Апелл. дело № 33-2684/2019
Дело №2-101/2019
Судья Гордиенко С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Салехард 28 октября 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Пищулина П.Г., Долматова М.В.,
при помощнике судьи Харламповой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации муниципального образования Ямальский район Тарасова В.А. на решение Ямальского районного суда от 19 июля 2019 года по иску прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Яр-Салинское, Администрации муниципального образования Ямальский район о возложении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности, которым постановлено:
Обязать администрацию муниципального образования Яр-Салинское по 31 декабря 2019 года обеспечить наружное противопожарное водоснабжение следующих жилых домов: в селе Яр-Сале: ул. Советская дома 56, 50Б, 43, 43а, 41а, 45а, 45, 40; ул. Брусничная дд.1-5, 7, 9, 11, 13, 15, ул. Худи Сэроко дома 45Б, 43, 32, 26, ул. Федорова дома 37, 26, 33, 24, 31, 29а, 29, 22б, 22, 20, 38, 35; ул. Мира дома 2Е, 2Г; в поселке Сюнай-Сале: ул. Анагуричи дома 1-12, ул. Степана Тадибе дома 1, 3, 7, 12, 14; ул. Рыбацкая дома 1-6, 6а, 2б, 1а.
Обязать администрацию муниципального образования Ямальский район по 31 декабря 2019 года обеспечить наружное противопожарное водоснабжение складов ГСМ с. Яр-Сале (ближний и дальний).
Заслушав доклад судьи Пищулина П.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц обратился к Администрации муниципального образования Яр-Салинское (далее по тексту Администрация Яр-Салинское) с иском о возложении обязанности обеспечить наружное противопожарное водоснабжение. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства при подготовке к пожароопасному сезону выявлены следующие нарушения: не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение жилых домов (имеющиеся пожарные водоемы расположены на расстоянии более 200 метров); не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение складов ГСМ (ближний и дальний), чем ставятся под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе жителей муниципального образования.
Определением судьи от 25 июня 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Ямальский район (далее по тексту Администрация Ямальского района).
В судебном заседании заместитель прокурора Сысоев Н.В. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального образования Яр-Салинское обеспечить наружное противопожарное водоснабжение жилых домов: в <адрес> дома 56, 50Б, 43, 43а, 41а, 45а, 45, 40; <адрес> дд.1-5, 7, 9, 11, 13, 15, <адрес> 45Б, 43, 32, 26, <адрес> 37, 26, 33, 24, 31, 29а, 29, 22б, 22, 20, 38, 35; <адрес> дома 2Е, 2Г; <адрес> дома 1-12, <адрес> дома 1, 3, 7, 12, 14; <адрес> дома 1-6, 6а, 2б, 1а. Поскольку склады ГСМ являются собственностью муниципального образования Ямальский район, также просил обязать администрацию Ямальского района обеспечить наружное противопожарное водоснабжение складов ГСМ (ближний и дальний) в срок по 31 декабря 2019 года.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Яр-Салинское Попеску Р.В. согласился с требованиями иска в части обеспечения наружного противопожарного водоснабжения жилых домов, просил о возложении обязанности по противопожарному водоснабжению складов ГСМ на администрацию Ямальского района.
Представитель третьего лица начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальному образованию Ямальский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы по ЯНАО ГУ МЧС России Фатеев А.И. полагал о необходимости удовлетворения иска.
Представитель ответчика Администрации Ямальского района, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В письменных возражениях полагал о замене ненадлежащего ответчика администрации муниципального образования Ямальский район на надлежащего - АО «Ямалкоммунэнерго», которому резервуарные парки ГСМ (дальний и ближний) предоставлены во временное владение и пользование по договору аренды с МП «Ямалгаз», владеющим на праве хозяйственного ведения данными объектами.
Судом вынесено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования Ямальский район Тарасов В.А. (доверенность № 72 от 08.07.19г. сроком до 31 декабря 2019 года) просит об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований иска в части возложения обязанности обеспечить наружное противопожарное водоснабжение складов ГСМ с. Яр-Сале (ближний и дальний). В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает о неправильном установлении судом обстоятельств дела. Расположенные в с. Яр-Сале дальний и ближний резервуарные парки ГСМ закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Ямалгаз», которым указанное имущество передано в аренду акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго». В данной связи полагал надлежащим ответчиком в данной части требований иска акционерное общество «Ямалкоммунэнерго», которое суд необоснованно не привлек к участию в деле, поскольку обязанность по обеспечению требований промышленной безопасности, в том числе пожарной, возлагается на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект. Считает, что обеспечение первичных мер безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения к вопросам местного значения муниципального района не относится, в связи с чем, данный вопрос не может порождать у ответчика соответствующих расходных обязательств. Оспаривает вывод суда о принадлежности ответчику на праве собственности складов ГСМ без выяснения обстоятельств тождественности таких объектов как принадлежащих ответчику резервуарные парки ГСМ и заявленные в иске склады ГСМ. Акцентирует внимание на необоснованном не привлечении к участию в деле МП «Ямалгаз», за которым закреплены спорные объекты на праве хозяйственного ведения.
В возражениях и.о. прокурора Ямальского района Сысоев Н.В. считает оспариваемое решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы.
Определением от 17 октября 2019 года судебная коллегия по гражданским дела суда ЯНАО в силу положений ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц МП «Ямалгаз», АО «Ямалкоммунэнерго».
