Дело № 2-100/2021 судья Булыгина Н.В. 2022 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июля 2022 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Серёжкина А.А.,
судей Лозиной С.П., Харитоновой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Русаковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Харитоновой В.А.
дело по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 01 июля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 года, возложении обязанности по проведению капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Центрального района г. Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24.12.2013 № 690-пп, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 гг., утвержденным постановлением Администрации г. Твери от 08.02.2017 № 129.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальному ремонту фасада и крыши многоквартирного дома <адрес> путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проектной документации; осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома <адрес>, запланированному к реализации в 2017-2019 годах, предусмотренному региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129, возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома <адрес>, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе, обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
В обоснование исковых требований указано о том, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690 (далее - региональная программа). В соответствии с региональной программой в 2017-2019 годах должен был быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес> в следующем объеме: ремонт и утепление фасада, ремонт крыши. В соответствии со ст. 168 ЖК РФ постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 962-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2017 - 2019 годы, многоквартирный дом <адрес> в указанном краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 годы отсутствует.
На основании решения комиссии, созданной Постановлением Администрации г. Твери от 10 июля 2014 года № 781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учетом положений постановления Правительства Тверской области № 210-пп от 22 апреля 2014 года, Постановлением Администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129 (в ред. пост. № 250 от 06 марта 2019 года) утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь. Краткосрочный план содержит в перечне многоквартирных домов города Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017-2019 годах, многоквартирный дом <адрес>.
Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по проведению капитального ремонта многоквартир-ного дома не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав собственников помещений, проживающих в доме <адрес>.
Судом в ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Тверской области, Администрация г. Твери, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрация г. Твери, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, Министерство строительства Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО УК «Восход», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 17 декабря 2021 года, изменен статус третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации города Твери на ответчика.
25 февраля 2021 года судом принят отказ истца от исковых требований в части требований к Администрации города Твери, производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено соответствующее определение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительства Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приведены ссылки на ч. 2 ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО, Постановление Администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 -2019 годы муниципального образования город Тверь».
Как следует из содержания апелляционной жалобы, поскольку многоквартирный дом не был включен в краткосрочный план, утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, а также не был отражен в Постановлениях Правительства от 29 декабря 2017 года № 458-пп, от 12 апреля 2019 года № 109-пп о внесении изменений в региональный краткосрочный план, Фонд капитального ремонта не осуществил капитальный ремонт многоквартирного дома <адрес>. Обязательств по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного дома у Фонда не возникло. Нормы материального права, допускающие возможность проведения Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, без учета сведений, содержащихся в краткосрочных планах, утверждаемых Правительством Тверской области, отсутствуют.
Доказательств незаконного бездействия Фонда в материалах дела не содержится. Функции и обязанности Фонда, порядок выполнения действий по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Тверской области сформулированы в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней. Требования краткосрочных планов, утвержденных Правительством Тверской области, являются обязательными для регионального оператора.
Расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, является нарушением пункта 12 ст. 182 ЖК РФ, п./п. «б» п. 4 раздела I Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I Постановления Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, что подтверждается предписанием Управления федерального казначейства по Тверской области от 12 августа 2019 года № 36-22-09/2844. Оспариваемое решение суда направлено фактически на нивелирование установленного ч. 7 ст. 168 ЖК РФ порядка реализации региональной программы капитального ремонта многоквартир-ных домов Тверской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 07 октября 2021 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 07 октября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела апелляционным судом в судебном заседании представитель истца ФИО27, представила письменные возражения на апелляционную жалобу от истца, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УК «Восход», в которых выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы, содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
ФИО27 просила суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Фонда капитального ремонта Тверской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
При новом апелляционном рассмотрении, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзывов на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях и отзывах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017 - 2019 годы и Краткосрочным планом на 2017 - 2019 годы, утверждённым Постановлением Администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, предусмотренных региональной программой, не предпринял, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав истца, а также третьих лиц, проживающих или владеющих помещениями в многоквартирном доме <адрес>, тогда как обязанность Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок сохраняется и подлежит исполнению до полной её реализации. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в указанном в иске многоквартирном доме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 07 октября 2021 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. Отменяя это апелляцион-ное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции указала, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права; не учтено, что порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, является действующим нормативным правовым актом. При разрешении спорной ситуации не была дана оценка тому обстоятельству, что являясь региональным оператором, в соответствии с положениями жилищного законодательства Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту.
Судебная коллегия при новом рассмотрении дела по апелляционной жалобе Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 01 июля 2021 года, проверяя законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, с учетом указаний кассационного суда полагает, что имеются основания для отмены принятого судом первой инстанции решения.
В соответствии с подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области установлены Законом Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области».
Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области на 2014-2043 годы.
В соответствии со статьей 16 Закона № 43-ЗО в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объёма финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта.
Такой Порядок утверждён постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп «О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № 210-пп».
На основании решения комиссии, созданной Постановлением Администрации города Твери от 10 июля 2014 года № 781 «О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь», с учётом положений Постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года № 210-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» Постановлением Администрации города Твери от 08 февраля 2017 года № 129 был утверждён Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь (далее - Краткосрочный план).
Краткосрочный план содержит перечень многоквартирных домов в городе Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017-2019 годах.
Как установлено судом, многоквартирный дом <адрес> включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп.
Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № 458-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп» были внесены изменения в приложение к Постановлению Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 - 2019 г.г. региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы», утверждён список домов, подлежащих капитальному ремонту. Многоквартирный дом, указанный в исковом заявлении, в данный список не вошел.
Таким образом, как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом не был включен в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2017-2019 годы.
Истец при обращении в суд заявляла о бездействии Фонда капиталь-ного ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившемся в невыполнении работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Согласно части 1 статьи 39, части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Исходя из положений статей 170, 175 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда. При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.
Согласно части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда (далее также - Фонд). Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.
Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» была создана некоммерческая организация в форме фонда «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» (далее - Фонд), основной целью деятельности которой определено осуществление деятельности, направлен-ной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования. Функции и обязанности Фонда, порядок выполнения действий по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Тверской области детально сформулированы в нормативно-правовых актах федерального, регионального уровней.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в соответствии с пунктами 1, 2 распоряжения Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года № 306-рп «О создании некоммерческой организации - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области» осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Согласно части 4 статьи 14 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональ-ной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области утвержден Постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп.
Таким образом, действующим законодательством установлен и опре-делен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения на основании муниципальных краткосрочных планов регионального краткосрочного плана (пункт 15 Порядка).
Пунктом 5 Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (пункт 7 Порядка).
Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не был отменен в установленном порядке, указанные в нём требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Требования истца о признании незаконным бездействия Фонда по невыполнению региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп, не подлежали удовлетворению в связи с отсутствием у Фонда обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план проведения капительного ремонта.
Являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Вывод суда первой инстанции о том, что Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято, является неверным и основанным на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
У суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанностей по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту в доме <адрес> с указанными в оспариваемом решении видами работ.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Правительства Тверской области удовлетворить.
Решение Центрального районного суда города Твери от 01 июля 2021 года отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению краткосрочного плана капитального ремонта на 2017-2019 годы, возложении обязанности по проведению капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 01 августа 2022 года.
Председательствующий А.А. Серёжкин
Судьи В.А. Харитонова
С.П. Лозина