Судья: Пугачёв Д.В. Дело № 33-7251/2022
(№ 2-1016/2022)
УИД: 64RS0045-01-2022-000694-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2022 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Балабашиной Н.Г., Негласона А.А.,
при ведении протокола помощником ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о прекращении удержания денежных средств, взыскании удержанных денежных средств, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по апелляционным жалобам ФИО2, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 24 мая 2022 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя ответчика ФИО3, поддержавшей доводы жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области и возражавшей по доводам жалобы ФИО2, истца ФИО2, поддержавшего доводы жалобы и возражавшего по доводам жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее – ГУ МВД России по Саратовской области) о прекращении удержания денежных средств, взыскании удержанных денежных средств, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Требования мотивировал тем, что с 26 декабря 2001 г. он является пенсионером органов внутренних дел, получает пенсию по выслуге лет. По 31 мая 2021 г. пенсия ему исчислялась с применением повышающего коэффициента, установленного для Челябинской области. В августе 2008 г. он переехал на постоянное место жительства из г. Миасс Челябинской области в г. Саратов. 26 августа 2021 г. ЦФО ГУ МВД России по Саратовской области принял решение о взыскании с него излишне выплаченной пенсии с учетом районного коэффициента за период с 01 октября 2008 г. по 31 мая 2021 г. в размере 587 072 руб. 48 коп. Основанием принятия указанного решения послужило то, что 08 сентября 2008 г. он был снят с регистрационного учета по месту жительства в г. Миасс Челябинской области в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Саратов. По мнению истца, данное решение является незаконным, так как он не знал о выплате пенсии с учетом районного коэффициента и не скрывал от органа, назначившего пенсию с учетом районного коэффициента, факт перемены в 2008 году места своего жительства. В связи с изменением места жительства 13 декабря 2007 г. он был снят с учета военным комиссариатом г. Миасс, а 15 сентября 2008 г. поставлен на учет военным комиссариатом Саратовской области, зарегистрирован по месту жительства в Саратовской области. 01 октября 2009 г. он поставлен на учет в ГУ УПФР в Саратовском районе Саратовской области.
Кроме того, истец указывает, что в связи с перерасчетом пенсии в августе 2021 г. он узнал, что пенсия ему выплачивалась без учета квалификационной категории (квалификационного разряда) «Военный летчик второго класса» и в неполном объеме выплачивалась надбавка как ветерану боевых действий.
В связи с чем истец указал, что под надбавкой ветерану боевых действий он имел ввиду ежемесячную денежную доплату к пенсии отдельным категориям пенсионеров, предусмотренную Указами Президента России от 18 февраля 2005 г. № 176, от 01 сентября 2010 г. № 1091, от 21 декабря 2016 г. № 698 и от 24 января 2018 г. № 20.
Считая свои пенсионные права нарушенными, истец просил признать незаконным и прекратить удержание ГУ МВД России по Саратовской области денежных средств (части пенсии с применением районного коэффициента) в размере 584 072 руб.; взыскать с ГУ МВД России по Саратовской области удержанную с истца денежную сумму; обязать ГУ МВД России по Саратовской области произвести перерасчет пенсии с 26 декабря 2001 г. в части ежемесячной надбавки за квалификационную категорию (квалификационный разряд) «Военный летчик второго класса»; обязать ГУ МВД России по Саратовской области произвести перерасчет пенсии в части надбавки к пенсии за ветерана боевых действий (ежемесячной денежной доплаты к пенсии отдельным категориям пенсионеров).
Решением Кировского районного суда города Саратова от 24 мая 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и прекращено ГУ МВД России по Саратовской области удержание из пенсии за выслугу лет ФИО2 денежных средств в размере 584 072 руб. 48 коп. на основании распоряжения от 25 августа 2021 г. №.
С ГУ МВД России по Саратовской области в пользу ФИО2 взысканы денежные средства, удержанные из пенсии за выслугу лет ФИО2 на основании распоряжения от 25 августа 2021 г. №.
На ГУ МВД России по Саратовской области возложена обязанность произвести с 1 июля 2002 г. перерасчет назначенной ФИО2 пенсии за выслугу лет в части учета коэффициента за квалификационный разряд «Военный летчик второго класса».