В суде апелляционной инстанции представитель процессуального истца прокурор Громов В.А., представитель третьего лица АО «Ямалкоммунэнерго» Соколова Т.А. (доверенность без номера от 09.01.19г. сроком до 31.12.19г.) возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представители ответчика Администрации МО Ямальский район Токарева Д.Ю. (доверенность № 36 от 11.03.19г. сроком на 1 год), Тарасов В.А. (доверенность № 72 от 08.07.19г. сроком до 31.12.19г.) доводы апелляционной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции в порядке ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, обсудив доводы исков, апелляционной жалобы, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно положениям пп. 1 и 2 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному кодексу.
По общему правилу, закрепленному в ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
В силу положений п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статей 3, 19, 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ст.10 Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ямальского района, установлено, что администрациями муниципальных образований с. Яр-Салинское и Ямальский район допускаются нарушения при содержании источников наружного водоснабжения, а именно: в населенных пунктах с. Яр-Сале и <адрес> не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение жилых домов в селе Яр-Сале: <адрес>, 50Б, 43, 43а, 41а, 45а, 45, 40; <адрес> дд.1-5, 7, 9, 11, 13, 15, <адрес>Б, 43, 32, 26, <адрес>, 26, 33, 24, 31, 29а, 29, 22б, 22, 20, 38, 35; <адрес> дома 2Е, 2Г; в поселке Сюнай-Сале: <адрес>, 3, 7, 12, 14; <адрес>, 6а, 2б, 1а; а также, складов ГСМ (ближний и дальний), находящихся в собственности Администрация МО Ямальский район.
Факт указанных нарушений установлен судом на основании представленных доказательств, выводы суда в этой части мотивированы и не вызывают сомнений у судебной коллегии. В апелляционной жалобе оспариваются лишь выводы суда о том, что надлежащим ответчиком в обеспечении пожарной безопасности складов ГСМ (ближний и дальний) является Администрация МО Ямальский район, поскольку указанные резервуарные парки ГСМ (тождественность названий установлена судом апелляционной инстанции) закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием «Ямалгаз», которым указанное имущество передано в аренду акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит верным вывод суда о необходимости возложения обязанности по исполнению соответствующих требований пожарной безопасности, связанных с обеспечением водоснабжения, на ответчиков, в том числе на Администрацию МО Ямальский район. Из буквального содержания приведенных выше норм закона следует, что такая обязанность возложена на органы местного самоуправления. При этом, данная норма носит императивный характер, каких-либо оговорок о возможности урегулирования договором вопроса об обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности не содержит. Указаний о возможности возложения данной обязанности на иных лиц, в том числе владельцев соответствующего имущества на праве хозяйственного ведения или праве аренды, данная норма также не содержит.
В связи с этим, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности на соответствующие органы местного самоуправления, что соответствует закону, а доводы апелляционной жалобы с законом в этой части не увязаны.
Договорные отношения между Администрацией Ямальского района и иными лицами, которым имущество - склады ГСМ, переданы на том или ином праве - МП «Ямалгаз» и АО «Ямалкоммунэнерго», порождают лишь их взаимные права и обязанности, но не снимают с администрации указанной выше обязанности, возложенной законом. Возможное возложение на субъекта права хозяйственного ведения или арендатора в рамках договора обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности следует рассматривать как способ исполнения администрацией этой обязанности, но не освобождение от ее исполнения.
Ссылка администрации МО Ямальский район о том, что в данном случае необходимо применить положения ст. 3 и 9 Федерального закона от 21 июля 2997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» не может быть принята во внимание, поскольку нарушенные требования пожарной безопасности связаны не с организацией работы самих этих объектов, а с обеспечением их наружного противопожарного водоснабжения, которое должно быть расположено на территории поселения. Учитывая, что Администрация МО Ямальский район является органом местного самоуправления, а также собственником складов (резервуарных парков) ГСМ, то в силу ст. 210 ГК РФ, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и других приведенных выше правовых норм, обязанность обеспечения наружного противопожарного водоснабжения возложена на этого ответчика.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает неясности в обозначении объектов, в отношении которых необходимо обеспечить исполнение требований пожарной безопасности, а именно: склады ГСМ. Как верно указал в своих возражениях прокурор, из содержания судебного решения следует, что понятие «склад ГСМ» и «резервуарный парк ГСМ» являются тождественными. Использование различных обозначений этих объектов не порождает сомнений в их идентификации и не препятствует исполнению судебного решения.
Учитывая, что судом первой инстанции решение по делу вынесено без привлечения к его участию лиц, чьи права и обязанности затрагиваются данным решением, в связи с чем дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 44, 320, 3271, абз. 2 ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа 19 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение:
Обязать администрацию муниципального образования Яр-Салинское по 31 декабря 2019 года обеспечить наружное противопожарное водоснабжение следующих жилых домов: в <адрес> дома 56, 50Б, 43, 43а, 41а, 45а, 45, 40; <адрес> дд.1-5, 7, 9, 11, 13, 15, <адрес> дома 45Б, 43, 32, 26, <адрес> дома 37, 26, 33, 24, 31, 29а, 29, 22б, 22, 20, 38, 35; <адрес> дома 2Е, 2Г; <адрес> дома 1-12, <адрес> дома 1, 3, 7, 12, 14; <адрес> дома 1-6, 6а, 2б, 1а.
Обязать администрацию муниципального образования Ямальский район по 31 декабря 2019 года обеспечить наружное противопожарное водоснабжение складов ГСМ с. Яр-Сале (ближний и дальний).
Председательствующий:
Судьи: