Председательствующий по делусудья Кыдыяков Г.И. | Дело № 33-4587/20231 инстанция № 2-1010/2023УИД 75RS0008-01-2023-001036-42 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Комковой С.В.,
судей Радюк С.Ю., Погореловой Е.А.
при секретаре Железковой Д.О.,
с участием прокурора Казанцевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 12 декабря 2023 г. гражданское дело по иску исполняющего обязанности Борзинского межрайонного прокурора в интересах Фалилеевой Ю. Г., Бояркиной Н. П. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 26», Комитету образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», администрации муниципального района «Борзинский район» о взыскании задолженности по заработной плате, возложении обязанностей по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района «Оловяннинский район» Антошкина А.В.,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района «Борзинский район» Шкитовой Т.В.
на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 28 сентября 2023 г., которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 26» задолженность по неначисленной и невыплаченной сумме заработной платы за период с <Дата> по <Дата> в пользу Фалилеевой Ю. Г. в размере 10 878 рублей 24 копейки, Бояркиной Н. П. в размере 9 204 рубля 56 копеек.
Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» в случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 26» профинансировать указанное учреждение для произведения выплат Фалилеевой Ю. Г. и Бояркиной Н. П. в установленном судом размере.
Освободить муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 26» от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать».
Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности Борзинского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Фалилеевой Ю.Г., Бояркиной Н.П., в обоснование которого указал на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения трудового законодательства установлено, что истцы работают в МОУ «Основная общеобразовательная школа № г. Борзя» в должностях учителей. В нарушение трудового законодательства надбавка за выслугу лет начислялась и выплачивалась истцам не за фактическую учебную нагрузку, а из расчета ставки учебной нагрузки в неделю. Ссылаясь на указанные нарушения трудовых прав, прокурор просил суд взыскать с МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26 г.Борзя» неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в пользу Фалилеевой Ю.Г. в размере 10 902,84 руб., в пользу Бояркиной Н.П. в размере 12 379,47 руб.; обязать МОУ «Основная общеобразовательная школа №<адрес>» произвести истцам перерасчет и выплатить задолженность по неначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в <Дата> учебном году, начислить и выплатить компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации; обязать Комитет образования и молодёжной политики администрации муниципального района «Борзинский район» профинансировать образовательное учреждения в целях осуществления истцам указанных выплат (т. 1 л.д. 5-9).
Определением суда от 06 сентября 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального района «Борзинский район» (л.д. 150-153).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 1 л.д. 184-192).
С постановленным решением не согласился ответчик администрация муниципального района «Борзинский район», в апелляционной жалобе представитель по доверенности Шкитова Т.В. ставит вопрос о его отмене в части возложения на администрацию района обязанности по финансированию учебного заведения денежными средствами для выплаты истцам присужденных судом денежных сумм, с возложением указанной обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края за счет субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края. Ссылаясь на положения статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пункта 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, указывает, что финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам. Государственные гарантии реализации прав на получение образования обеспечивает Министерство образования и науки Забайкальского края посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда педагогических работников в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края. Министерство обязано предоставить в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края на указанные цели (т. 1 л.д. 193-198).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Иванова Т.В., Борзинский межрайонный прокурор Хохлов Д.Н., указывая на необоснованность приведенных в жалобе доводов, просили решение суда оставить без изменения (т. 1 л.д. 207-209, 218-219).
Ответчики, материальные истцы, третьи лица, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3,4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.202 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела истцы Фалилеева Ю.Г., Бояркина Н.П. состояли в трудовых отношениях с МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26».
В частности, истец Фалилеева (до смены фамилии <данные изъяты>) Ю.Г. <Дата> принята на работу в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26» на должность <данные изъяты> (л.д. 51-52, 160).
Условиями трудового договора, заключенного <Дата>, Фалилеевой Ю.Г., установлена заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., социальный педагог – <данные изъяты> руб., ГПД – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40 %, надбавка за стаж 30 %, выплаты стимулирующего характера. Учебная нагрузка установлена в размере 23 часа (л.д. 45-48, 160).
На основании приказа работодателя от <Дата> Фалилеева Ю.Г. переведена на должность учителя начальных классов (л.д. 51-52, 160 оборот).
Дополнительным соглашением № от <Дата> Фалилеевой Ю.Г. установлены учебная нагрузка на <Дата> учебный год по должности учителя начальных классов в количестве 21 час, выплаты за проверку письменных работ 15 %, за классное руководство 17 %, за заведование кабинетом 5 %, доплата МО 5 % (л.д. 49).
На основании приказа работодателя №-в от <Дата> на Фалилееву Ю.Г. наряду с работой, определенной трудовым договором, возложена обязанность выполнять дополнительную работу в порядке совмещения должности социального педагога с окладом <данные изъяты> руб. с <Дата> по <Дата>. Установлена доплата за выполнение дополнительной работы по должности педагога-психолога в размере 0,75 ставки с окладом <данные изъяты> руб. Оплату производить от должностного оклада за фактическое отработанное время с учетом надбавки за работу в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях 30 %, районного коэффициента за работу в местностях с особыми климатическими условиями 40 % (л.д. 162 оборот).
Дополнительным соглашением № от <Дата> Фалилеевой Ю.Г. увеличена учебная нагрузка на <Дата> учебный год на 8 часов (л.д. 50, 169-170).
Приказами работодателя от <Дата>, <Дата> в <Дата> учебных годах Фалилеевой Ю.Г. установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 165).
Приказом директора МОУ «Основная общеобразовательная школа №» от <Дата> Фалилеева Ю. Г. уволена с занимаемой должности с <Дата> (л.д. 161).
Истец Бояркина Н.П. принята на работу в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26» на должность учителя начальных классов на основании трудового договора, заключенного <Дата>, по условиям которого истцу установлена педагогическая нагрузка 24 часа, заработная плата: должностной оклад <данные изъяты> руб., психолог – <данные изъяты> руб., ПДО – <данные изъяты> руб., ГПД – <данные изъяты> руб., районный коэффициент 40 %, надбавка за стаж 30 %, выплаты стимулирующего характера (л.д. 81-84).
Дополнительным соглашением № от <Дата> Бояркиной Н.П. установлены учебная нагрузка на <Дата> учебный год в количестве 23,5 часа, выплаты за проверку письменных работ 15 %, за классное руководство 19 %, за заведование кабинетом 5 %, доплата за индивидуальное обучение на дому 20 %, за психолого-медико-педагогическую комиссию 15 % (л.д. 85).
На основании приказа работодателя № от <Дата> Бояркиной Н.П. наряду с работой, определенной трудовым договором, поручено выполнять дополнительную работу в порядке совмещения должности педагога-психолога с окладом <данные изъяты> руб. с <Дата> по <Дата>. Установлена доплата за выполнение дополнительной работы по должности педагога-психолога в размере 0,75 ставки с окладом <данные изъяты> руб. Оплату производить от должностного оклада за фактическое отработанное время с учетом надбавки за работу в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях 30 %, районного коэффициента за работу в местностях с особыми климатическими условиями 40 % (л.д. 162).
Приказами работодателя от <Дата>, <Дата> в <Дата> учебных годах Бояркиной Н.П. установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 165).
Приказом директора МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26» от <Дата> Бояркина Н.П. уволена с занимаемой должности с <Дата> (л.д. 161 оборот).
В соответствии с пунктом 2.3 Положения об оплате труда работников МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26», утвержденного приказом директора образовательного учреждения от <Дата>, стимулирующие выплаты работником учреждения устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
Работникам учреждения установлены, в том числе такие выплаты стимулирующего характера, как выплата за специфику работы, надбавки за выслугу лет, за интенсивность, за почетное звание, ученую степень, ученое звание.
Согласно пункту 2.3.5.2.1 Положения, ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу производится дифференцированно в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при стаже от 1 до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25%.
Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. При временном заместительстве, совмещении должностей надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе (пункт 2.3.5.3 Положения).
Из представленных в материалы дела тарификационных списков следует, что по состоянию на <Дата> педагогический стаж истца Борякиной Н.П. составлял <данные изъяты> месяцев, учебная нагрузка - 24,5 часа в неделю, педагогический стаж Фалилеевой Ю.Г. – <данные изъяты>, учебная нагрузка – 20 часов в неделю. По состоянию на <Дата> педагогический стаж истца Борякиной Н.П. составлял <данные изъяты>, учебная нагрузка - 24,5 часа в неделю, педагогический стаж Фалилеевой Ю.Г. – <данные изъяты>, учебная нагрузка – 21 час в неделю (л.д. 115, 116).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор указал на нарушения работодателем при исчислении заработной платы истцов, выразившиеся в начислении стимулирующей выплаты за выслугу лет не за фактическую нагрузку, установленную в учебном году, а из расчета ставки 18 часов в неделю, что привело к уменьшению заработной платы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учетом приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о взыскании с ответчика в пользу истцов недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период с учетом стимулирующей выплаты за выслугу лет, начисленной на фактический объем учебной нагрузки.
При этом суд исходил из того, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений спорная надбавка начислялась и выплачивалась истцам образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку была ограничена пределами нормы часов и произведена без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
Применив по заявлению стороны ответчика положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований прокурора о взыскании в пользу истцов задолженности по заработной плате за период с <Дата> по <Дата> и возложении на работодателя обязанности произвести перерасчет по неначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в <Дата> учебном году, присудив к взысканию с МОУ «Основная общеобразовательная школа № 26» задолженность по неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <Дата> по <Дата> в пользу Фалилеевой Ю.Г. в размере 10 878,24 рублей, в пользу Бояркиной Н.П. в размере 9 204,56 рублей.
Также судом на администрацию муниципального района «Борзинский район» возложена обязанность профинансировать учебное заведение денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной истцам заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
Суд отказал в удовлетворении требований прокурора о взыскании в пользу истцов компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, предусмотренной статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решение суда в приведенной выше в части сторонами по делу не обжалуется и в силу частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации муниципального района «Борзинский район» сводятся к несогласию с решением суда в части удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности профинансировать учебное заведение для выплаты истцам взысканных судом денежных сумм с указанием на необходимость возложения данной обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края, основанием к отмене постановленного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Исходя из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192, Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также переданных Российской Федерацией полномочий.
Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения).
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В пункте 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 133 указанные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) для предоставления их бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов), входящих в их состав.
В пункте 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно пункту 2.1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Указанные методики в части положений о распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленные из федерального бюджета, должны соответствовать требованиям порядков определения и распределения между субъектами Российской Федерации общего объема субвенций, утверждаемых федеральными законами, и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации) распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями, за исключением субвенций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также за счет резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Пунктом 1 статьи 8 Закона Забайкальского края от 27.12.2021 № 2007-ЗЗК (редакция от 21.12.2022) "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов", на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов установлен норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере образования, включающий в себя расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение, в расчете на одну штатную единицу специалиста, осуществляющего администрирование отдельных государственных полномочий в сфере образования, - 127 300 рублей.
Пунктом 1 статьи 8 Закона Забайкальского края от 22.12.2022 № 2134-ЗЗК (редакция от 19.07.2023) "О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов установлен норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в сфере образования, включающий в себя расходы на оплату труда и материально-техническое обеспечение, в расчете на одну штатную единицу специалиста, осуществляющего администрирование отдельных государственных полномочий в сфере образования, - 140 500 рублей.
В данном случае, в ходе рассмотрения дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанций фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Оловяннинский район» в виде субвенций установлено не было.
Исходя из нормативных положений, Министерство образования и науки Забайкальского края финансирует субвенцию бюджету муниципального района в объеме, утвержденном Законом о бюджете Забайкальского края, на текущий год. Субвенции выделяются в пределах тех средств, которые заложены в бюджете текущего года. Заявки с указанием сумм подаются муниципалитетом.
Доказательств обратному, то есть ненадлежащему исполнению Министерством образования и науки Забайкальского края возложенных обязанностей в части предоставления субвенций в адрес муниципального района в материалы дела не представлено.
Кроме того, также необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Устава Забайкальского края, пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 № 858-ЗЗК "Об отдельных вопросах в сфере образования", в целях урегулирования некоторых вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося (прилагаются).
Этим же постановлением утверждены методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося, и методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
В соответствии с Методикой расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий нормативы складываются из нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала муниципальных общеобразовательных организаций на одного обучающегося, норматива финансового обеспечения расходов на оплату труда иных работников муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих вспомогательные функции, на одного обучающегося, и норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек на одного обучающегося (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (пункт 2).
В данном случае Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, доводит в муниципальное образование субвенции на обеспечение вышеуказанных государственных гарантий только в рамках и во исполнение действующего законодательства в соответствии с названными постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 и утвержденной данным постановлением Методикой расчета норматива финансового обеспечения.
Принимая во внимание приведенные положения закона даже в случае, если присужденные судом ко взысканию денежные суммы превышают объем субвенции, утвержденный на финансовый год и выделяемый муниципальному образованию, указанное обстоятельство не может являться основанием для возложения на Министерство обязанности по финансированию администрации муниципального района денежными средствами.
Данный вывод полностью соответствует норме, предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
При этом, полномочиями по проверке правильности расчета объемов субвенций, осуществляемого в соответствии с указанными выше методиками, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края, в рамках данного трудового спора суд апелляционной инстанции не наделен.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 28 сентября 2023 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 15 декабря 2023 г.
Председательствующий С.В.Комкова
Судьи С.Ю.Радюк
Е.А.Погорелова