В удовлетворении остальной части исковых требований к ГУ МВД России по Саратовской области и отказано.
В удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по Челябинской области отказано.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Саратовской области просит решение суда в части, которой исковые требования ФИО2 удовлетворены отменить, как необоснованное, принять в указанной части решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что ГУ МВД России по Саратовской области не является надлежащим ответчиком по делу, настаивает, что в действиях истца имеется злоупотребление правом на получение пенсии в большем размере при переезде на место жительство на территорию Саратовской области, поскольку получав пенсию по прежнему месту жительства, истец не мог не знать, что пенсия выплачивалась с учетом районного коэффициента.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, приводит доводы аналогичные изложенным в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 ГУ МВД России по Саратовской области указывает о своем несогласии с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда в части, которой отказано в удовлетворении требований истца оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2001 г. ГУ МВД России по Ростовской области ФИО2 назначена пенсия за выслугу лет, как сотруднику, проходившему службу в органах внутренних дел.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в период с 26 декабря 2001 г. по 31 июля 2021 г. в связи с переездом ФИО2 на постоянное место жительство в г. Миасс Челябинской области пенсионное дело передано в ГУ МВД России по Челябинской области, которое начисляло и выплачивало ФИО2 пенсию за выслугу лет с учетом установленного для данной местности районного коэффициента.
8 сентября 2008 г. ФИО2 снят с регистрационного учета в г. Миасс Челябинской области в связи с переменой места жительства, а 15 сентября 2008 г. поставлен на регистрационный учет в пос. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.
2 июня 2021 г. ФИО2 обратился в центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Саратовской области с заявлением о направлении запроса о переводе пенсионного дела ФИО2 по месту его жительства в Саратовской области.
8 июня 2021 г. ГУ МВД России по Саратовской области направило запрос о направлении пенсионного дела ФИО2 в отдел пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Саратовской области.
В ответе на данный запрос ГУ МВД России по Челябинской области направило пенсионное дело № 45/27858 в отношении ФИО2, сообщило о прекращении выплаты пенсии истцу с 1 августа 2021 г., а также просило произвести с него удержание соответствующего коэффициента за период с 1 октября 2008 г. по 31 мая 2021 г. в сумме 584 071 руб. 48 коп.
С учетом изложенного, судом первой инстанции установлено, что начисление и выплата пенсии ФИО2 производится ГУ МВД России по Саратовской области на основании его заявления от 29 июля 2021 г.
Кроме того, судом установлено, что Центром финансового обеспечения (далее – ЦФО) ГУ МВД России по Саратовской области направлено в Территориальный банк «Поволжский» ПАО Сбербанк распоряжение от 25 августа 2021 г. № об удержании из пенсии ФИО2 суммы в размере 584 072 руб. 48 коп.
Указанное распоряжение направлено для удержания излишне выплаченной пенсии с учетом районного коэффициента за период с 1 октября 2008 г. по 31 мая 2021 г. в связи выявлением факта не представления ФИО2 информации о снятии 8 сентября 2008 г. с регистрационного учета по месту жительства в г. Миасс Челябинской области и выездом на постоянное место жительства в г. Саратов, что подтверждено письмом ФЭД МВД России от 8 октября 2021 г. № и письмом ЦФО ГУ МВД России по Саратовской области от 3 сентября 2021 г. №.
Проверяя законность и обоснованность принятого распоряжения от 25 августа 2021 г. № об удержании из пенсии ФИО2 суммы в размере 584 072 руб. 48 коп., судом установлено, что ФИО2 не был уведомлен о том, что выплата пенсии ему производится с учетом районного коэффициента и снятие с регистрационного учета по месту жительства влечет прекращение выплаты этого коэффициента.
При этом судом принят во внимание п. 4.9 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 г. №, которым предусмотрено взаимодействие пенсионных органов данного министерства по вопросам пенсионной работы с другими государственными органами.
Судом первой инстанции также установлено, что с 1 сентября 2021 г. из начисленной военной пенсии ФИО2 производится удержание в размере 20 % по указанию ведомства от 26 августа 2021 г. №. По состоянию на 28 апреля 2022 г. всего удержано 57 453 руб. 92 коп., данное обстоятельство подтверждается ответом ПАО «Сбербанк» от 13 мая 2022 г. №
С учетом установленных обстоятельств и руководствуясь положениями норм права, подлежащими применению к рассматриваемому спору суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО2 о признании незаконным и прекращении удержания ГУ МВД России по Саратовской области из его пенсии денежных средств в размере 584 072 руб. 48 коп., а также о взыскании всех удержанных денежных сумм.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 48 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указанные положения закона направлены на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу, а также службу в правоохранительных органах, проживающих в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Общий порядок выплаты предусмотренных названным законом пенсий, установленный в статье 56 указанного закона, предполагает их выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации (часть 1), а при переезде пенсионера - выплату и доставку пенсии по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета (часть 7).
Часть 1 ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 во взаимосвязи с частью 10 статьи 56 данного Закона, предусматривающей ответственность лиц, которым назначена пенсия, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии, и обязанность возмещения виновными лицами государству причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, направлена на обеспечение сохранности средств бюджетов соответствующих пенсионных органов, предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты пенсионного обеспечения и позволяет компенсировать пенсионному органу ущерб, причиненный такой выплатой.
По данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных исковых требований и правовых норм, подлежащих применению, являлось установление, в том числе, недобросовестности в действиях истца ФИО2, не сообщившего ответчику о перемене своего места жительства.
При этом, бремя доказывания его недобросовестности при получении им в указанный период пенсии с учетом районного коэффициента возложено на ответчика.
Суд первой инстанции, обосновано пришел к выводу о том, что в действиях ФИО2 отсутствует недобросовестность, исходя из того, что 13 декабря 2007 г. ФИО2 снят военным комиссариатом г. Миасс Челябинской области с воинского учета, а 16 сентября 2008 г. поставлен на воинский учет Саратовским районным военным комиссариатом Саратовской области, что подтверждается военным билетом истца.
Согласно письму руководителя клиентской службы в Саратовском районе ГУ УПФ России в Заводском районе г. Саратова ФИО2 в связи переездом на новое место жительства поставлен на учет в пенсионном органе 1 октября 2009 г.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что недобросовестность действий ФИО2 не доказана, а имеющиеся в деле доказательства подтверждают наличие у пенсионного органа, производившего начисление и выплату пенсии с учетом районного коэффициента, возможности избежать переплаты.
Судебная коллегия отклоняет доводы ГУ МВД России по Саратовской области о том, что ФИО2 был уведомлен при назначении пенсии о необходимости сообщать о смене места жительства исходя из информации изложенной в памятке к пенсионному удостоверению, поскольку доказательств данному факту не представлено ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию.
Довод жалобы ГУ МВД России по Саратовской области о том, что управление по Саратовской области не является надлежащим ответчиком по заявленным ФИО2 требованиям, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и как правильно суд первой инстанции указал, что удержание из пенсии ФИО2 денежной суммы в размере 584 072 руб. 48 коп. происходило на основании распоряжения от 25 августа 2021 г. №, которое было оформлено ЦФО ГУ МВД России по Саратовской области и направлено в банк.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, подлежащего применению к рассматриваемому спору и иную оценку обстоятельств дела.
Разрешая требования истца о возложении на ГУ МВД России по Саратовской области обязанности произвести перерасчет надбавки к назначенной ему пенсии за квалификационную категорию (квалификационный разряд) «Военный летчик второго класса», суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 43 Закона № 4468-1, пришел к выводу о том, что требование ФИО2 о возложении на ГУ МВД России по Саратовской области обязанности произвести перерасчет с 1 июля 2002 г. назначенной ему пенсии за выслугу лет в части учета коэффициента за квалификационный разряд «Военный летчик второго класса» подлежит удовлетворению.
При этом судом первой инстанции установлено, что ФИО2 имеет квалификационный разряд «Военный летчик второго класса».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 396 коэффициент для этого квалификационного разряда установлен: с 6 июня 2000 г. по 30 июня 2002 г. в размере 20 % (в первоначальной редакции данного постановления), с 1 июля 2002 г. по 31 декабря 2006 г. в размере 20 % (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 806), с 1 января 2007 г. по 18 марта 2012 г. в размере 35 % (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 19), с 19 марта 2012 г. по настоящее время в размере 15 % (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 г. № 60).
В период с 1 июля 2002 г. по 27 ноября 2002 г. постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 396 действовало в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. № 486, устанавливающей коэффициент для квалификационного разряда «Военный летчик второго класса» в размере 15 %.
11 ноября 2002 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 806, установившее коэффициент для квалификационного разряда «Военный летчик второго класса» в размере 20 % и распространившее действие нового размера на правоотношения, возникшие с 1 июля 2002 г., то есть с момента начала действия постановления от 1 июля 2002 г. № 486.
Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 19, установившему коэффициент для квалификационного разряда «Военный летчик второго класса» в размере 35 %, также была придана обратная сила действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Из материалов пенсионного дела следует, что при назначении пенсии ФИО2 была установлена надбавка к должностному окладу за квалификацию «Военный летчик второго класса» в размере 20%.
Из таблицы перерасчета пенсии за выслугу лет от января 2002 г. следует, что истцу был назначен должностной оклад с учетом надбавки в сумме 1009 руб. (оклад по должности в сумме 840 руб. 83 коп. Х 1,2).
Данный размер соответствует размеру, установленному на тот момент действующим законодательством, что также подтверждается письмом ГУ МВД России по Саратовской области с расчетом надбавки и показаниями свидетеля – начальника пенсионного отдела ГУ МВД России по Саратовской области.
Пенсия в установленном размере (2374 руб. 57 коп. + 15 % районного коэффициента) выплачивалась истцу до июля 2002 г., правильность данного расчета подтверждается представленными документами, ответом ГУ МВД России по Саратовской области и показаниями свидетеля.
В дальнейшем согласно листам перерасчета (показателям расчета) пенсии ФИО2, вышеуказанная надбавка была установлена ему следующих размерах:
с 1 июля 2002 г. – 20 %;с 1 января 2003 г. – 15 %; с 1 марта 2003 г. – 20 %; с 1 апреля 2003 г. – 15 %; с 1 октября 2013 г. – 15 %; с 1 июля 2004 г. – 15 %; с 1 января 2006 г. – 15 %; с 1 января 2007 г. – 15 %; с 1 марта 2007 г. – 35 %; с 1 декабря 2007 г. – 35 %; с 10 октября 2008 г. – 35 %; с 1 апреля 2011 г. – 35 %; с 1 января 2012 г. – 15 %; с 1 апреля 2012 г. – имеется два перерасчета с надбавками за спецусловия (классность) 0 % и 15 %, согласно данным лицевого счета за 2012 г. в период с апреля по декабрь ФИО2 начислялась пенсия в сумме 26 416 руб. 62 коп., что соответствует перерасчету пенсии без учета надбавки за классность (0 %).
Также, согласно листам перерасчета (показателям расчета) пенсии ФИО2, вышеуказанная надбавка была установлена ему следующих размерах: с 1 января 2014 г. – 15 %; с 1 апреля 2014 г. – 15 %; с 1 октября 2014 г. – 15 %; с 1 апреля 2015 г. – 15 %; с 1 октября 2015 г. – 15 %; с 1 февраля 2016 г. – 15 %; с 1 апреля 2016 г. – 15 %; с 1 мая 2016 г. – 15 %; с 1 февраля 2017 г. – 15 %; с 1 апреля 2017 г. – 15 %; с 1 января 2018 г. – 15 %; с 1 апреля 2018 г. – 15 %; с 1 апреля 2019 г. – 15 %; с 1 октября 2019 г. – 15 %; с 1 октября 2019 г. – 15 %; с 1 апреля 2021 г. – 15 %; с 1 июня 2021 г. – 15 %; с 1 августа 2021 г. – 15 %.
Кроме того, в суде первой инстанции был допрошен свидетель - сотрудник пенсионного отдела ГУ МВД России по Саратовской области ФИО4, который подтвердил, что при расчете ФИО2 надбавки была допущена ошибка. При этом пояснив, что произвести перерасчет пенсии с учетом выявленных несоответствий может любой пенсионный орган МВД России, в том числе ГУ МВД России по Саратовской области.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Статья 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 определяет порядок удержания из пенсии и порядок выплаты пенсии за выслугу лет при обнаружении ошибки.
В случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, которой установлен порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России (далее - Инструкция).
Пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее - пенсионные органы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России (п. 3 Инструкции).
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя в том числе своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (п.п.п.п., 4.1 Инструкции).
Разделом III Инструкции регламентирован порядок пересмотра и перерасчета пенсии (п.п. 51п.п. 51 - 57).
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (п. 51 Инструкции).
Пункты 52 - 56 Инструкции устанавливают алгоритм действий кадрового подразделения и пенсионного органа МВД России при наступлении обстоятельств, влекущих перерасчет размера пенсии, включая составление нового расчета выслуги лет, оформление материалов пенсионного дела в связи с перерасчетом размера пенсии.
Пункт 57 Инструкции определяет порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения.
Руководители пенсионных органов несут персональную ответственность за осуществление выплаты пенсий, пособий и компенсаций, своевременно принимают меры по устранению переплат и недоплат (п. 61 Инструкции).
Из приведенных нормативных положений следует, что реализация гражданином, уволенным со службы в органах внутренних дел, права на получение пенсии за выслугу лет осуществляется путем принятия уполномоченным органом - соответствующим пенсионным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации - решения о назначении гражданину такой пенсии, размер которой определяется с учетом имеющейся у гражданина выслуги лет. В случае выявления пенсионным органом ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, влекущей перерасчет размера назначенной гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии, устранение такой ошибки производится в установленном законом порядке. При этом пенсионный орган должен своевременно принимать меры по устранению допущенных при назначении пенсии ошибок, повлекших как переплату, так и недоплату пенсии.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина ФИО5» (далее - Постановление), совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абз. 1 п. 5абз. 1 п. 5 Постановления).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абз. 4 п. 5абз. 4 п. 5 Постановления).
Доводы апелляционной жалобы на решение суда в указанной части сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые сторона указывала в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Разрешая требования истца о перерасчет ежемесячной денежной доплаты к пенсии отдельным категориям пенсионеров, первоначально осуществляемых на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 176, суд первой инстанции установил, что ФИО2 имеет статус ветерана боевых действий.
Повышение пенсии как ветерану боевых действий, предусмотренное п. «г» ст. 45 Закона № 4468-1, ФИО2 установлено с 1 июля 2004 г.
Кроме того, судом первой инстанции указано, что Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 176 (далее – Указ № 176) установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом № 4468-1.
Пунктом 1 Указа № 176 определено, что вышеуказанная доплата к пенсии производится до вступления в силу закона, предусматривающего реформирование денежного довольствия военнослужащих (сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти).
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этим законом, внесшим изменения в ст. 43 Закона № 4468-1, осуществлено реформирование денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел.
Следовательно, с 1 января 2012 г. действие Указа № 176 не распространялось на пенсионеров из числа сотрудников органов внутренних дел, денежное довольствие которых было реформировано.
Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 2015 г. № 610 (и внесший в него изменения Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 698), на который ссылается истец, распространяется на военнослужащих и сотрудников тех федеральных органов, денежное довольствие которых не было реформировано с 1 января 2012 г.
Поскольку к моменту издания данного указа денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел было реформировано, то этот нормативный правовой акт не регулирует правоотношения с участием пенсионеров из числа сотрудников органов внутренних дел.
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доплата к пенсии подлежала выплате ФИО2 с 1 марта 2005 г. по 31 декабря 2011 г.
