ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1012/2022 от 18.07.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья – Байметов А.А. № 2-1012/2022

(суд первой инстанции)

№ 33-2155/2022

(суд апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2022 года г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Анашкиной И.А.,

судей Донсковой М.А. и Козуб Е.В.,

при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – УМВД России по г. Севастополю, об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя, признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, в котором просит с учетом изменения требований: установить факт постоянного проживания истца на территории в период с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным ответ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии права у истца на исчисление размера пенсии с учетом норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» (далее - закон № 208-ФЗ); признать за истцом право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с законом № 208-ФЗ, в связи с чем на ответчика возложить обязанность произвести перерасчет ранее назначенной пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ с учетом особенностей, предусмотренных нормами п. п. 1, 4 ст. 5 закона № 208-ФЗ, дальнейшее начисление производить в соответствии с нормами законодательства РФ с учетом произведенного перерасчета.

Исковые требования обоснованы тем, что истец, решив переехать к мужу на постоянное место жительства (далее – ПМЖ) в г. Севастополь, 18 апреля 2000 года оформила выезд из Республики Беларусь. При этом ею была пройдена вся юридическая процедура выезда на ПМЖ, произведена замена гражданского паспорта на паспорт серии РР, выдаваемый выезжающим на постоянное проживание за пределами Беларуси; о получении ДД.ММ.ГГГГ временного удостоверения на жительство для иностранных граждан серии КР , действующее до ДД.ММ.ГГГГ, по которому она и была впоследствии зарегистрирована в квартире мужа по адресу: Севастополь, , где проживает по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила свидетельство на постоянное проживание в Украине серии СВ , со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в котором проставлен штамп о постоянной ее регистрации по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила паспорт гражданина РФ, в котором также имеется отметка о ее регистрации по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

С 01 января 2015 года на территории Республики Крым и города Севастополя вступило в силу законодательство Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - закон № 400-ФЗ) все ранее назначенные пенсии, в т.ч. пенсия истца должны быть пересчитаны по нормам законодательства РФ на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.

В соответствии с нормой п. 1 ст. 5 закона № 208-ФЗ гражданам РФ, которые по состоянию на 18.03.2014 проживали на территориях города Севастополя и Республики Крым, являвшимися получателями пенсии на 31 декабря 2014 года, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000 - 2001 годы, либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 01 января 2002 года, из которого исчислена пенсия на указанную дату, на основании документов выплатного дела.

Истец обратилась в отделение ПФР по городу Севастополю с соответствующим заявлением 19 февраля 2021 года. Однако, в применении указанных норм при исчислении размера пенсии истцу пенсионным органом отказано, поскольку истец на 01 января 2015 года не являлась гражданином РФ. При этом предварительным расчетом установлено, что в связи с невысокой заработной платой исчисление пенсии с учетом среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы для истца нецелесообразно.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 25 мая 2022 года исковые требования удовлетворены частично.

Судом установлен факт постоянного проживания ФИО1 на территории города Севастополя в период с 07 июля 2000 года, в том числе, по состоянию на 18 марта 2014 года. За истцом ФИО1 признано право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ, в связи с чем на ответчика возложить обязанность произвести перерасчет ранее назначенной пенсии истцу с 01 января 2015 года с учетом особенностей, предусмотренных нормами п. п. 1, 4 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ, дальнейшее начисление производить в соответствии с нормами законодательства РФ с учетом произведенного перерасчета.

Не согласившись с указанным решением, ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении иска, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что суд первой инстанции неправильно применил действующее законодательство.

Расчет страховой пенсии истца по старости произведен в соответствии с нормами закона №400-ФЗ, с учетом норм п.3 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Положения федерального закона от 21 июля 2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» распространяются на граждан РФ, проживавших на территориях города Севастополя и Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Судом не принято во внимание постановление Конституционного суда от 27 ноября 2017 года №33-П, которым был введен запрет снижения размера пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года. В то же время, истец до 18 января 2021 года не являлась гражданином Российской Федерации, а так же отсутствует отметка о регистрации ее по месту проживания в Севастополе, в связи с чем, отсутствуют основания для применения к ней положений ФЗ №208-ФЗ.

В судебном заседании представитель Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю ФИО2 доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержала, просила ее удовлетворить.

Истец ФИО1, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, обеспечила явку своего представителя ФИО3, которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.

Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии истца.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции,

ФИО1, являясь гражданкой Белоруссии, ДД.ММ.ГГГГ оформила выезд из Республики Беларусь, ДД.ММ.ГГГГ получила Временное удостоверение на жительство для иностранных граждан серии КР , действующее до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила Свидетельство на постоянное проживание в Украине серии СВ , со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в котором проставлен штамп о постоянной ее регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила паспорт гражданина РФ, в котором также поставлена отметка о ее регистрации по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в .

С 2010 года ФИО1 является пенсионером и получателем пенсии по возрасту, начисленной в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории Республики Крым и города Севастополя до 18 марта 2014 года в размере 1 907,75 грн., о чем ей было выдано пенсионное удостоверение серии ААЕ , дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГФИО1 в собственности имеет квартиру, площадью 56,4 кв.м, расположенную по адресу: -А, , кадастровый , что подтверждается Справкой ОК ЖСК «ИНТЕРСТРОЙ» от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно трудовой книжке ФИО1 с 1993 года осуществляет трудовую деятельность в городе Севастополе. С апреля 1997 года по настоящее время работает в Спортивно-оздоровительном комплексе им. 200-летия Севастополя (с 2015 года ГБУ «СОК имени 200-летия Севастополя»).

С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве физического лица как плательщик налогов, ей присвоен идентицикационный , что следует из Карточки физического лица – плательщика налогов от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке Департамента труда и социальной поддержки населения города Севастополя № 5761 от 24 ноября 2015 года трудовой стаж истца составляет 36 лет 7 месяцев 7 дней и в соответствии с ч. 8 ст. 19 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории », ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки.

ДД.ММ.ГГГГ работодателем осуществлено обязательное пенсионное страхование ФИО1 за номером 186-035-753 83, о чем выданы Уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (АДИ-РЕГ) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 поставлена на учет физического лица в налоговом органе с присвоением ИНН <***>, о чем ей выдано Свидетельство серии 92 .

Размер пенсии истца определен пенсионным органом по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», предусматривающим ежемесячные выплаты к пенсии, и Постановлением XV сессии Законодательного Собрания г. Севастополя от 24 июня 2014 года № 92, устанавливающим числовое значение гривны по отношению к рублю РФ при определении заработной платы (дохода) для назначения (перерасчета) пенсии, а также при определении дохода для назначения пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат в размере 38,00 рублей РФ за 10 гривен Украины, и составил 14498,90 руб., является сохраненным размером пенсии.

Разрешая заявленные исковые требования, проанализировав предоставленные суду доказательства, а так же положения Федерального закона от 02 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь», Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», исходил из того, что в отношении ФИО1 ответчиком должен быть применен Федеральный закон № 208-ФЗ и размер пенсии исчислен на основании указанных в нем норм, а отказ Пенсионного фонда в перерасчете размера пенсии, установленной ФИО1 с применением особенностей, установленных указанным законом, не основан на нормах законодательства РФ и не может гарантировать осуществление в полном объеме приобретенных ею по состоянию на 31 декабря 2014 года пенсионных прав, ухудшает ее материальное положение и умаляет ее конституционные права, в связи с чем является грубым нарушением основ, прав и гарантий, закрепленных Конституцией РФ. На основании изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории г. Севастополя в период с 07 июля 2000 года, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года подлежат удовлетворению, и она имеет право на перерасчет размера пенсии по старости в соответствии с законом от № 208-ФЗ. Ответчик обязан произвести перерасчет ранее назначенной пенсии истцу с 01 января 2015 года с учетом особенностей, предусмотренных нормами п. п. 1, 4 ст. 5 закона № 208-ФЗ, дальнейшее начисление производить в соответствии с нормами законодательства РФ с учетом произведенного перерасчета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

18 марта 2014 года подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Согласно статье 5 этого Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", определяющая порядок подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях решения вопроса о возможности применения установленных названным Федеральным законом специальных правил исчисления страхового (трудового стажа) и исчисления размера пенсии, направлена на создание наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав, приобретенных в соответствии с законодательством Украины в период осуществления трудовой или иной деятельности на территории данного государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, - место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (пункт 1 статьи 150).

Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства считается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой).

По смыслу приведенных положений, отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2016 года N 18-П).

Согласно Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2); граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть вторая статьи 3).

Таким образом, понимание места жительства как места постоянного или преимущественного проживания гражданина в жилых помещениях определенного вида, вытекающее из гражданского законодательства и законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, является межотраслевым и применяется во всех областях правового регулирования, если иное прямо не предусмотрено нормативно или не вытекает из существа соответствующих правоотношений. Распространяется оно и на отношения, регулируемые Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

При этом положение части 3 статьи 2 названного Федерального закона, согласно которому подтверждением постоянного проживания граждан Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, корреспондирует соответствующим положениям законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункт 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713), пункты 120 - 121, 123, 123.3 и 124 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (приложение к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года N 984).

Вместе с тем постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов (Определение от 6 октября 2008 года N 619-О-П). В судебном порядке может быть установлен и факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в целях назначения ему страховой пенсии по старости, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Отказ такому гражданину в возможности судебного установления данного факта означал бы введение необоснованной дифференциации правового положения граждан только лишь по формальному основанию наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 4 октября 2016 года N 18-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П и другие) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Следовательно, в случае отсутствия у гражданина регистрации по месту жительства, при установлении уполномоченным органом или судом факта его постоянного проживания в определенном жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года в целях назначения гражданину страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" во внимание должны приниматься все имеющие значение обстоятельства, в том числе связанные с основанием его вселения в соответствующее жилое помещение (в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения или на ином законодательно предусмотренном основании), а также с фактическим проживанием гражданина в указанном жилом помещении, отвечающим признакам постоянного проживания.

Как следует из представленных материалов, на юридически значимую дату истец являлась гражданкой , ДД.ММ.ГГГГ оформила выезд из Республики Беларусь, 05 июля 2000 года получила Временное удостоверение на жительство для иностранных граждан серии КР , действующее до ДД.ММ.ГГГГ.

02 октября 2007 года ФИО1 получила Свидетельство на постоянное проживание в Украине серии СВ , со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, в котором проставлен штамп о постоянной ее регистрации с 07 июля 2000 года по адресу: .

С 20 ноября 2013 года ФИО1 в собственности имеет квартиру, площадью 56,4 кв.м, расположенную по адресу: -А, .

Согласно трудовой книжке ФИО1 с 1993 года осуществляет трудовую деятельность в городе Севастополе. С апреля 1997 года по настоящее время работает в Спортивно-оздоровительном комплексе им. 200-летия Севастополя (с 2015 года ГБУ «СОК имени 200-летия Севастополя»).

С 19 декабря 1997 года зарегистрирована в качестве физического лица как плательщик налогов, ей присвоен идентицикационный , что следует из Карточки физического лица – плательщика налогов от 12 февраля 2008 года.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила паспорт гражданина РФ, в котором также поставлена отметка о ее регистрации по адресу: ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, совокупностью имеющихся в деле доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений, установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в , что свидетельствует о том, что истец ФИО1, являясь иностранным гражданином, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выбрала территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Ввиду того, что право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, на пенсионного обеспечения в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом постоянного проживания этих лиц на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, а ФИО1, как установлено судом и следует из материалов дела, 18 марта 2014 года постоянно проживала на территории города федерального значения Севастополя в жилом помещении, расположенном по адресу: , вывод суда первой инстанции о наличии оснований для установления факта постоянного проживания ФИО1 в городе Севастополе, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года, соответствует подлежащим применению нормам права и юридически значимым установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и, следовательно, является правомерным.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющиеся у них и их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ, размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ, перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1).

При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (пункт 2).

Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (пункт 3).

Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" определено установить гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячную выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.

До 01.04.2014 пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось органами Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством Украины.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" было предусмотрено прекращение деятельности государственных органов Украины, расположенных на территории Республики Крым.

В переходный период интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую и правовую систему Российской Федерации, уполномоченными органами, осуществлявшими функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий являлись органы исполнительной власти Республики Крым - Пенсионный фонд Республики Крым и его территориальные органы, в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 31.12.2014.

Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 1563-р и N 1562-р были утверждены ликвидационные балансы и отменена регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных органов.

Полномочия по выполнению функций пенсионного обеспечения граждан по старости, действующим законодательством с 01.01.2015 возложены на Федеральный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе и районе, городах и районах Республики Крым. Финансирование средств на выплату пенсий, осуществляется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Из письменных материалов дела следует, что истец с 2010г. являлась получателем пенсии в пенсионном органе Республики Крым, период с 1993 года осуществляет трудовую деятельность в городе Севастополе. С апреля 1997 года по настоящее время работает в Спортивно-оздоровительном комплексе им. 200-летия Севастополя (с 2015 года ГБУ города Севастополя «СОК имени 200-летия Севастополя»).

Установив, что пенсия истцу с 2010г. назначена и выплачивалась пенсионным органом Республики Крым, совокупностью имеющихся в деле доказательства, установлено, что истец являлась гражданкой Беларуси, постоянно проживала с 2000г. по настоящее время, в том числе по состоянию на 18 марта 2014года в г. Севастополе, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований, для удовлетворения ее исковых требований.

При этом судом первой инстанции правильно обращено внимание на то, что для целей реализации права на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях предусмотренных Федеральным законом N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, законодатель не устанавливает обязательным условием подтверждения постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, наличие отметки о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату, исключительно в паспорте гражданина Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа истцу в реализации права на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, поскольку факт постоянного проживания и регистрации истца на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, подтверждаются материалами.

Судом первой инстанции нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.

Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 25 мая 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: Анашкина И.А.

Судьи: Донскова М.А.

Козуб Е.В.