Судья суда 1 инстанции Дело № 33а-120/2018
Бугаева Н.О. № 2-102/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Анадырь 3 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Калининой Н.Л.,
судей Максименко Ю.В., Зиновьева А.С.,
при секретаре Гребцовой С.Н.,
с участием заместителя Магаданского транспортного прокурора Васильевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по представлению заместителя Магаданского транспортного прокурора Васильевой Екатерины Александровны на определение Анадырского городского суда от 21 марта 2018 года, которым постановлено:
«производство по гражданскому делу № 2-102/18 по заявлению заместителя Магаданского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, изложенной на интернет-сайте с адресом: http://copy-x.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - прекратить».
Заслушав доклад судьи Зиновьева А.С., судебная коллегия
установила:
в Анадырский городской суд обратился заместитель Магаданского транспортного прокурора Васильева Е.А. с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в сети «Интернет», на сайте с адресом: http://copy-x.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате мониторинга информации в сети «Интернет» установлено, что на сайте с адресом: http://copy-x.ru/ представлена возможность покупки «копий» и «реплик» мобильных телефонов класса люкс iPhone 8, 8 Plus и iPhone Х (10) c товарными знаками «Apple», «iPhone», зарегистрированными в Международном бюро Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. Правообладателем указанных товарных знаков является компания «Apple Inc.». В описании предлагаемого к покупке товара указано, что он не является оригинальным, но содержит логотипы и наименования товарного знака «Apple» «iPhone». То есть к продаже предлагается контрафактная продукция, ввезённая на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства без сертификатов и иных документов, подтверждающих её качество. Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций названный сайт не включен в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр). Ссылаясь на то, что размещение указанной информации является нарушением требований статей 9, 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», влечёт административную ответственность по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), прокурор полагает, что установленный решением суда факт признания этой информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения сведений в Единый реестр.
Определением Анадырского городского суда от 7 февраля 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее – Роскомнадзор и Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу соответственно).
Судом первой инстанции постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.
В представлении на данное судебное постановление заместитель Магаданского транспортного прокурора, указывая на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, просит данное определение Анадырского городского суда отменить и разрешить вопрос по существу.
Возражений на представление заместителя Магаданского транспортного прокурора от Роскомнадзора и Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя Роскомнадзор не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял. Управление Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в адресованном в суд ходатайстве просило рассмотреть представление прокурора в отсутствие его представителя.
Заместитель Магаданского транспортного прокурора Васильева Е.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы представления поддержала в полном объёме.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 150 КАС РФ, признавая, что участие заинтересованных лиц при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции не является обязательным, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие представителей Роскомнадзора и Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив определение суда первой инстанции в соответствии со статьями 315, 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Прекращая производство по настоящему делу на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что компетенция и сфера надзора транспортного прокурора ограничены правоотношениями на транспорте и в таможенной сфере. К полномочиям транспортного прокурора не отнесено осуществление надзора за исполнением законодательства о защите авторских и смежных прав, защите прав потребителей вне правоотношений на транспорте, а также надзора за деятельностью по реализации продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства, в связи с чем заместитель Магаданского транспортного прокурора, обращаясь в суд с настоящим заявлением в интересах неопределенного круга лиц, вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в определении о наличии оснований для прекращения производства по делу соответствующими фактическим обстоятельствам дела и закону, а доводы представления заместителя Магаданского транспортного прокурора о незаконности данного определения – несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 1, пункта 1 статьи 4, пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издаёт обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 указанного Федерального закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В части 1 статьи 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Аналогичные положения содержатся и в части 1 статьи 39 КАС РФ.
По смыслу приведённых выше положений действующего законодательства, прокурор обладает полномочиями на обращение в суд в пределах своей компетенции, определенной в силу Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральным прокурором Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» разграничены компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур.
В соответствии с пунктом 3 данного приказа на транспортных прокуроров (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) возложены функции по осуществлению, в том числе:
- надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;
- надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, отделами собственной безопасности «Центр», «Запад», «Юг», «Кавказ», «Урал», «Приволжье», «Сибирь», «Восток» Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте;
- рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
- участие в пределах установленной компетенции в рассмотрении судами гражданских, административных дел и дел, подведомственных арбитражному суду, в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
В приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 июля 2011 года № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» конкретизированы полномочия транспортных прокуроров в сфере исполнения законов на транспорте и в таможенной сфере.
Таким образом, транспортный прокурор вправе обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации в целях устранения нарушений, выявленных по результатам проверки в рамках предоставленных полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.
Из материалов дела следует, что заместителем Магаданского транспортного прокурора в ходе мониторинга Интернет-ресурсов установлены нарушения законодательства об информации, информационных технологиях и интеллектуальной собственности, а именно: выявлен сайт с адресом: http://copy-x.ru/, на котором размещена информация о предоставлении услуг по продаже без разрешения правообладателя - компании «Apple Inc.» «копий» и «реплик» мобильных телефонов класса люкс iPhone 8, 8 Plus и iPhone Х (10) c товарными знаками «Apple», «iPhone».
Каких-либо сведений о том, что указанные нарушения действующего законодательства выявлены заместителем Магаданского транспортного прокурора в рамках предоставленных полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере функционирования железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также в таможенной сфере, ни в заявлении, ни в материалах дела не имеется. Напротив, в заявлении указано, что Магаданской транспортной прокуратурой проведен мониторинг информации, размещенной в сети «Интернет», а не проверка исполнения законов на транспорте и в таможенной сфере.
Содержащиеся в заявлении утверждения заместителя Магаданского транспортного прокурора о том, что на сайте находится информация о продаже контрафактной продукции, ввезённой на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства без сертификатов и иных документов, подтверждающих её качество, не подтверждены какими-либо доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 194, пунктом 2 части 1 статьи 128 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. По аналогичным основаниям подлежит прекращению производство и по гражданскому делу (абз.2 ст.220, п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что компетенция транспортного прокурора ограничена надзором за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии у заместителя Магаданского транспортного прокурора права на обращение в суд с настоящим заявлением, в связи с чем, правомерно прекратил производство по данному делу.
Довод представления заместителя Магаданского транспортного прокурора о том, что составной частью надзора транспортных прокуроров является выявление и пресечение случаев распространения на территории Российской Федерации контрафактной продукции, ввезённой с нарушением таможенного законодательства без сертификатов и иных документов, подтверждающих её качество, не может повлечь отмену оспариваемого определения, поскольку, как указано выше в настоящем определении, доказательств того, что «копии» и «реплики» мобильных телефонов класса люкс iPhone 8, 8 Plus и iPhone Х (10) c товарными знаками «Apple», «iPhone», ввезены на территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства, в материалах дела нет.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу определения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Анадырского городского суда от 21 марта 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, представление заместителя Магаданского транспортного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Л. Калинина
судьи Ю.В. Максименко
А.С. Зиновьев