ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1024/2021 от 16.08.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Захаренко В.В.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-6249/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 августа 2021 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Герман М.А.,

судей Жилкиной Е.М., Коваленко В.В.,

при секретаре Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1024/2021 по иску ФИО1 к Восточно-Сибирскому Линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о признании незаконным приказа в части отмены выплаты, обязании отменить приказ в части отмены выплаты, признании права на установление ежемесячной надбавки, обязании выплатить надбавку,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2021 года,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Восточно-Сибирскому ЛУ МВД России на транспорте, указав в обоснование требований, что приказом МВД России от 21 мая 2018 г. №314 определены размеры надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, установлен перечень должностей сотрудников органов внутренних дел РФ, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Истцу при назначении на должность инспектора охраны общественного порядка ВС ЛУ МВД России на транспорте установлена надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения №2 к приказу МВД России от 21 мая 2018 г. №314, приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 21 февраля 2019 г. №42 л/с.

В мае 2020 года контрольно-ревизионным управлением МВД России проведена документарная проверка финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, в ходе которой выявлены нарушения, в том числе, факт переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 23 октября 2020 г. №310 л/с «По личному составу» на основании акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 26 мая 2020 г. истцу отменена выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

Истец ФИО1 не согласна с вынесенным приказом, в связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд признать незаконным приказ Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 23 октября 2020 г. №310 л/с в части отмены капитану полиции ФИО1, старшему инспектору отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте выплаты и отменить его, обязать Восточно-Сибирское ЛУ МВД России на транспорте выплатить ежемесячную надбавку в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения №2 к приказу МВД России от 21 мая 2018 г. №314 за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20 % должностного оклада, с момента отмены и до фактического исполнения решения суда.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, повторяя доводы иска, выражает не согласие с выводами суда о недоказанности обстоятельства того, что выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, при исполнении истцом носило постоянный характер. Кроме того, законодателем не определено, как часто и в каком объеме, сотрудники, замещающие должности, указанные в разделе III приложения № 2 к приказу МВД России от 21 мая 2018 г. № 314 должны выполнять специальные задачи, непосредственно связанные с риском для жизни и здоровья в мирное время.

Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступило.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В силу п. 7 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

При этом частью 14 этой же статьи Федерального закона №247-ФЗ надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. № 1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» (далее по тексту – Правила) утверждены правила выплаты сотрудникам органов внутренних дел российской федерации надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.

В п. 2 Правил установлено, что надбавка выплачивается сотрудникам в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (далее - государственный орган), для обеспечения этих сотрудников денежным довольствием.

Действовавшим в спорный период Приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время» были определены размеры надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (п.4 - сотрудникам за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, надбавка определяется в процентах от должностного оклада в следующих размерах: п.п.4.3 - замещающим должности, указанные в пунктах 41 - 44, 48, 52, 54, 56, 58, 59 раздела III приложения № 2 к настоящему приказу, - 20%. Приложение №1); утвержден Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (приложением №2 предусмотрено, что надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, замещающим в соответствии с утвержденными штатными расписаниями должности, в том числе п.43 - штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но выполняющих функции, возложенные на названные подразделения).

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 17.01.2019 №11 л/с капитан полиции ФИО1 назначена на должность старшего инспектора отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, по контракту, с должностным окладом по 20 тарифному разряду в размере 16 500 рублей. Установлена ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время – 20% должностного оклада, в том числе: за прохождение службы в подразделении, не входящем в структуру патрульно-постовой службы, но выполняющего функции, возложенные на названное подразделение – 20%.

В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) от 11 марта 2020 г. старший инспектор отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте обязан: обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в случае привлечения к охране общественного порядка при проведении публичных мероприятий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством; организовывать работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками ППСП на объектах железнодорожного транспорта; осуществлять проведение гласных и скрытых проверок несения службы нарядами ППСП в соответствии с распоряжением, указанием начальника Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте; осуществлять меры по обеспечению общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) от 14 августа 2020 г. старший инспектор отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте обязан: обеспечивать правопорядок на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах и пресекать попытки нарушений установленного порядка их проведения; организовывать работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками ППСП на объектах железнодорожного транспорта; осуществлять проведение гласных и скрытых проверок несения службы нарядами ППСП в соответствии с распоряжением, указанием начальника Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте; осуществлять меры по обеспечению общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий.

Приказом Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте от 23 октября 2020 г. №310 л/с капитану полиции старшему инспектору отдела охраны общественного порядка ФИО1 (Б-063839) выплата ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время установленную п. 43 раздела III приложения №2 к Перечню должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время установленного приказом МВД России от 21 мая 2018 г. №314 отменена.

Согласно документарной проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте за период с 1 ноября 2018 г. по 1 мая 2020 г., закрепленной актом от 26 мая 2020 г., установлено, что в нарушение пункта 43 Перечня, утвержденного приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 314, сотрудникам, замещающим должности в отделе охраны общественного порядка Управления, а также в отделах, группах и направлениях охраны общественного порядка в подчиненных подразделениях была установлена и выплачивалась надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, как сотрудникам замещающим штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений ППС, ДПС, ОиКПиО, но выполняющих функции, возложенные на них. Проверкой установлено, что согласно положениям и должностным регламентам основными задачами и функциями данных подразделений являются организационные, методические, координирующие, управленческие и контрольные мероприятия (задачи и функции ППС, ДПС или ОиКПиО указанные подразделения не выполняют), при этом предусмотрена функция обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта при проведении общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Фактическое участие в обеспечении общественного порядка носило эпизодический характер (с 1 января 2019 г. по 1 мая 2020 г. сотрудники ООП принимали участие в обеспечении охраны общественного порядка при 6 массовых мероприятиях). За проверяемый период сумма выплаченной надбавки составила 1236,9 рублей.

Итоги проведенной служебной проверки были изложены в заключении служебной проверки по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время от 10 июня 2020 г., утвержденной начальником Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте полковником полиции ФИО2

В соответствии с вышеуказанным заключением от 10 июня 2020 г. в ходе служебной проверки, проведенной в отношении, в том числе: старшего инспектора отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте капитана полиции ФИО1, установлено, что сотрудниками отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, в соответствии с функциями, определенными положением об отделе охраны общественного порядка Управления, должностными обязанностями, определенными должностными регламентами (должностными инструкциями) в исследованном периоде 2018 – 2020 годов выполнялись функции по охране общественного порядка, предусмотренные для строевых подразделений патрульно-постовой службы, а также функции по охране и конвоированию обвиняемых, предусмотренные для подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Соответственно надбавка за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренная пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21 мая 2018 г. №314, установлена им правомерно.

Резюмируя выводы служебной проверки подразделения Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте по охране общественного порядка, в том числе подчиненных ЛО МВД России на транспорте, выполняют функции, возложенные на подразделения патрульно-постовой службы полиции и подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Соответственно сотрудникам, замещающим должности в указанных подразделениях правомерно выплачивается надбавка за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, предусмотренная пунктом 43 раздела III приложения № 2 к приказу МВД России от 21 мая 2018 г. № 314.

На основании изложенного, полагают, что служебная проверка по факту переплаты сотрудникам Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, окончена, факт не является подтвердившимся.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании приказа от 23 октября 2020 г. №310 л/с незаконным, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, обоснованно пришел к выводу о том, что истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не доказано то обстоятельство, что выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, носило при исполнении истцом ФИО1 постоянный характер.

При этом суд указал, что исполнение служебных обязанностей по сопровождению пригородных поездов, нахождение в резерве сотрудников полиции по охране общественного порядка, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при встрече авиарейсов и исполнение обязанностей по конвоированию действительно подпадает под категорию задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, вместе с тем, исполнение данных обязанностей старшим инспектором отдела охраны общественного порядка Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, ФИО1 носило не постоянный характер.

Также судом оставлены без удовлетворения требования о признании права на установление ежемесячной надбавки в размере 20% должностного оклада за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирной время, обязании выплатить ежемесячную надбавку в соответствии с пунктом 43 раздела III приложения 2 к приказу МВД России № 314 от 21 мая 2018 г. за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в размере 20 % должностного оклада с момента отмены до фактического исполнения решения суда, как производные от требования о признании приказа от 23 октября 2020 г. №310 л/с незаконным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно.

Отклоняя как необоснованные доводы жалобы о том, что выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, при исполнении истцом ФИО1, носило постоянный характер, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что из представленных в материалы гражданского дела доказательств, подтверждающих выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время не установлен постоянный характер их выполнения. Эпизодическое, нерегулярное привлечение истца к выполнению задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, не дает права на установление спорной надбавки в к должностному окладу.

Таким образом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом, в том числе в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Герман

Судьи Е.М. Жилкина

В.В. Коваленко

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 августа 2021 г.