Также судом первой инстанции с учетом показаний свидетеля начальника пенсионного отдела ГУ МВД России по Саратовской области и имеющихся данных пенсионного дела, установлено, что до марта 2005 г. ФИО2 выплачивались денежные средства в размере 6511 руб. 63 коп. ежемесячно, с марта 2005 г. установлена надбавка 240 руб., с этого периода размер ежемесячной выплаты до декабря составил 6751 руб. 63 коп.; в 2006 г. был произведен перерасчет, с 1 января 2006 г. размер пенсии составил 7360 руб. 51 коп., в течение года выплачивалось 7600 руб. 51 коп., то есть данная надбавка выплачивалась ежемесячно; в 2007 г. за январь и февраль было выплачено 7600 руб. 51 коп., с марта 2007 г. после перерасчета размер пенсии составил 8943 руб. 22 коп., с учетом доплаты к выплате подлежало 9183 руб. 22 коп. Фактически было выплачено: в марте, апреле, мае с учетом компенсаций – 9559 руб. 61 коп., 9634 руб. 81 коп., 10 961 руб. 64 коп., соответственно в июне-сентябре – 9183 руб. 22 коп., с октября по декабрь после перерасчета размер пенсии составил 8966 руб. 67 коп., с учетом надбавки выплачивалось 9206 руб. 67 коп.; в 2008 г. (перерасчет с декабря 2017 г. – 10 581 руб. 46 коп.), в январе выплачено 9206 руб. 67 коп., в феврале, марте, апреле с учетом компенсаций – 14 051 руб. 04 коп., 12 397 руб. 13 коп., 12 668 руб. 26 коп., соответственно, в мае-августе – 11 907 руб. 90 коп., в сентябре – 12 057 руб. 66 коп., с октября после перерасчета размер пенсии составил 12 740 руб. 45 коп., с учетом надбавки выплачивалось до декабря 12 990 руб. 45 коп.; в 2009 г. – в январе и феврале выплачивалось 12 990 руб. 45 коп., с 1 марта после перерасчета размер пенсии составил 12 800 руб. 37 коп., с учетом надбавки в период с марта по август выплачивалось 13 040 руб. 37 коп., с 1 августа произведен перерасчет, размер пенсии составил 13 837 руб. 24 коп., с учетом надбавки в сентябре выплачено 15 114 руб. 11 коп. (доплата за август 1036 руб. 87 коп.), в октябре и ноябре – 14 077 руб. 24 коп., с декабря размер пенсии составил 14 033 руб. 08 коп., выплачен с учетом надбавки 14 273 руб. 08 коп.; в 2010 г. – с января по март начислено 14 273 руб. 08 коп., с апреля после перерасчета размер пенсии составил 14 105 руб. 23 коп., с учетом доплаты и компенсации в апреле выплачено 14 417 руб. 38 коп., в мае и июне – 14 345 руб. 23 коп., в июле после перерасчета размер пенсии составил 14 135 руб. 64 коп., выплачено с учетом компенсации 14 406 руб. 05 коп., с августа размер надбавки составил 1000 руб., в августе выплачено 14 375 руб. 64 коп. (надбавка 240 руб.), в дальнейшем с учетом надбавки выплачено в сентябре – 15 895 руб. 64 коп. (из них 760 рублей доплата надбавки за август), в октябре – декабре – 15 135 руб. 64 коп.; в 2011 г. до апреля размер пенсии не менялся, с апреля по декабрь после перерасчет пенсия составила 15 090 руб. 37 коп., с учетом надбавки до начала 2012 г. выплачивалось 16 090 руб. 37 коп.
Как следует из Указа Президента России № 176 от 18 февраля 2005 года «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров», с 01 марта 2005 г. до вступления в силу федерального закона, предусматривающего реформирование денежного довольствия военнослужащих (сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти), установлена ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом № 4468-1, в размере 240 руб., а с 01.09.2010 г. - в размере 1000 руб.
Как следует из содержания данной нормы, такая доплата устанавливалась на срок до вступления в законную силу федерального закона, предусматривающего реформирование денежного довольствия военнослужащих.
Реформирование денежного довольствия военнослужащих было осуществлено путем внесения изменений в положения ст. 43 Закона № 4468-1 и ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», внесенных ст. ст. 2 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ, вступившего в действие с 1 января 2012 г. Следовательно, с указанной даты прекращено действие Указа Президента России, предусматривающего соответствующую доплату к пенсии с 1 марта 2005 г.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в указанной части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Положениями п. п. 8 и 9 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривался пересмотр с 1 января 2012 г. размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При этом показатели расчета пенсии согласно измененной системы денежного довольствия привели к увеличению пенсии истца, что следует из пенсионного дела, а потому правовых оснований для выплаты истцу ежемесячной доплаты не имелось.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Решение судом первой инстанции постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства правильно оценены судом, о чем в решении содержатся мотивированные и аргументированные выводы, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 сентября 2022 г.
Председательствующий
Судьи