Поскольку в материалы дела представлены доказательства того, что отклонение давления от установленного (для систем отопления с чугунными отопительными приборами - 0,6 МПа (6 кгс/см2) во внутридомовой системе отопления за спорный период не превышало допустимых 25 процентов в час, в связи с чем оснований для перерасчеты стоимости коммунальной услуги по отоплению квартиры не имелось, а доказательств негативных последствий для потребителя незначительным отклонением параметра давления истец не представила, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по теплоснабжению многоквартирного дома предусмотрен п. п. 105 - 111 Правил № 354.
Пунктом 105 Правил №354 установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относится, в числе прочего, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Доказательств обращения ФИО5 к ответчику по факту ненадлежащего оказания исполнителем услуг в соответствии с указанными правилами суду не представлено.
Принимая во внимание, что судом не установлено некачественное исполнение ответчиком обязательств по поставке услуг теплоснабжения, повлекшее нарушение прав истца, им обоснованно отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в ненадлежащем выполнении в период с 01.12.2019 по 31.12.2019 обязанности по постоянному контролю параметров давления теплоносителя во внутридомовой системе отопления, а также об обязании ответчика составить акт о ненадлежащем оказании услуги по отоплению внутридомовой системы отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/ за период с 01.12.2019 по 31.12.2019.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч.2 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая указанные нормы, довод апелляционной жалобы о том, что суд, не обладая специальными познаниями и не назначив экспертизу для определения характеристики давления во внутридомовой сети многоквартирного дома после прохождения горячей воды камеры смешения, не предлагая ответчику предоставить доказательства оказания услуг надлежащего качества, пришел к необоснованному выводу о том, что показания давления, зафиксированные в ведомости, не могут свидетельствовать об оказании услуг ненадлежащего качества, подлежит отклонению, поскольку в силу принципа диспозитивности гражданского процесса лица, участвующие в деле сами определяют объем доказательств, которыми они намерены обосновывать свою позицию, а суд дает оценку указанным доказательствам и разъясняет, на ком лежит обязанность доказывания тех или иных обстоятельств, а также последствия непредставления доказательств.
Судом обоснованно отказано истцу и в удовлетворении требования об обязании ответчика предоставить информацию о давлении (Р), температуре, объеме теплоносителя во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома, представить документы, указанные в исковом заявлении.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу положений части 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.
Согласно пункту 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ.
Согласно пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме: в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний; иную информацию - в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанность по предоставлению которой управляющей организацией, товариществом или кооперативом собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставления обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 (далее – Стандарт), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом, в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном виде, предусмотрен в пункте 3 Стандарта и касается общей информации об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности; сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядка и условий оказания услуг; сведений о стоимости работ (услуг); сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Из подпункта «д» пункта 3 Стандарта следует, что управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации: в частности, информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).
Таким образом, законодателем не предусмотрена обязанность управляющей организации представлять собственнику информацию, указанную истцом в требовании, кроме того, доказательств обращения истца к ответчику о предоставлении всей указанной информации нет, следовательно, указанное требование является необоснованным.
В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
С учетом того, что нарушения ответчиком прав потребителя ФИО1 оказанием услуги по теплоснабжению ненадлежащего качества не установлено, как не установлено факта ненадлежащего оказания услуг, непредоставления информации, подлежащей предоставлению, в удовлетворении требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда также отказано.
Поскольку требования истца оставлены без удовлетворения, оснований для взыскания судебных неустойки также не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского городского суда Томской области от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: