Судья Черников С.Г. Дело № 33-641/2022
2-2708\21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.
судей Кулинича А.П., Курносова И.А.,
при секретаре Мордань Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1037/2021 по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия
установила:
Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в защиту неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, указав на то, что в результате проверки на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта – железнодорожных станций Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» было установлено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры - инженерных сооружений после проведения дополнительной оценки уязвимости и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры до настоящего момента не разработаны, не утверждены и не реализованы, чем нарушены требования законодательства о транспортной безопасности.
Истец, полагая, что ответчик, как владелец объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных станций Чертково, Тацинская, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, Колодези, Кутейниково, виноградовка, Сохрановка, Миллерово, Зверево, Гуково, Морозовская, Глубокая, Каменская, допустил бездействие, выразившееся в непринятии мер по должному обеспечению на указанных объектах инфраструктуры требований транспортной безопасности, а именно, нарушил сроки разработки и направления на утверждение в уполномоченный орган власти и реализации планов обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд обязать ОАО «Российской железные дороги» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно:
-обеспечить защиту железнодорожных станций Чертково, Тацинская, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, Колодези, Кутейниково, Виноградовка, Сохрановка, Миллерово, Зверево, Гуково, Морозовская, Глубокая, Каменская Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства силами подразделений транспортной безопасности;
-разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта изменения (дополнения) в план обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Гуково, Миллерово Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», соответствующие требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;
-разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Зверево, Морозовская, Тацинская, ФИО1, ФИО3, Каменская, ФИО5, Колодези, Кутейниково, Виноградовка, Сохрановка, Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», соответствующие требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ОАО «Российской железные дороги» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно:
-обеспечить защиту железнодорожных станций Чертково, Тацинская, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, Колодези, Кутейниково, Виноградовка, Сохрановка, Миллерово, Зверево, Гуково, Морозовская, Глубокая, Каменская Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо - Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства силами подразделений транспортной безопасности;
-разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта изменения (дополнения) в план обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Гуково, Миллерово Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо - Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», соответствующие требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;
-разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций Морозовская, ФИО1, Каменская, Ростовского центра организации работы железнодорожных станций Северо - Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», соответствующие требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» и приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
С указанным решением суда не согласилось ОАО «Российские железные дороги», подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апеллянт в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что со стороны ответчика приняты все необходимые меры по исполнению требований нормативных актов в сфере обеспечения транспортной безопасности. Полагает, что требования истца о необходимости обеспечения охраны и защиты объектов транспортной инфраструктуры на указанных железнодорожных станциях не подлежат удовлетворению, так как заявлены преждевременно, поскольку по причине значительных финансовых затрат руководством Северо-Кавказской железной дорогой направлено обращение в аппарат управления ОАО «РЖД» о выделении дополнительных денежных средств для выполнения требований об охране и защите объектов транспортной инфраструктуры железнодорожных станций, однако данное обращение в настоящее время находится на стадии рассмотрения. Данные факты не были оценены судом при вынесении решения.
Ссылается на заключенный договор № 45/АОЭ-С-КАВ/20/1/1 от 29.12.2020 г. с ООО «ПТБ «Кронос», предметом которого является оказание услуг по охране и защите объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожных станциях. Также 31.03.2020 г. между ОАО «РЖД» и АО «научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» был заключен договор на выполнение работ по проведению оценки уязвимости категорированных объектов транспортной инсфраструктуры Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», срок по которому был продлен дополнительным соглашением № 1 от 25.05.2020 г. до 29.06.2021г.
По мнению ответчика, ОАО «РЖД» предприняло все меры по выполнению требований законодательства о транспортной безопасности проведения оценки (дополнительной оценки) уязвимости категорированных объектов транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги.
Обеспечение транспортной безопасности осуществляется в ОАО «РЖД» за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный и планомерный характер, принимается с учетом финансовых возможностей компании, задач, постановленных Президентом РФ и Правительством РФ, также в инвестиционную программу компании, прежде всего, включаются приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД» как стратегически важной отрасли, кроме того, истец не наделен полномочиями по контролю (надзору) за соблюдением норм транспортной безопасности на железнодорожном транспорте, следовательно, предъявление иска к ОАО «РЖД» находится вне компетенции истца. Действующим законодательством РФ контроль за соблюдением норм транспортной безопасности возложено на федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ОАО РЖД ФИО4, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности является, в том числе, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу п. 8 и 9 ст. 1 данного Закона специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предпринимателя и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, которые должны быть аккредитованы и включены в соответствующий реестр в соответствии с Правилами аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 289 (в редакции постановления Правительства РФ от 28.01.2015 № 65).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки деятельности Северо - Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения в сфере исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.
В связи с изменением законодательства в области ОТБ, Росжелдором проведено переформирование Реестра объектов транспортной инфраструктуры, по результатам которого, железнодорожные станции Тацинская, ФИО2, ФИО5, Колодези, Кутейниково, Виноградовка, Сохрановка, Зверево, Глубокая включены в реестр в качестве объектов, - не подлежащих категорированию.
Железнодорожные станции Каменская, ФИО1, ФИО3, Миллерово, Гуково, Морозовская включены в реестр в качестве объектов, подлежащих категорированию.
В настоящее время ответчиком проводится работа по привлечению подразделений транспортной безопасности как на объекты, подлежащие категорированию, так и на объекты, не подлежащие категорированию во исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта». Однако данные работы запланировано завершить до конца 2021 года.
Владельцем перечисленных объектов транспортной инфраструктуры (инженерных сооружений) является субъект транспортной инфраструктуры – ОАО «Российские железные дороги».
В настоящее время оценка уязвимости и дополнительная оценка уязвимости всех названных железнодорожных станций не проведена, Росжелдором не утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта», и исходил из того, что ответчик как владелец спорных объектов транспортной инфраструктуры не принял должных мер по обеспечению транспортной безопасности спорных объектов, в связи с чем пришел к выводу о том, что ОАО «РЖД», как владелец спорного объекта транспортной инфраструктуры, обязан устранить выявленные нарушения в целях выполнения требований действующего законодательства по обеспечению безопасности движения на транспорте.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда о допущенных ОАО «РЖД» нарушениях требований законодательства в области транспортной безопасности, которые подлежат устранению в связи с тем, что создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 495 (действующих на момент осуществления проверки истца) на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
Названные Требования утратили силу с 1 января 2021 г., при этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1633 утверждены Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее Требования № 1633), которые предусматривают в подпунктах «д», «е», «ж» пункта 5 обязанность для субъектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Из пп. «в» п. 5 Требований № 1633 следует, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
В соответствии с пп. «и» п. 5 указанных Требований предусмотрено утверждение в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта: положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности;
копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности;
организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности;
перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры;
перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры;
перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зонах транспортной безопасности или на критических элементах каждого объекта транспортной инфраструктуры, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти;
порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры;
порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также реагирования на такую информацию;
порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
порядок (схема) информирования Федерального агентства железнодорожного транспорта и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства;
схема размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности, включающая в том числе схему размещения и состав технических систем и средств досмотра в целях защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр);
порядок оценки эффективности (контроль качества) мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, реализуемых в соответствии с планом обеспечения безопасности объектов;
положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, включающее в том числе следующие разделы:
раздел, содержащий порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра на объекте транспортной инфраструктуры;
раздел, содержащий порядок выявления и действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на контрольно-пропускных пунктах объекта транспортной инфраструктуры и постах объекта транспортной инфраструктуры физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход (проезд), нахождение в зоне транспортной безопасности, ее секторе или на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
раздел, содержащий порядок сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода физических лиц (проезда транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, наблюдения и (или) собеседования с физическими лицами в целях обеспечения транспортной безопасности, а также оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры;
порядок учета и допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры с учетом Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры согласно приложению;
порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра), предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);
перечень и порядок эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности, инженерных средств и систем (заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств), иных сооружений и устройств, предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры;
порядок оценки данных, полученных с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности;
порядок выдачи пропусков, уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия;
согласованные с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел, а также Федеральным агентством железнодорожного транспорта образцы всех видов пропусков, действующих на объекте транспортной инфраструктуры;
порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, а также оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;
согласованный с уполномоченными подразделениями органов внутренних дел и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации порядок согласования выдачи постоянных пропусков и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков.
Таким образом, вышеназванными нормами и требованиями предусмотрено, что к моменту составления плана и представления его на утверждение в компетентный орган ответчик обязан обеспечить реальное наличие на соответствующем ОТИ подразделения транспортной безопасности (создать собственное либо привлечь стороннее на основании договора). После этого состоявшийся факт исполненной обязанности должен быть отражен субъектом транспортной инфраструктуры в разработанном плане обеспечения транспортной безопасности с приложением подтверждающих его выполнение документов.
Суд первой инстанции на основании анализа положений Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1633 пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения иска, поскольку несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования железнодорожных станций, защиты интересов личности, общества и государства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истец представил суду первой инстанции доказательства несоблюдения ответчиком требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, что создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, подтверждая необходимость понуждения ответчика к принятию срочных мер обеспечения новых требований транспортной безопасности.
Ответчик в качестве возражений на исковые требования истца приводит доводы о заключении договора № 45/АОЭ-С-КАВ/20/1/1 от 29.12.2020 г. между ОАО «РЖД» и ООО «ПТБ «Кронос», предметом которого является оказание услуг по охране и защите объектов транспортной инфраструктуры на железнодорожных станциях, а также ссылается на заключенный 31.03.2020 г. договор, заключенный между ОАО «РЖД» и АО «НИИАС», предметом которого является выполнение работ по проведению оценки уязвимости категорированных объектов транспортной инфраструктуры Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», срок по которому был продлен дополнительным соглашением № 1 от 25.05.2020 г. до 29.06.2021г.
Между тем, ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представил ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции доказательств утверждения плана обеспечения транспортной безопасности на спорных объектах транспортной инфраструктуры Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что часть железнодорожных станций не подлежат категорированию, в связи с чем требования истца об обеспечении защиты железнодорожных станций в отношении всех заявленных объектов, по мнению апеллянта, полежали оставлению без удовлетворения, не является основанием для отмены решения суда ввиду их необоснованности. Коль скоро ответчик допустил бездействие по исполнению требований ФЗ «О транспортной безопасности», то у суда имелись законные основания для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по обеспечению защиты железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства, в этой части решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы об обратном, являются ошибочными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии со стороны ответчика нарушений законодательства о транспортной безопасности, влекущих угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц, правомерно удовлетворив исковые требования транспортного прокурора. Непринятие мер ответчиком существенно повышают уязвимость вышеуказанных объектов перед угрозами совершения актов незаконного вмешательства, в том числе и террористической направленности.
Довод жалобы о неправомерности и преждевременности обращения в суд прокурора с настоящим иском, подлежат отклонению, поскольку обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор действовал в порядке статьи 45 ГПК РФ, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Довод жалобы о том, что требования истца являются преждевременными, так как реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно, обращение ответчика по вопросу финансирования для выполнения требований по охране и защите объектов транспортной инфраструктуры находится на рассмотрении в аппарате управления ОАО «РЖД», не может повлечь отмену судебного акта. Кроме того, указанные доводы не опровергают выводы суда о допущенных ОАО «РЖД» нарушениях требований законодательства о транспортной безопасности, которые подлежат устранению в связи с тем, что создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц.
Что касается доводов об отсутствие необходимого финансирования ОАО «РЖД» для исполнения указанных требований законодательства, то они подлежат отклонению, поскольку не освобождают юридическое лицо от исполнения обязательных требований закона.
Доводы апелляционной жалобы ОАО «РЖД» по существу повторяют позицию ответчика по делу, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем эти доводы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ОАО «РЖД» нет.
Учитывая указанное, коллегия решение суда оставляет без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь статями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 17.01.2022 года.