ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1036/19 от 22.05.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-2293/2020

В суде первой инстанции дело слушала судья Молчанова Ю.Е. (Дело № 2-1036/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 мая 2020 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Кочуковой Г.Н.,

судей Хуснутдиновой И.И., Галенко В.А.,

при секретаре Плиско Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 27 декабря 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ванинского района, поданного в защиту интересов Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий,

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Киселева Т.А., прокурора Доськовой Т.Ю., представителя Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Ботанчук Л.Ю., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а :

Прокурор Ванинского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указав, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды установлено, что администрацией Ванинского муниципального района Хабаровского края не проведены мероприятия по обустройству площадок, установке контейнеров для сбора ТКО, а, соответственно и включении в реестр и схему ТБО 5 сельских поселений (с.п. Датта, Тумнин, Тулучи, Кенада, Уська-Орочская). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сельским поселениям района составлен только в отношении с.п. Монгохто и с.п. Токи; в нарушение пункта 12 Правил реестр и схема не ведутся в бумажном варианте; в нарушение пункта 4 Правил администрацией района не утверждена форма заявки по созданию площадки, установке контейнера для накопления ТБО, что препятствует организациям, на которых возложена обязанность по сбору отходов, реализовать свое право на организацию мест накопления отходов. Просил суд возложить на администрацию Ванинского района обязанность организовать размещение мест (площадок) накопления (сбора) ТКО контейнеров для сбора ТКО в сельских поселениях Тумнин, Тулучи, Уська-Орочская, Кенада, Датта, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, согласовать места (площадки) накопления ТКО, установку контейнеров с территориальным отделом Роспотребнадзора по Хабаровскому краю; включить места (площадки) накопления ТКО сельских поселений Тумнин, Тулучи, Уська-Орочская, Кенада, Датта, в реестр мест накопления отходов, схему мест накопления отходов, вести реестр мест накопления отходов и схему накопления отходов в бумажном и электронном виде, разместить на официальном сайте администрации Ванинского района; установить срок исполнения указанных требований до 01.10.2020 года.

Определением суда от 26.11.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах.

Решением Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 27 декабря 2019 год исковые требования прокурора удовлетворены, судом постановлено:

Обязать администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.10.2020 года: организовать размещение мест (площадок) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов, контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в сельских поселениях Тумнин, Тулучи, Уська-Орочская, Кенада, Датта, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, согласовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, установку контейнеров с территориальным отделом Роспотребнадзора по Хабаровскому краю; включить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов сельских поселений Тумнин, Тулучи, Уська-Орочская, Кенада, Датта, в реестр мест накопления отходов, схему мест накопления отходов, вести реестр мест накопления отходов и схему накопления отходов в бумажном и электронном виде, разместить на официальном сайте администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами ранее относились к полномочиям органов местного самоуправления на территории сельских поселений Датта, Тумнин, Тулучи, Кенада, Уська-Орочская. С 01.04.2019 года указанные полномочия были возложены на муниципальное образование Ванинский муниципальный район Хабаровского края. Вместе с тем, выполнение возложенных полномочий без внесения соответствующих изменений в Устав Ванинского муниципального района Хабаровского края не возможно в связи с отсутствием законных оснований для использования бюджетных средств по осуществлению полномочий и является нецелевым использованием денежных средств; поданное исковое заявление подлежало рассмотрению в порядке КАС, а не ГПК РФ.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванком районах, о явке был извещен по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося лица, уведомленного надлежащим образом и своевременно и месте и времени рассмотрения дела.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Действующим законодательством, в частности пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", частью 2 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 «О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края «О Законодательной Думе Хабаровского края» и статью 1 Закона Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселения Хабаровского края вопросов местного значения» ранее относимый к компетенции сельских поселений Хабаровского края вопрос местного значения - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») отнесен к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. Указанный Закон вступил в силу с 01.04.2019 года.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее Правила) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5 Правил).

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3 Правил).

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абз. 1). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абз. 2).

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ванинского района в 2019 году была проведена проверка в администрации Ванинского района целью которой являлась защита охраняемых законом интересов общества и государства в сфере законодательства об отходах производства и потреблений, жилищного законодательства, законодательства в сфере оплаты услуг ЖКХ организациями, финансируемыми из бюджета ОМСУ. Предметом проверки являлось исполнение администрацией Ванинского района требований законодательства об обращении с отходами, формирование реестра и схемы размещения с ТКО, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил при организации мест размещения отходов.

В ходе проведения указанной проверки установлено, что мероприятия по обустройству площадок, установке контейнеров для сбора ТКО, а, соответственно и включении в реестр и схему ТБО 5 сельских поселений (с.п. Датта, Тумнин, Тулучи, Кенада, Уська-Орочская) по состоянию на 15.10.2019 года не выполнены.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов сельским поселениям района составлен только в отношении с.п. Монгохто и с.п. Токи; в нарушение пункта 12 Правил реестр и схема не ведутся в бумажном варианте; в нарушение пункта 4 Правил администрацией района не утверждена форма заявки по созданию площадки, установке контейнера для накопления ТБО, что препятствует организациям на которых возложена обязанность по сбору отходов реализовать свое право на организацию мест накопления отходов.

Ответчиком не оспаривается отсутствие в поселках контейнеров для сбора ТКО.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что, в нарушение норм действующего законодательства, мероприятия по обустройству площадок, установке контейнеров для сбора ТКО, а, соответственно и включении в реестр и схему ТБО 5 сельских поселений (с.п. Датта, Тумнин, Тулучи, Кенада, Уська-Орочская) по состоянию на 15.10.2019 года не выполнены, правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив данную обязанность на администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выполнение возложенных полномочий без внесения соответствующих изменений в Устав Ванинского муниципального района Хабаровского края не возможно в связи с отсутствием законных оснований для использования бюджетных средств по осуществлению полномочий и является нецелевым использованием денежных средств, отклоняются судебной коллегией, поскольку не влияют на законность и обоснованность постановленного судом решения.

В случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу, так как поданное исковое заявление подлежало рассмотрению в порядке КАС, а не ГПК РФ, основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку требования прокурора в защиту прав и законных интересов граждан предъявлены в соответствии со ст.45 ГПК РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 27 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Ванинского муниципального района Хабаровского - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Г.Н. Кочукова

Судьи: И.И. Хуснутдинова

В.А. Галенко