ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-102/19 от 19.03.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Кислянникова Т.П. гр. дело № 33-3147/2019

(номер дела суда первой инстанции 2-102/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 19 марта 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Акининой О.А.,

судей – Ивановой Е.Н., Сафоновой Л.А.,

при секретаре – Нугайбековой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сошникова В.В. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 января 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Сошникова В.В. к АО «78 Центральная инженерная база» о предоставлении дополнительного отпуска, взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав пояснения Сошникова В.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения на доводы жалобы представителя АО «78 Центральная инженерная база» - Полинаровой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сошников В.В. обратился в суд с иском к АО «78 Центральная инженерная база» о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска и взыскании компенсации морального вреда, указав, что на основании трудового договора от 18.10.2017 г. № 229 он состоял в трудовых отношениях с ответчиком и работал в должности мастера контрольного отдела технического контроля.

Приказом по АО «78 Центральная инженерная база» от 13.11.2018г. № 147 истец уволен по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), по собственному желанию.

С момента возникновения трудовых отношений с ответчиком Сошникову В.В. не предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью 15 дней как «Ветерану боевых действий».

13.11.2018 г. он обратился к первому заместителю Генерального директора АО «78 Центральная инженерная база» с заявлением о представлении ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 15 дней, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. № ФЗ - 76 « О статусе военнослужащих...», пункта 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01. 1995г. № ФЗ - 5 « О ветеранах...», с учетом изменений, внесенных Федеральным Законом Российской Федерации от 02.01.2000г. № ФЗ - 40, но отпуск ему не предоставлен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Сошников В.В. просил суд обязать ответчика предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 дней с возмещением компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Сошников В.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылаясь на то, что 13.11.2018 г. им подано заявление о предоставлении неиспользованного отпуска с последующим увольнением в соответствии со ст.127 Трудового кодекса РФ. Судом не учтено, что за гражданами, уволенными с военной службы, пребывающими в мобилизационном людском резерве, сохраняется статус военнослужащего, и соответственно право на гарантии и компенсации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с 18.10.2017 г. Сошников В.В. принят в АО «78 центральная инженерная база» в отдел технического контроля на должность мастера контрольного. Между сторонами заключен трудовой договор № 229 от 18.10.2017 г. на срок до 28.12.2018 г.

Согласно п. 4.3. трудового договора № 229 от 18.10.2017 г. работнику предоставляется основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней. Дополнительный отпуск в соответствии с коллективным договором (п. 4.4. трудового договора). В коллективном договоре АО «78 Центральная инженерная база» отсутствуют положения о дополнительном отпуске, предоставляемом ветерану боевых действий.

Из материалов дела следует, что на основании личного заявления и приказа (распоряжения) № 59 от 04.05.2018 г. за период работы с 18.10.2017 г. по 17.10.2018 г. истцу предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 11 календарных дней, а на основании приказа № 157 от 23.08.2018 г. - ежегодный отпуск 17 календарных дней за период работы с 17.05.2018 г. по 27.05.2018 г., то есть всего 28 календарных дней.

Приказом (распоряжением) № 147 от 13.11.2018 г. с Сошниковым В.В. расторгнут трудовой договор по п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, он уволен с 13.11.2018 г. на основании личного заявления от 12.11.2018 г.

Из материалов дела усматривается, что 14.11.2018 г. Сошников В.В. обратился с заявлением на имя первого заместителя генерального директора АО «78 Центральная инженерная база» о предоставлении ему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 суток, с 14.11.2018 г. по 28.11.2018 г. на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Просил уволить его по истечении отпуска 29.11.2018 г. по собственному желанию, с изменением приказа от 13.11.2018 г. № 147.

Из материалов дела усматривается, Сошников В.В. имеет статус «ветерана боевых действий», согласно представленному удостоверению серия БК № 0558916 он имеет права и льготы, установленные п. (ч.) 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Сошникова В.В., суд исходил из того, что Сошников В.В., имеющий статус ветерана боевых действий, не является военнослужащим, проходящим военную службу, поэтому не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый военнослужащим - ветеранам боевых действий.

Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Сошникова В.В. правомерными, поскольку истец, обладающий статусом «ветеран боевых действий» работал у ответчика на основании трудового договора, он не является военнослужащим, проходящим военную службу. Правоотношения работника и работодателя по трудовому договору регулируются нормами трудового законодательства Российской Федерации.

Положениями ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлен перечень мер социальной поддержки для ветеранов боевых действий. Предоставление отпуска продолжительностью 15 суток указанной нормой не предусмотрено.

Статьей 11 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" регламентировано служебное и время и право на отдых военнослужащих, проходящих военную службу.

Согласно пункту 5.1. ст.11 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим - ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

Таким образом, гарантия на отпуск продолжительностью 15 суток установлена только для ветеранов боевых действий, которые являются военнослужащими, проходящими военную службу.

В силу п.1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих имеют лица, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Пунктом 10 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется:

для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового;

для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Принимая во внимание изложенное, судом правомерно оставлены без удовлетворения исковые требования Сошникова В.В. о предоставлении дополнительного отпуска продолжительностью 15 дней, поскольку Сошников В.В., имеющий статус ветерана боевых действий, не является военнослужащим, проходящим военную службу, в связи с чем на него не распространяется гарантия на дополнительный отпуск как на военнослужащего – ветерана боевых действий, предусмотренная пунктом 5.1. ст.11 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Доводы апелляционной жалобы Сошникова В.В. не могут служить основанием к отмене судебного решения, поскольку у Сошникова В.В. отсутствует право на предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 15 дней как ветерану боевых действий, поскольку он не является военнослужащим.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом неправильно применены положения пункта 2 и пункта 9 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" относительно статуса граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, а также социальных гарантий и компенсаций граждан, уволенных с военной службы, является несостоятельной.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Круг лиц, имеющих статус военнослужащих, приведен в статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в абзаце втором пункта 2 статьи 2 которого федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о проведении военных сборов), т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов.

Доводы апелляционной жалобы на положения п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Преамбулой к Федеральному закону от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" он определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Положениями ст. 11 указанного Федерального закона регулируется служебное время и право на отдых военнослужащих и их супругов при прохождении военной службы, что также следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Вместе с тем, истец работал в АО «78 Центральная инженерная база» на основании трудового договора, в связи с чем, в данном случае приведенные нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельствам дела и добытым доказательствам судом дана правильная, соответствующая материалам дела оценка, выводы суда основаны на требованиях действующего законодательства, решение суда является мотивированным, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 11 января 2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Сошникова В.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи