Судья Белоусова И.А.
Дело № 2-1039/2022
Дело № 33-552/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 августа 2022 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Слободчиковой М.Е., Конвой О.А.,
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента финансов правительства Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 02.06.2022, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, департаменту образования правительства Еврейской автономной области, департаменту финансов правительства Еврейской автономной области об обязании - удовлетворить.
- Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» направить в мэрию города муниципального образования «город Биробиджан» Еврейской автономной области заявку на обеспечение печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников для 1 -4 классов по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1-3 классы), «Технология», «Музыка» (1-4 классы), «Изобразительное искусство» (1-4 классы), «Физическая культура»; для 5-9 классов по учебной дисциплине «Русский родной язык» (5-6 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Музыка» (5-7 классы), «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Информатика» (8-9 классы), «Физическая культура»; для 10-11 классов по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Физическая культура», по количеству обучающихся.
- Обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» Еврейской автономной области направить в департамент образования правительства Еврейской автономной области заявку на обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников для 1 -4 классов по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1-3 классы), «Технология», «Музыка» (1-4 классы), «Изобразительное искусство» (1-4 классы), «Физическая культура»; для 5-9 классов по учебной дисциплине «Русский родной язык» (5-6 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Музыка» (5-7 классы), «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Информатика» (8-9 классы), «Физическая культура»; для 10-11 классов по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Физическая культура», по количеству обучающихся.
- Обязать финансовое управление правительства Еврейской автономной области в срок до 31.03.2023 выделить денежные средства департаменту образования Еврейской автономной области для финансирования мэрии города на укомплектование библиотечного фонда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников для 1 -4 классов по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1-3 классы), «Технология», «Музыка» (1-4 классы), «Изобразительное искусство» (1-4 классы), «Физическая культура»; для 5-9 классов по учебной дисциплине «Русский родной язык» (5-6 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Музыка» (5-7 классы), «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Информатика» (8-9 классы), «Физическая культура»; для 10-11 классов по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Физическая культура», по количеству обучающихся.
- Обязать департамент образования Еврейской автономной области, после выделения денежных средств департаментом финансов правительства Еврейской автономной области, обеспечить денежными средствами мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на укомплектование библиотечного фонда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников для 1 -4 классов по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1-3 классы), «Технология», «Музыка» (1-4 классы), «Изобразительное искусство» (1-4 классы), «Физическая культура»; для 5-9 классов по учебной дисциплине «Русский родной язык» (5-6 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Музыка» (5-7 классы), «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Информатика» (8-9 классы), «Физическая культура»; для 10-11 классов по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Физическая культура», по количеству обучающихся.
- Обязать мэрию города муниципального образования «город Биробиджан» Еврейской автономной области в течении трех месяцев со дня поступления от департамента образования правительства Еврейской автономной области денежных средств, укомплектовать библиотечный фонд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников для 1 -4 классов по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1-3 классы), «Технология», «Музыка» (1-4 классы), «Изобразительное искусство» (1-4 классы), «Физическая культура»; для 5-9 классов по учебной дисциплине «Русский родной язык» (5-6 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Музыка» (5-7 классы), «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Информатика» (8-9 классы), «Физическая культура»; для 10-11 классов по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Физическая культура», по количеству обучающихся.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения прокурора Волохович А.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Биробиджана ЕАО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее – МБОУ «СОШ №11») о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд печатными изданиями.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что МБОУ «СОШ № 11» не имеет полной комплектации учебниками согласно федеральному государственному общеобразовательному стандарту.
После уточнения требований окончательно просил МБОУ «СОШ № 11» направить в мэрию города муниципального образования «город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее – мэрия г. Биробиджана) заявку на обеспечение печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников для 1 - 4 классов по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1-3 классы), «Технология», «Музыка» (1-4 классы), «Изобразительное искусство» (1-4 классы), «Физическая культура»; для 5-9 классов по учебной дисциплине «Русский родной язык» (5-6 классы), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология», «Музыка» (5-7 классы), «Изобразительное искусство» (5-7 классы), «Информатика» (8-9 классы), «Физическая культура»; для 10-11 классов по учебным дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Информатика», «Физическая культура», по количеству обучающихся.
Обязать мэрию г. Биробиджана направить в департамент образования правительства ЕАО (далее – департамент образования) заявку на обеспечение МБОУ «СОШ № 11» вышеуказанными печатными изданиями, обязать департамент образования правительства ЕАО обеспечить мэрию г. Биробиджана денежными средствами на укомплектование библиотечного фонда МБОУ «СОШ № 11» вышеуказанными печатными изданиями, обязать мэрию г. Биробиджана в течение трех месяцев со дня поступления от департамента образования денежных средств, укомплектовать библиотечный фонд МБОУ «СОШ № 11» вышеуказанными печатными изданиями, обязать департамент финансов правительства ЕАО (далее – департамент финансов) выделить денежные средства департаменту образования правительства ЕАО для финансирования мэрии города на укомплектование библиотечного фонда МБОУ «СОШ № 11» вышеуказанными печатными изданиями.
Определением суда статус мэрии г. Биробиджана изменен с третьего лица на соответчика, департамент финансов привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Нещетная А.В. требования поддержала по доводам иска. Дополнительно указала, что департамент финансов должен довести до департамента образования денежные средства на приобретение учебников для МБОУ «СОШ № 11». Не возражала против установления сроков исполнения решения суда для департамента финансов правительства ЕАО до 31.03.2023.
Представитель ответчика мэрии г. Биробиджана ФИО1 требования признала. Пояснила, что школа должна быть укомплектована в полном объеме учебниками, которые будут приобретены мэрией после выделения денежных средств из областного бюджета.
Представитель ответчика департамента образования правительства ЕАО ФИО2 требования признал. Пояснил, что денежные средства на приобретение учебников для муниципальных школ выделяются ежегодно. Однако из-за их высокой цены приобрести необходимое для школы количество учебников не представляется возможным. В случае, если денежные средства будут предоставлены, то департамент образования и мэрия города обеспечат школу необходимым количеством учебников.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 11» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом.
Представитель ответчика - департамент финансов в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором требования не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе департамент финансов просил решение суда отменить в части удовлетворения требований о возложении обязанности выделить денежные средства на департамент финансов, принять в данной части новое решение об отказе в их удовлетворении.
Мотивируя жалобу, указал, что вопреки выводам суда первой инстанции у департамента финансов отсутствуют полномочия на выделение денежных средств.
В силу бюджетного законодательства департамент доводит только те бюджетные ассигнования, которые утверждены соответствующим законом об областном бюджете.
В связи с чем считает, что из решения суда не следует, какие именно действия должен произвести департамент финансов в соответствии с бюджетным законодательством.
Кроме того, в полномочия департамента финансов не входят полномочия в сфере образования. Реализация данных полномочий относится к исключительной компетенции департамента образования, которому, как главному распорядителю средств областного бюджета, выделяются на эти цели лимиты бюджетных ассигнований.
Поскольку департамент образования, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых ему из бюджета на реализацию им полномочия, то он осуществляет расходы бюджета, в том числе нормативы расходов на обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного бесплатного образования, составляет обоснование бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств.
Считает, что департамент финансов не вправе по собственной инициативе изменять объём бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, для предоставления субвенций муниципальным бюджетам, в том числе в целях комплектации муниципальных школ учебниками. Данное право имеет только главный распорядитель средств областного бюджета, которому эти средства выделяются на осуществляемые им цели.
Указало, что департамент финансов вправе только внести поступившую от департамента образования заявку о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в сводный реестр заявок, который внести на рассмотрение бюджетной комиссии. В случае принятия комиссией положительного решения по заявке, департамент финансов готовит проект постановления правительства области о проекте закона о внесении изменений в закон области об областном бюджете. Только после одобрения правительством ЕАО данного постановления, проект закона вносится на рассмотрение Законодательного Собрания области, которое уполномочено вносить изменения в областной бюджет и увеличивать лимиты бюджетных ассигнований.
В случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований, департамент финансов может их довести до главных распорядителей, в том числе департамента образования.
Кроме того, не согласился со сроком, установленным судом для исполнения решения, поскольку бюджет области ограничен, без учёта прогнозирования финансирования дефицита бюджета либо уменьшения иных расходных обязательств не могут быть предусмотрены дополнительные бюджетные расходы.
В возражение на жалобу, прокурор г. Биробиджана просил решение суда оставить без изменения.
Прокурор Волохович А.Д. полагала необходимым оставить жалобу без удовлетворения. Просила установить срок для исполнения решения суда в части выделения денежных средств на приобретение учебников до 31.03.2022.
Представители ответчиков департамента финансов, МБОУ «СОШ № 11», департамента образования, мэрии г. Биробиджана в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассомтрела дело без их участия.
В судебном заседании 05.08.2022 представитель департамента финансов ФИО3 доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно статьям 13, 210 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениям пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них. В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы.
Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверить решение суда в полном объеме, если обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими частями решения.
Несмотря на то, что решение суда оспаривается только в части удовлетворения требований прокурора к департаменту финансов, судебная коллегия, учитывая, что настоящий иск заявлен в защиту прав на образование неопределённого круга лиц, а также, что обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими его частями, что рассмотрение дела в пределах доводов жалобы в последующем может привести к невозможности исполнения решения суда, пришла к выводу о проверке решения суда первой инстанции в полном объёме не ограничиваясь доводами жалобы.
Конституцией Российской Федерации провозглашено право каждого на образование, гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования (статья 43 Конституции РФ).
Правоотношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
Согласно частям 2 и 3 статьи 11 Закона об образовании основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения, являются федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе финансовым и материально-техническим условиям.
Приказами Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, от 31.05.2021 № 287, от 17.05.2012 № 413 утверждены федеральные образовательные стандарты начального общего образования (1-4 классы), основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы), согласно которым установлено, что образовательная организация должна предоставлять на каждого обучающегося по каждому предмету не менее одного учебника из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения соответствующей образовательной программы.
Органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с определяемым данными органами нормативом (пункт 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
В Еврейской автономной области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, является департамент образования ЕАО (постановление правительства ЕАО от 29.07.2014 № 373-пп «О департаменте образования Еврейской автономной области»).
Пунктом 4.8 Положения о департаменте образования ЕАО, утверждённом постановлением правительства ЕАО от 29.07.2014 № 373-пп, предусмотрено, что департамент организует обеспечение муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Мэрия МО «Город Биробиджан», являясь органом местного самоуправления городского округа «Город Биробиджан», организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (пункт 36 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования «Город Биробиджан», утверждённого решением городской Думы от 30.06.2005 № 242»).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе осуществления прокуратурой г. Биробиджана надзорных мероприятий установлено, что имеющееся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» количество учебников на 2022-2023 учебный год в нарушение федеральных образовательных стандартов не позволяет обеспечить каждого обучающегося учебником по предметам: «Русский родной язык» (с 1 по 3 класс и с 5 по 6 класс), «Технология» (с 1 по 9 класс), «Музыка» (с 1 по 7 класс), «Изобразительное искусство» (с 1 по 7 класс), «Физическая культура» (с 1 по 11 класс), «Основы безопасности жизнедеятельности» (с 5 по 11 класс), «Информатика» (с 8 по 11 классы).
Потребность в учебниках по данным дисциплинам и классам образования ответчиками департаментом образования, мэрией г. Биробиджана, МБОУ «СОШ № 11» не оспаривалась.
Суд первой инстанции, установив, что библиотечный фонд МБОУ «СОШ № 11» не укомплектован необходимым количеством учебников для полноценного образовательного процесса, удовлетворил исковые требования прокурора в полном объёме, установив департаменту финансов срок исполнения решения по 31.03.2023, и мэрии г. Биробиджана три месяца с момента поступления от департамента образования ЕАО денежных средств.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о необходимости обеспечения МБОУ «СОШ № 11» учебниками согласилась.
Вместе с тем, судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о возложении на департамент финансов обязанности выделить денежные средства департаменту образования для финансирования мэрии города на укомплектование библиотечного фонда МБОУ «СОШ № 11» учебниками, поскольку он принят с нарушением норм материального права.
Так, суд первой инстанции, обязывая департамент финансов ЕАО выделить департаменту образования ЕАО денежные средства, исходил из того, что департамент финансов, являясь финансовым органом ЕАО, доводит лимиты бюджетных ассигнований до главных распорядителей денежных средств областного бюджета, к которым относится департамент образования ЕАО.
Однако, судом первой инстанции не учтено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статьи 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ).
Главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса РФ, является орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными получателями бюджетных средств, которыми в том числе могут быть органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В пункте 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов обеспечения общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом ЕАО от 30.10.2013 № 374-ОЗ установлены нормативы финансирования для обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего общего образования, включая расходы на пополнение фондов библиотек (приобретение учебников).
С целью реализации данного закона в 2022 году и плановом 2023 году Законом ЕАО от 14.12.2021 № 49-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждён объём межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям области в виде субвенций на 2022 год в общей сумме 1 406 342,3 тыс. рублей и на 2023 год – 834 171,2 тыс. рублей.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета Еврейской автономной области по главным распорядителям бюджетных средств, утверждённой указанным законом, единственным главным распорядителем вышеуказанных бюджетных ассигнований является департамент образования ЕАО.
Таким образом, учитывая вышеприведённое правовое регулирование, финансирование государственных гарантий общедоступного и бесплатного образования в муниципальных средних общеобразовательных учреждениях, включая финансирование на приобретение учебников для детей, в них обучающихся, может быть осуществлено только департаментом образования, как главным распорядителем бюджетных средств, в пределах доведённых до него согласно закону об областном бюджете объёмов бюджетных ассигнований на соответствующий год.
Учитывая, что департамент финансов главным распорядителем бюджетных средств в сфере образования не является, то соответственно, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на него обязанности выделить департаменту образования ЕАО денежные средства на приобретение учебников для МБОУ «СОШ № 11».
Вопреки выводам суда первой инстанции, осуществление департаментом финансов ЕАО доведения лимитов бюджетных ассигнований до главных распорядителей, не может являться основанием для возложения на него обязанности выделить департаменту образования ЕАО денежные средства, поскольку из смысла положений статей 152, 154, 158, 217 Бюджетного кодекса РФ и Закона ЕАО от 31.10.2012 № 158-ОЗ «О бюджетном процессе в Еврейской автономной области» указанные полномочия осуществляются финансовым органом субъекта ежегодно в ходе организации исполнения областного бюджета в строгом соответствии с законом об областном бюджете и в пределах установленных им объёмов бюджетных ассигнований согласно ведомственной классификации.
Следовательно, удовлетворение требований прокурора к департаменту финансов ЕАО является неправомерным, обязанность по предоставлению мэрии г. Биробиджана денежных средств на приобретение учебников для МБОУ «СОШ № 11» должна быть возложена на их главного распорядителя- департамент образования, которому согласно закону об областном бюджете денежные средства на данные цели выделены на 2022 год и запланированы в 2023 году.
При этом, в случае недостаточности бюджетных денежных средств на исполнение решения суда, департамент образования, как главный распорядитель бюджетных средств, вправе использовать предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ полномочия по изменению лимитов текущего финансового года и формированию лимитов в достаточном размере на очередной финансовый год (пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
Кроме того, судебная коллегия не согласилась с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требования прокурора к МБОУ «СОШ № 11» о возложении на данную организацию обязанности направить в мэрию г. Биробиджана заявку на обеспечение учебниками.
Как следует из информации МБОУ «СОШ № 11», поступившей в суд апелляционной инстанции, в настоящее время в образовательном учреждении имеется потребность в учебниках на 2022-2023 учебный год в следующем количестве: по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1 класс) 120 учебников, «Русский родной язык» (2 класс) 118 учебников, «Русский родной язык» (3 класс) 103 учебника, «Русский родной язык» (5 класс) 126 учебников, «Русский родной язык» (6 класс) 122 учебника; «Технология» (1 класс) 120 учебников, «Технология» (2 класс) 118 учебников, «Технология» (3 класс) 103 учебника, «Технология» (4 класс) 120 учебников, «Технология» (5 класс) 126 учебников, «Технология» (6 класс) 122 учебника, «Технология» (7 класс) 150 учебников, «Технология» (8-9 класс) 312 учебников; «Музыка» (1 класс) 120 учебников, «Музыка» (2 класс) 118 учебников, «Музыка» (3 класс) 103 учебника, «Музыка» (4 класс) 120 учебников, «Музыка» (5 класс) 126 учебников, «Музыка» (6 класс) 122 учебника, «Музыка» (7 класс) 150 учебников; «Изобразительное искусство» (1 класс) 120 учебников, «Изобразительное искусство» (2 класс) 118 учебников, «Изобразительное искусство» (3 класс) 103 учебника, «Изобразительное искусство» (4 класс) 120 учебников, «Изобразительное искусство» (5 класс) 126 учебников, «Изобразительное искусство» (6 класс) 122 учебника, «Изобразительное искусство» (7 класс) 150 учебников; «Физическая культура» (1 класс) 120 учебников, «Физическая культура» (2 класс) 118 учебников, «Физическая культура» (3 класс) 103 учебника, «Физическая культура» (4 класс) 120 учебников, «Физическая культура» (5 класс) 126 учебников, «Физическая культура» (6-7 классы) 272 учебника, «Физическая культура» (8-9 классы) 312 учебников, «Физическая культура» (10-11 классы) 90 учебников; «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) 126 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (6 класс) 122 учебника, «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) 150 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс) 162 учебника, «Основы безопасности жизнедеятельности» (9 класс) 150 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 классы) 30 учебников; «Информатика» (8 класс) 162 учебника, «Информатика» (9 класс) 134 учебника, «Информатика» (10-11 классы) 60 учебников.
Таким образом, учитывая, что в рамках рассмотрения дела установлено конкретное количество недостающих учебников, а также то, что обязанность по укомплектованию ими библиотечного фонда МБОУ «СОШ № 11», согласно вышеприведённому правовому регулированию, возложена на мэрию г. Биробиджана, то правовых оснований для возложения на муниципальное образовательное учреждение обязанности направить заявку в мэрию города на обеспечение учебниками, не имеется.
На основании вышеизложенного решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 02.06.2022 подлежит отмене в части удовлетворения требований к департаменту финансов и МБОУ «СОШ № 11», с вынесением в данной части нового решения об отказе в их удовлетворении.
Также судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», пришла к выводу о необходимости изложения резолютивной части решения в иной редакции, конкретизировав количество подлежащих обеспечению печатных изданий учебников в соответствии с дисциплинами и уровнями классов образования, и установив, что департамент образования обязан в срок до 31.03.2023 выделить мэрии денежные средства на укомплектование библиотечного фонда муниципального образовательного учреждения, а мэрия г. Биробиджана в течение трёх месяцев с момента поступления денежных средств из департамента укомплектовать библиотечный фонд школы учебниками.
Судебная коллегия, учитывая наличие потребности в учебниках на 2022-2023 учебный год, полагает установленные для исполнения решения сроки разумными и достаточными для проведения, предусмотренных бюджетным законодательством процедур по предоставлению межбюджетного трансферта в виде субвенции местному бюджету г. Биробиджана, и после его поступления для проведения мероприятий в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 02.06.2022 отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 11», департаменту финансов правительства Еврейской автономной области, вынести в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, изложив резолютивную часть в новой редакции.
Обязать департамент образования Еврейской автономной области в срок до 31.03.2023 выделить мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области денежные средства на укомплектование библиотечного фонда муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1 класс) 120 учебников, «Русский родной язык» (2 класс) 118 учебников, «Русский родной язык» (3 класс) 103 учебника, «Русский родной язык» (5 класс) 126 учебников, «Русский родной язык» (6 класс) 122 учебника; «Технология» (1 класс) 120 учебников, «Технология» (2 класс) 118 учебников, «Технология» (3 класс) 103 учебника, «Технология» (4 класс) 120 учебников, «Технология» (5 класс) 126 учебников, «Технология» (6 класс) 122 учебника, «Технология» (7 класс) 150 учебников, «Технология» (8-9 класс) 312 учебников; «Музыка» (1 класс) 120 учебников, «Музыка» (2 класс) 118 учебников, «Музыка» (3 класс) 103 учебника, «Музыка» (4 класс) 120 учебников, «Музыка» (5 класс) 126 учебников, «Музыка» (6 класс) 122 учебника, «Музыка» (7 класс) 150 учебников; «Изобразительное искусство» (1 класс) 120 учебников, «Изобразительное искусство» (2 класс) 118 учебников, «Изобразительное искусство» (3 класс) 103 учебника, «Изобразительное искусство» (4 класс) 120 учебников, «Изобразительное искусство» (5 класс) 126 учебников, «Изобразительное искусство» (6 класс) 122 учебника, «Изобразительное искусство» (7 класс) 150 учебников; «Физическая культура» (1 класс) 120 учебников, «Физическая культура» (2 класс) 118 учебников, «Физическая культура» (3 класс) 103 учебника, «Физическая культура» (4 класс) 120 учебников, «Физическая культура» (5 класс) 126 учебников, «Физическая культура» (6-7 классы) 272 учебника, «Физическая культура» (8-9 классы) 312 учебников, «Физическая культура» (10-11 классы) 90 учебников; «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) 126 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (6 класс) 122 учебника, «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) 150 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс) 162 учебника, «Основы безопасности жизнедеятельности» (9 класс) 150 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 классы) 30 учебников; «Информатика» (8 класс) 162 учебника, «Информатика» (9 класс) 134 учебника, «Информатика» (10-11 классы) 60 учебников.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств из департамента образования правительства Еврейской автономной области укомплектовать библиотечный фонд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» печатными изданиями по всем обязательным предметам основной общеобразовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по учебным дисциплинам: «Русский родной язык» (1 класс) 120 учебников, «Русский родной язык» (2 класс) 118 учебников, «Русский родной язык» (3 класс) 103 учебника, «Русский родной язык» (5 класс) 126 учебников, «Русский родной язык» (6 класс) 122 учебника; «Технология» (1 класс) 120 учебников, «Технология» (2 класс) 118 учебников, «Технология» (3 класс) 103 учебника, «Технология» (4 класс) 120 учебников, «Технология» (5 класс) 126 учебников, «Технология» (6 класс) 122 учебника, «Технология» (7 класс) 150 учебников, «Технология» (8-9 класс) 312 учебников; «Музыка» (1 класс) 120 учебников, «Музыка» (2 класс) 118 учебников, «Музыка» (3 класс) 103 учебника, «Музыка» (4 класс) 120 учебников, «Музыка» (5 класс) 126 учебников, «Музыка» (6 класс) 122 учебника, «Музыка» (7 класс) 150 учебников; «Изобразительное искусство» (1 класс) 120 учебников, «Изобразительное искусство» (2 класс) 118 учебников, «Изобразительное искусство» (3 класс) 103 учебника, «Изобразительное искусство» (4 класс) 120 учебников, «Изобразительное искусство» (5 класс) 126 учебников, «Изобразительное искусство» (6 класс) 122 учебника, «Изобразительное искусство» (7 класс) 150 учебников; «Физическая культура» (1 класс) 120 учебников, «Физическая культура» (2 класс) 118 учебников, «Физическая культура» (3 класс) 103 учебника, «Физическая культура» (4 класс) 120 учебников, «Физическая культура» (5 класс) 126 учебников, «Физическая культура» (6-7 классы) 272 учебника, «Физическая культура» (8-9 классы) 312 учебников, «Физическая культура» (10-11 классы) 90 учебников; «Основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) 126 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (6 класс) 122 учебника, «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) 150 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс) 162 учебника, «Основы безопасности жизнедеятельности» (9 класс) 150 учебников, «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 классы) 30 учебников; «Информатика» (8 класс) 162 учебника, «Информатика» (9 класс) 134 учебника, «Информатика» (10-11 классы) 60 учебников.
Апелляционную жалобу департамента финансов правительства Еврейской автономной области считать удовлетворённой.
Председательствующий Ю.Г. Золотарева
Судьи М.Е. Слободчикова
О.А. Конева
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.08.2022.