Судья – Евдокимова С.А Дело 33-2154/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 12 марта 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Колгановой В.М., Марчукова А.В.,
при секретаре Объедковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-1034/2020 по иску ФИО1 к государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району», комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении выплаты и обязании назначить и произвести выплату,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решениеКалачевского районного суда Волгоградской области от 24 ноября 2020 г., которым в удовлетворении вышеуказанных исковых требований ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Станковой Е.А., выслушав ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков – ФИО3, ФИО4, возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району» (далее - ГУ «ЦСЗН по Калачевскому району»), комитету социальной защиты населения Волгоградской области (далее - комитет) о признании незаконным отказа в назначении выплаты и обязании назначить и произвести выплату.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что 22 мая 2020г. подала заявление через портал «Государственные услуги» о назначении и выплате ежемесячного пособия на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно, на основании Указа Президента РФ от 20 марта 2020г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».В рамках межведомственных запросов ответчиком были получены сведения МИ ФНС о наличии у нее дохода за запрашиваемый период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. от продажи имущества (транспортных средств) в размере 2650 000 рублей. На основании полученной информацииГУ «ЦСЗН по Калачевскому району» было принято решение от 15 июня 2020 г. № <...> об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия на детей Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ХДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ссылкой на то, что за запрашиваемый период размер среднедушевого дохода семьи превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ в назначении выплаты и обязать назначить и произвести такую выплату.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверную оценку представленных доказательств, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Считает, что материалам дела подтверждено ее право на получение пособий, доказательством отсутствия дохода от продажи автомобилей является «нулевая» декларация, поданная в налоговый орган после продажи транспортных средств. Кроме того, денежные средства от сделок по реализации транспортных средств, фактически получены ею за пределами отчетного периода, 1 ноября 2019 г., что подтверждается расписками.
В возражениях ответчики просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу –без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы возражений на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права и фактическими обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 О.О. является матерью двоих несовершеннолетних детей: Х., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
22 мая 2020 г. ФИО1 через портал «Государственные услуги» подала в ГУ «ЦСЗН по Калачевскому району» заявление о назначении и выплате ежемесячного пособия на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно, на основании Указа Президента РФ от 20 марта 2020г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Согласно полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия от ФНС России сведениям 3-НДФЛ за 2019 год, за заявителем числился доход от продажи имущества в сумме 2650000 рублей, который был включен специалистами ГКУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району» в состав среднедушевого дохода семьи.
Решением ГУ «ЦСЗН по Калачевскому району» от 15 июня 2020 г. № <...> было принято решение об отказе в назначении спорной меры социальной поддержки за запрашиваемый период, поскольку размер среднедушевого дохода семьи истца превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения.
Полагая отказ в назначении ежемесячного пособия на детей в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Указом Президента Российской Федерации от 20марта2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»вцелях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральнымзакономот 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт «а»); размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии спунктом 2 статьи 4Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт «б»).
Постановлением Правительства Российской Федерацииот 31 марта 2020г. № 384 утверждены основныетребованияк порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Основные требования); примерныйпереченьдокументов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Примерный перечень); типоваяформазаявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Согласно пункту 2 Основных требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года (пункт 6).
Согласно пунктам 9, 10 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплатыв соответствии с типовойформойможет быть подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты лично; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 Основных требований установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с пунктом 14 Основных требований заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Случаи, при которых принимается решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, установлены пунктом 16 Основных требований, и к числу таких случаев отнесены: смерть ребенка; превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Основных требований в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Виды доходов семьи, полученные в денежной форме, которыеучитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, определены пунктом 21 Основных требований.
К числу таких доходов, в том числе, отнесены доходы от продажи, аренды имущества (подпункт «м»).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22).
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 26).
Уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 28).
В Примерном перечне документов указаны, в том числе: сведения о доходах от продажи, аренды имущества и способ получения данной информации: ФНС России (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия).
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020г. № 247 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет», в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 на территории Волгоградской области с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее именуется - ежемесячная выплата) семьям, имеющим среднедушевой доход, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Волгоградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленного в Волгоградской области в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 г. № 798 утвержденПорядок и условияназначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – Порядок от 24 апреля 2020 г.).
Нормативными правовыми актами субъекта определены требования, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты - это семьи со среднедушевым доходом не выше величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением (при обращении в 2020 году - не выше 10048 рублей). Данное положение соответствует требованиям подпункта «а» пункта 3 Указа.
Согласно подпункту «м» пункта 2.4. Порядка, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе, доходы от продажи, аренды имущества.
В соответствии с нормами Порядка (пункт 2.5), среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается, исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и делится в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Порядка соответствуют нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Пунктом 2.8 Порядка предусмотрена возможность подачи заявления на назначение выплаты в центр социальной защиты населения: лично по месту жительства (пребывания) заявителя; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания) заявителя, посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Порядком не предусмотрено истребование от граждан документов, за исключением документов, подтверждающих факт рождения и регистрации детей за пределами Российской Федерации, что соответствует нормам Постановления № 384.
В соответствии с пунктом 2.12. Порядка, Центр социальной защиты населения вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, для чего вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
В целях обеспечения получения заявлений на ежемесячную выплату с единого портала, а также направления межведомственных запросов на получение сведений, необходимых для ее назначения, регионом было принято решение об использовании Типового облачного решения (далее - ТОР), представленного Министерством связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Сведения о доходах от продажи, аренды имущества запрашиваются с использованием ТОРа в ФНС России в соответствии с требованиями Постановления № 384.
Пунктом 2.13. Порядка, Центр социальной защиты населения рассматривает представленные заявителем и полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы, принимает решение о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной выплаты. Решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной выплаты принимается центром социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня приема центром социальной защиты населения заявления и документов.
Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты приостанавливается в случае непоступления сведений, запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия. При этом решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты выносится в течение 20 рабочих дней со дня приема заявления.
Решение о назначении выплаты принимается территориальным органом на основании сведений, содержащихся в заявлении и документов от заявителя, исходя из данных, указанных в заявлении, в рамках межведомственного взаимодействия (пункт 2.11 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.14. Порядка основаниями для принятия решения об отказе в назначении выплаты являются: несоответствие заявителя или ребенка требованиям, установленным настоящим Порядком; назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка другому родителю (законному представителю); наличие в заявлении неполных и/или недостоверных сведений; нарушение срока повторного обращения; превышение среднедушевого дохода членов семьи величины прожиточного минимума, установленной в расчете на душу населения в Волгоградской области, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
Отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты может быть обжалован заявителем в комитет социальной защиты населения Волгоградской области и (или) суд (пункт 2.14 Порядка).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области по состоянию на второй квартал 2019 г., в связи с чем, истец не имеет права на спорную выплату.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о фактическом получении денежных средств от продажи имущества за пределами отчетного периода, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные доказательства судом оценены в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В частности, судом сделан обоснованный вывод о том, что указанные договоры купли - продажи транспортных средств от 31 октября 2019 г. содержат условие о фактической передаче товара и его оплате. Ссылок на то, что исполнение обязательства по оплате товара состоится 1 ноября 2019г., а также о том, что расписки о получении денежных средств являются неотъемлимой их частью, договоры не содержат. По сути, указанные доводы сводятся к выражению несогласия апеллянта с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Однако оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. у истца дохода в размере 2 650 000 рублей со ссылкой на «нулевую» налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц формы № 3-НДФЛ, не влекут отмену решения суда, поскольку данная декларация указывает на отсутствие у истца налоговой базы для исчисления налога на доходы физического лица от вышеуказанных сделок купли - продажи имущества за налоговый период, но не опровергает выводов суда о законности отказа ГУ «ЦСЗН по Калачевскому району» в назначении выплаты в связи превышением среднедушевого дохода членов семьи истца величины прожиточного минимума, установленной в расчете на душу населения в Волгоградской области, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что истец при заполнении налоговой декларации, подтвердив достоверность и полноту сведений, указанных в ней личной подписью, сам указал на получение в отчетном периоде дохода в размере 2650000 рублей, что подтверждает законность выводов суда об отсутствии права на спорную социальную выплату в связи с превышением среднедушевого дохода семьи истца величине прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области по состоянию на второй квартал 2019 г.
Факт получения истцом мер социальной поддержки, установленных ей в соответствии с Законом Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД «Социальный Кодекс Волгоградской области», не свидетельствует о безусловном праве на назначение пособия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199, с учетом установленных обстоятельств превышения среднедушевого дохода членов семьи истца величины прожиточного минимума, установленной в расчете на душу населения в Волгоградской области в спорный период.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>