ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1041/2022 от 26.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сафина Л.Б. УИД 16RS0045-01-2022-001205-03

Дело № 2-1041/2022

Дело № 33-14496/2022

Учет № 096г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2022 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Муртазина А.И., Мелихова А.В.,

при секретаре Арутюняне Ш.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и по апелляционному представлению помощника прокурора Авиастроительного района города Казани на решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 мая 2022 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Авиастроительного района гор. Казани в интересах ФИО1 к ГКУ «Центр занятости населения Авиастроительного района» об обязании в постановке на регистрационный учет в качестве безработного оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Кириллова Э.В., истца ФИО1 представителя третьего лица ФИО2 в поддержку жалобы, пояснения представителя ответчика ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ГКУ «Центр занятости населения Авиастроительного района» об обязании в постановке на учет в качестве безработного.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании обращения ФИО1 об обязании в постановке на регистрационный учет в качестве безработного, прокуратурой Авиастроительного района г. Казани проведена проверка, которой было установлено следующее.

ФИО1 8 октября 2021 года обратилась в ГКУ «Центр занятости населения Авиастроительного района» по вопросу постановке на регистрационный учет в качестве безработного. Ответчиком было отказано на основании того, что при решении вопроса о признании ФИО1 безработным гражданином от Федеральной Налоговой службы России получены сведения о наличии ее статуса в качестве учредителя АО «АУРУМ ТРЕЙД». Однако в соответствии с договором №.... купли-продажи акций от <дата> года, ФИО1 продала свои обыкновенные именные акции АО «АУРУМ ТРЕЙД» третьему лицу (прежнее наименование ЗАО «Аграрий», ОГРН <***>). Согласно сведениям держателя реестра акционеров АО «АУРУМ ТРЕЙД» АО «Регистраторское общество «СТАТУС», ФИО1 в настоящее время не является акционером АО «АУРУМ ТРЕЙД», и не зарегистрирована в реестре владельцев ценных бумаг, тем самым не получает прибыль как владелец ценных бумаг. Кроме того, согласно информации МРИ ФНС №18 по РТ от <дата> года №.... следует, что ФИО1 являлась учредителем акционерного общества (принимала решение об учреждении) а в последствии вышла из состава акционеров путем отчуждения (продажи, дарения и т.п.) принадлежащих ей акций.

Однако, у МРИ ФНС РФ №18 по РТ отсутствуют полномочия по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц о недостоверности сведений об учредителях общества в силу положений письма МНС РФ от 30 июня 2004 года №09-1-02/2698 «О рассмотрении письма», согласно которому в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменении состава акционеров акционерных обществ. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит сведений об акционерных обществах, а также о лицах, которые уступили свои права на акции. Таким образом, несмотря на то, что в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ФИО1 имеются сведения как об учредителе АО «АУРУМ ТРЕЙД», она фактически с 11 января 2011 года не является участником, учредителем либо акционером общества, не является владельцем ценных бумаг, тем самым не участвует в деятельности общества и не получает прибыль.

В связи с чем, истец просил обязать Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Авиастроительного района» поставить ФИО1 на учет в качестве безработной с 8 октября 2021 года и назначить выплату пособия по безработице с этой же даты – 8 октября 2021 года.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

ФИО1 в суд не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в возражениях.

Третьи лица - представители МРИ ФНС №18 по РТ, АО «АУРУМ ТРЕЙД» в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены.

Суд в удовлетворении заявления прокурора отказал.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. В обоснование представления приведены те же доводы, что и в заявлении.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора, указывая, что судом при вынесении решения не было учтено, что она ранее 19 октября 2021 года обращалась в МРИ ФНС РФ № 18 по РТ с заявлением о недостоверности сведений в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно ответа МРИ ФНС РФ № 18 по РТ от 28 октября 2021 года следует, что истец являлась учредителем акционерного общества (принимала решение об учреждении общества), а в последствии вышла из состава акционеров путем отчуждения (продажа, дарение и т.п.) принадлежащих ей акций. Однако, у МРИ ФНС РФ № 18 по РТ отсутствуют полномочия по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц о недостоверности сведений об учредителях общества в силу положений письма МНС РФ от <дата> года №.... «О рассмотрении письма», согласно которому в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменениях состава акционеров акционерных обществ. Выписка из Единого государственного ара юридических лиц не содержит сведений об акционерах общества, а также о лицах, которые уступили свои права на акции. Кроме того, истец 6 июня 2022 года также обратилась к АО «АУРУМ ТРЕЙД» с заявлением об исключении ее из числа учредителей общества в связи с тем, что продала принадлежащие ей акции общества и не участвует в хозяйственной деятельности общества. В свою очередь, АО «АУРУМ ТРЕЙД» 14 июня 2022 года обратилось в МРИ ФНС РФ № 18 по РТ с заявлением о внесении изменений в сведения об учредителях АО «АУРУМ ТРЕЙД» с исключением сведений о ФИО1

Третьим лицом МРИ ФНС РФ №18 по РТ представлен отзыв, в котором поддерживается представление прокурора и апелляционная жалоба истца. Налоговый орган полагает, что в данном случае постановка на учет истца в Центре занятости возможна только на основании судебного решения, а выводы суда первой инстанции о том, что «....общества вправе обратиться в ИФНС с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице...», являются несостоятельными и не соответствуют нормам действующего законодательства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кириллов Э.В. и истец ФИО1 апелляционное представление и апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика ГКУ «Центр занятости населения Авиастроительного района города Казани» ФИО3 с апелляционным представлением прокурора и апелляционной жалобой истца не согласился, пояснив, что решение суда является законным и обоснованным.

Представитель третьего лица МРИ ФНС РФ №18 по РТ ФИО2 апелляционное представление прокурора и апелляционную жалобу истца поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица АО «АУРУМ ТРЕЙД» в суд апелляционной инстанции не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст. 12).

Согласно абзаца 10 статьи 2 указанного Закона, занятыми считаются, в том числе, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

На основании пунктов 1, 3 статьи 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имею работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органом службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) квалификации (абзц. 1 п.1.ст. 3 Закона о занятости).

Из материалов дела следует, что ФИО1 8 октября 2021 года обратилась в ГКУ «Центр занятости населения Авиастроительного района» по вопросу постановки на регистрационный учет в качестве безработного. Ответчиком было отказано на основании того, что при решении вопроса о признании ФИО1 безработным гражданином от Федеральной Налоговой службы России получены сведения о наличии ее статуса в качестве учредителя АО «АУРУМ ТРЕЙД» с 1 октября 2010 года.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ учредителями при создании АО «АУРУМ ТРЕЙД» являлись - ФИО1, ООО «ИНВЕСТАГРО», сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ 1 октября 2010 года за ГРН <***> при создании акционерного общества.

Обращаясь с заявлением к прокурору, ФИО1 указала, что в соответствии с договором №1 купли-продажи акций от 11 января 2011 года, она продала свои обыкновенные именные акции АО «АУРУМ ТРЕЙД» (прежнее наименование ЗАО «Аграрий», ОГРН <***>) ФИО4

Согласно сведениям держателя реестра акционеров АО «АУРУМ ТРЕЙД» АО «Регистраторское общество «СТАТУС», ФИО1 в настоящее время не является акционером АО «АУРУМ ТРЕЙД», и не зарегистрирована в реестре владельцев ценных бумаг, тем самым не получает прибыль как владелец ценных бумаг.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления прокурора, поскольку ФИО1 имеет статус учредителя АО «АУРУМ ТРЕЙД», поэтому в силу абзаца 10 статьи 2 Закона о занятости является занятой и не может быть зарегистрирована в качестве безработной.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы о том, что истец вышла из состава акционеров и не получает доход от деятельности АО «АУРУМ ТРЕЙД», не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.Согласно статье 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» создание акционерного общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

2. Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии общества, если уставом общества не предусмотрено ее отсутствие, утверждения регистратора общества и условий договора с ним. Договор с регистратором общества заключается всеми учредителями общества или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании общества или в решении о его учреждении. По обязательствам из указанного договора, возникшим до государственной регистрации общества, все его учредители несут солидарную ответственность. После государственной регистрации общества стороной такого договора становится указанное общество.

3. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.

4. Избрание органов управления общества, ревизионной комиссии общества, если уставом общества не предусмотрено ее отсутствие, утверждение регистратора общества, а также в случае, предусмотренном настоящим пунктом, утверждение аудитора общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.

При учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В этом случае решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятое учредителями решение об утверждении аудитора общества.

5. Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества и действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.

Статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом.

3. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества.

Общество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Таким образом, понятия «акционер» и «учредитель акционерного общества» не являются идентичными. На момент принятия решения Центром занятости истец является учредителем акционерного общества АО «АУРУМ ТРЕЙД».

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Федеральный законодатель, реализуя компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечень категорий граждан, являющихся занятыми, а потому не имеющих права на признание их безработными, к числу которых отнес и учредителей (участников) хозяйственных обществ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 мая 2010 года № 11-П, самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально или совместно с другими лицами на основе свободного выбора ее сферы, в частности путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него специального набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях. Соответственно, гражданин, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимает на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого он несет риск неэффективности экономической деятельности хозяйственного общества. Законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из того, что избранная гражданином и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.

Как правильно отметил суд первой инстанции, сама по себе продажа акций общества ФИО1 не влечет утрату ей статуса учредителя общества, при этом, положения абзаца 10 статьи 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» понятие занятого гражданина не ставит в зависимость от фактического получения или не получения прибыли от участия в организации. Для определения гражданина как занятого критерием является лишь сам факт учреждения организации (участия в ней).

Истец как учредитель юридического лица, зарегистрированный в установленном законном порядке в ЕГРЮЛ, не может считаться незанятой, а следовательно, отказ ответчика в признании ее безработной, является правомерным.

Доводы налогового органа о том, что дальнейшее изменение состава учредителей акционерного общества в ЕГРЮЛ не отражается, поскольку действующее законодательство не предусматривает механизма исполнения этого требования, т.к. в формах заявлений о государственной регистрации создаваемых юридических лиц и о внесении изменений в сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, отсутствуют соответствующие разделы и графы, не влияют на правильность решения суда.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат обязательному отражению в ЕГРЮЛ и согласно пункту 5 этой же статьи об их изменении юридическое лицо обязано уведомлять регистрирующий орган в течение трех дней.

Таким образом, закон прямо предусматривает возможность уведомления акционерным обществом регистрирующего органа об изменении состава учредителей акционерного общества.

В то время как абзац 10 статьи 2 Закона о занятости содержит исчерпывающий перечень организаций, учредители которых не могут считаться занятыми: некоммерческие организации, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности. Акционерные общества не указаны.

Поэтому суд первой инстанции правильно указал, что юридическое лицо вправе обратиться в налоговый орган с уведомлением об изменении состава учредителей, в случае отказа в регистрации таких изменений, обжаловать такой отказ в судебном порядке. По мнению судебной коллегии, применительно к данной ситуации, возможно обжалование действий налогового органа, а не Центра занятости, действующего в соответствии с Законом о занятости.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства, оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 мая 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и апелляционное представление помощника прокурора Авиастроительного района города Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 3 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение18.10.2022