ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1030/20 от 11.02.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-1030/2020 (33-750/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2021 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2020 года, которым

на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми возложена обязанность включить Дееву СС периоды службы в органах внутренних дел с 01.10.1959 по 11.03.1991 (31 год 05 месяцев 09 дней), с 16.10.1996 по 01.04.2004 (07 лет 06 месяцев 16 дней) и времени нахождения на пенсии по выслуге лет с 15.03.1991 в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера для целей определения права на социальную выплату и определения размера социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми обязано предоставить Дееву СС социальную выплату на переселение из районов Крайнего Севера в порядке очерёдности по категории «инвалиды ...» по дате постановки на учёт 28.01.1997 с составом семьи два человека (супруга Деева ВН, дочь Деева ЛС).

В удовлетворении исковых требований Деева СС к администрации муниципального образования городского округа «Инта» отказано.

Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., объяснения представителя ответчика Зиновьевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Деев С.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Инта» (далее – администрация МОГО «Инта») и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее – Минстрой РК) о возложении обязанности включить в общую продолжительность стажа работы в РКС периоды службы в органах внутренних дел с 01.10.1959 по 11.03.1991 (31 год 05 месяцев 09 дней), с 16.10.1996 по 01.04.2004 (07 лет 06 месяцев 16 дней), а также время нахождения на пенсии по выслуге лет с 15.03.1991 по 15.02.2017, получения пенсии по инвалидности с 15.02.2017 по 2020 год (за исключением периодов, учтенных в добровольном порядке), обязании предоставить социальную выплату на переселение.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 28.01.1997 был поставлен на учет на получение субсидии (сертификата) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с составом семьи три человека включая супругу Дееву ВН и дочь Дееву ЛС, а с 15.02.2017 был переведен из категории «пенсионеры» в категорию «Инвалиды», так как является инвалидом .... В 2020 году администрацией МОГ ГО «Инта» в адрес Минстроя РК был направлен пакет документов на истца на включение его в резервный список граждан-претендентов на получение жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг на 2020 год». Минстрой РК письмом от 02.10.2020 отказал в получении социальной выплаты, указав, что истец на дату постановки на учет 28.01.1997 не имел требуемого стажа работы в РКС 15 лет. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку ответчик не включил в стаж работы в РКС периоды службы в органах внутренних дел и период нахождения на пенсии за выслугу лет. С учетом проходившей в РКС службы в органах внутренних дел истцом выработан стаж в РКС свыше 35 лет, в связи с чем, имеются все предусмотренные законом условия для предоставления жилищной субсидии по нормативу 100%.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Минстрой РК считает решение суда подлежащим отмене в части возложения на Минстрой РК обязанности включить Дееву С.С. время нахождения на пенсии по выслуге лет с 15.03.1991 в общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера для целей определения права на социальную выплату и определения размера социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом, возложения обязанности предоставить Дееву С.С. социальную выплату в порядке очередности по категории «инвалиды ...» по дате постановки на учет 28.01.1997 с составом семьи 2 человека, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Представитель Минстроя РК в суде апелляционной инстанции поддержал доводы жалобы, просила отменить решение в обжалуемой части.

Иные лица в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Деев С.С. с 01.10.1959 по 11.03.1991 (31 год 05 месяцев 09 дней) проходил службу в органах внутренних дел в г.Инте Республики Коми, с 16.10.1996 по 01.04.2004 работал в 22-м отряде УГПС МВД Республики Коми.

С 15.03.1991 Дееву С.С. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел».

Из материалов дела также следует, что Деев С.С. с 01.07.2007 бессрочно является получателем страховой пенсии по старости, с 14.02.2017 – бессрочно получателем пенсии по инвалидности.

28.01.1997 Деев С.С. был принят на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры», а в дальнейшем был переведен в категорию «инвалиды» с датой постановки на учет 15.02.2017 с составом семьи три человека включая супругу Дееву ВН и дочь Дееву ЛС.

Приказом Минстроя РК от 02.07.2020 № 277-ОД Деев С.С. был включен в резервный список граждан – претендентов на получение сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год по Республике Коми по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 15.02.2017.

Письмом от 02.10.2020 Минстроем РК истцу было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата из-за отсутствия требуемого федеральным законодательством стажа работы в РКС на дату постановки на учет 28.01.1997. Минстроем РК стаж работы Деева С.С. в РКС определен по справке УПФР в г.Инте от 27.07.2020 и копии трудовой книжки – 3 года 05 месяцев 05 дней. Из стажа исключены периоды службы в органах внутренних дел и период получения с 15.03.1991 пенсии за выслугу лет.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.

Статьей 1 данного Закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на дату постановки на учет 28.01.1997 у Деева С.С. было достаточно стажа работы в районах Крайнего Севера для постановки на учет на получение жилищных субсидий на переселение. При этом суд исходил из того, что период службы истца в органах внутренних дел в г.Инта и период нахождения на пенсии за выслугу лет подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы истца в органах внутренних дел, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1, действовавшего в период службы Деева С.С., время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж. В рамках Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие страхового стажа.

Вместе с тем судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы Митсрой РК о том, что оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера времени нахождения истца на пенсии по выслуге лет с 15.03.1991 у суда не имелось в силу следующего.

Пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает, что определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При таких обстоятельствах, время нахождения на пенсии по выслуге лет не подлежит учету при определении норматива предоставления жилищных субсидий.

Учитывая, что время нахождения на пенсии по выслуге лет (с 15.03.1991 по 31.12.2006) не может быть включено в стаж работы в районах Крайнего Севера для определения норматива предоставления жилищной субсидии при расчете размера жилищной субсидии, суд первой инстанции необоснованно возложил на Минстрой РК обязанность включить указанный период в стаж работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем, в указанной части решение следует отменить и вынести решение об отказе в удовлетворении требований в этой части.

В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153(далее – Правила).

Согласно пункту 32 Правил порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Пунктом 36 Правил установлено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Коми указанные государственные полномочия возложены на Минстрой РК.

В силу п.п. «г» п.18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основного мероприятия - гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» или в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с п.24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, формируются: в отношении граждан - участников основного мероприятия, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в основном мероприятии в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах (пункт 25(1) Правил).

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.

Из пункта 26 Правил, следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению №2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников основного мероприятия, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

В силу п.29 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований и администрация г. Байконура в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, а также утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах «к» и «л» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Расчет социальных выплат для граждан - участников ведомственной целевой программы, включенных в сводный список получателей сертификатов, осуществляется исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на дату утверждения сводного списка получателей сертификатов. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется исходя из очередности, предусмотренной пунктом 24 настоящих Правил.

Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, представляемый участником ведомственной целевой программы для получения сертификата, в число которых входят: заявление по форме, документы, удостоверяющие личность гражданина - участника программы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника программы и лиц, указанных им в качестве членов семьи и т.д.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.

Таким образом, государственные жилищные сертификаты предоставляются Минстрой РК гражданам при наступлении их очередности, предоставлении ими полного пакета документов, определенного законодательством для оформления сертификата, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации в пределах остатка средств, выделенных Республике Коми на предоставление жилищных субсидий.

Как следует из пояснений ответчика, Минстрой РК 18.11.2020 завершил работу по выдаче негосударственных жилищных сертификатов выпуска 2020 года в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, выделенные Республике Коми на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 2020 год, освоены в полном объеме.

Возложение обязанности на Минстрой РК предоставить социальную выплату Дееву С.С., по мнению судебной коллегии, нарушает права и законные интересы иных лиц, состоящих на учете и включенных в сводный список, а также порядок финансирования программы и выдачи сертификатов. Фактически суд первой инстанции без наличия достаточных оснований вмешался в установленный Правилами порядок выдачи государственных жилищных сертификатов.

Следовательно, на момент рассмотрения дела восстановление права в том виде, в котором просил истец, не возможно.

При изложенных обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований истца об обязании Минстрой РК предоставить социальную выплату нельзя признать законным, в связи с чем, оно в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований Дееву С.С.

В то же время, учитывая, что с учетом включения периода службы в органах внутренних дел у Деева С.С. на дату постановки на учет было достаточно стажа работы в районах Крайнего Севера на получение жилищной субсидии на переселение, судебная коллегия, принимая во внимание, что Деев С.С. состоит на учете по категории «инвалиды» с 15.02.2017, полагает, что за истцом следует признать право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 15.02.2017 года с составом семьи 3 человека, включая Дееву ВН (супруга), Дееву ЛС (дочь).

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 01 декабря 2020 года отменить в части удовлетворения требований Деева СС об обязании включить период нахождения на пенсии по выслуге лет с 15.03.1991 для целей определения права на социальную выплату и определения размера социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязании предоставить социальную выплату на переселение из районов Крайнего Севера в порядке очередности по категории «Инвалиды ...» по дате постановки на учет 28.01.1997 с составом семьи два человека (супруга Деева ВН, дочь Деева ЛС) отменить, вынести в указанной части новое решение, которым

Отказать в удовлетворении исковых требований Деева СС об обязании Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми включить период нахождения на пенсии по выслуге лет с 15.03.1991 для целей определения права на социальную выплату и определения размера социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязании предоставить социальную выплату на переселение из районов Крайнего Севера в порядке очередности по категории «Инвалиды ...» по дате постановки на учет 28.01.1997 с составом семьи два человека (супруга Деева ВН, дочь Деева ЛС).

Признать за Деевым СС право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 15.02.2017 года с составом семьи 3 человека, включая Дееву ВН (супруга), Дееву ЛС (дочь).

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: