ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0012-01-2019-001746-49 | №2-1045/2019 |
г. Симферополь | Судья: Кит М.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2020 года № 33-423/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Беляевской О.Я.
судей Кирюхиной М.А.
ФИО1
при секретаре Мазуровой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства», администрации г. Керчи Республики Крым о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Беляевской О.Я., прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства» (далее – МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства») о признании деятельности незаконной и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что ответчик нарушил ст. 34, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ), Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), п. 4.17 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», поскольку допустило складирование отходов IV-V классов опасности в объеме 239 148,56 куб. м, сроком более 11 месяцев, то есть их размещение, на территории временной площадки накопления отходов, находящейся на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ ответчику Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой выдано представление об устранении нарушений закона, которое не исполнено. По указанным обстоятельствам прокурор просил признать деятельность МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» по размещению отходов производства и потребления на спорном земельном участке незаконной, возложить на ответчика обязанность передать отходы производства и потребления, расположенных на территории временной площадки накопления отходов, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, содержащимся в протоколе судебного заседании, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым (далее – Управление ЖКХ администрации г. Керчи) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица (т. 1 л.д. 224-225).
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц удовлетворены. Судом постановлено признать деятельность МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» по размещению отходов производства и потребления на вышеуказанном земельном участке незаконной. На МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» возложена обязанность передать отходы производства и потребления в объеме 239 148,56 куб. м, расположенные на территории временной площадки накопления отходов, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. С МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» в доход муниципального образования городской округ Керчь взыскана госпошлина в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы указало, что основным видом деятельности комбината является сбор отходов. Апеллянт принимает отходы на специально выделенный полигон с целью их дальнейшего размещения. В дальнейшем отходы подлежат обработке, утилизации, перегрузке в специализированные автомобили большей вместимости и транспортировке на полигон твердых коммунальных отходов. У МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» отсутствует лицензия на осуществление этих видов деятельности. Для чего необходимо заключить договор по конечному размещению отходов производства и потребления на 2018 год с муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ ФИО2 «Комплексное благоустройство 2000». Однако до настоящего времени договор с указанным лицом не заключен ввиду того, что сделка является крупной, требуется одобрение администрации г. Керчи Республики Крым, которое до настоящего времени не получено. По указанным основаниям полагало, что надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Керчи Республики Крым, как орган, на который возложена обязанность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях городских округов в силу закона. Выразило несогласие с выводом суда первой инстанции о совершении МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» действий по хранению отходов, полагая, что со стороны ответчика имело место их размещение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Керчи Республики Крым ФИО3, а также представитель Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО4 выразили свое несогласие с приведенными в ее обоснование доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Керчи Республики Крым в качестве учредителя МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства», произведена замена третьего лица по делу с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю на Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (т. 2 л.д. 141-144).
Уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции, рассматривающем настоящее дело по правилам производства в суде первой инстанции, Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц просил признать деятельность МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» по размещению спорных отходов производства и потребления на спорном земельном участке незаконной, возложив на него обязанность передать отходы производства и потребления, расположенных на территории временной площадки накопления отходов, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, а также возложить на администрацию г. Керчи Республики Крым обязанность по принятию мер, направленных на выполнение МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» обязанности по передаче спорных отходов.
В судебном заседании прокурор Дорогавцева М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков администрации г. Керчи Республики Крым, МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Учитывая, что все лица, участвующие в деле, были извещены судом апелляционной инстанции о времени и месте рассмотрения настоящего дела, прокурор против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц не возражала, и на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ), граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ), охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) определяет отходы производства и потребления, как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
На основании статей ст. 12, 13 Федерального закона №89-ФЗ, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим законом.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ), лицензированию подлежит в том числе деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пункт 1 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 7 Федерального закона №7-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения предусмотрены п. 15 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, согласно которому полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Керчь, организация сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов возложены на администрацию.
Статьей 13 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, с целью реализации вышеизложенных положений норм законодательства Российской Федерации, постановлением администрации г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ было создано МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства».
Согласно п. 14 Устава МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: удаление и обработка твердых отходов, в том числе прием, обезвреживание и размещение отходов IV-V классов опасности, первичную сортировку отходов; управление недвижимым имуществом; заключение договоров с поставщиками и потребителями на оказание жилищно-коммунальных услуг, организацию учета их объемов, контроль качества предоставленных услуг, применение к поставщикам и потребителям услуг санкций за нарушение условий договоров; начисление и сбор платежей с потребителей за оказанные жилищно-коммунальные услуги; вывоз бытового мусора, твердых и жидких отходов из жилого фонда, а также предприятий, организаций, учреждений и прочее (т. 2 л.д. 56-66).
В целях реализации указанных видов деятельности, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> Республики Крым и МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» был заключен договор аренды земельного участка, кадастровый номер №, площадью 195 335 кв. м, расположенный в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым, где находится полигон ТКО «Керчь» (т. 1 л.д. 10-21).
В соответствии с Генеральной схемой санитарной очистки Республики Крым, утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, полигон ТКО «Керчь» подлежит закрытию.
Постановлением главы администрации г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закрытии полигона твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского округа Керчь Республики Крым», полигон ТКО «Керчь» с ДД.ММ.ГГГГ закрыт для приема отходов.Указанное свидетельствует о том, что в связи с закрытием полигона ТКО «Керчь», в настоящее время у МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» на праве собственности или на ином законном основании отсутствует объект размещения отходов, соответствующий установленным требованиям для осуществления деятельности по размещению отходов.
Вместе с тем, п. 2.1 постановления главы администрации г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» на территории арендуемого земельного участка (полигона ТКО «Керчь») разрешено накопление отходов IV-V классов опасности.
Во исполнение вышеуказанных положений постановления главы администрации, директором МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» приказом №от ДД.ММ.ГГГГ создана накопительная площадка площадью 1,8 га.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» требований природоохранного законодательства по обращению с отходами (т. 1 л.д. 7).
В ходе проверки установлено, что на территории полигона ТКО «Керчь» МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» осуществлено складирование отходов IV-V классов опасности сроком более 11 месяцев, то есть их размещение, в нарушение ст. 1, 9, 11 Федерального закона №89-ФЗ, ст. 12 Федерального закона №99-ФЗ, ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ. Накопление данных отходов было произведено за период времени с июня 2017 по июнь 2018 года в объеме 239 148, 56 куб. м.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ Керченским межрайонным природоохранным прокурором директору МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» было вынесено представление об устранении выявленных нарушений в месячный срок, а именно передать для размещения специализированным организациям отходы IV класса, накопленные сроком более 11 месяцев (т. 1 л.д. 41-44).
Во исполнение указанного представления, ДД.ММ.ГГГГ МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» сообщило прокурору о наличии предварительной договоренности по заключению договора на конечное размещение отходов производства и потребления на 2018 год с ФИО5 Республики Крым «Комплексное благоустройство 2000». Для чего ДД.ММ.ГГГГ МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» в адрес администрации г. Керчи Республики Крым, как учредителя, был представлен соответствующий пакет документов на согласование крупной сделки, однако администрацией процедура согласования была приостановлена, со ссылкой на наличие недостатков в представленном пакете документов (т. 1 л.д. 45-48).
Постановлением отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ№, МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (т. 1 л.д. 135-142).
Указанное постановление было предметом обжалования в судебном порядке, решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, вступило в законную силу (т. 1 л.д. 200-203).
Поскольку МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» выявленные нарушения действующего законодательства по обращению с отходами устранены не были, постановлением отдела надзора Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ№ предприятие вновь было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (т. 1 л.д. 196-199).
Указанное постановление обжаловано не было, вступило в законную силу.
Доказательств устранения указанных нарушений сторонами в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, материалы дела не содержат, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы права, принимая во внимание то обстоятельство, что действий по транспортировке отходов к месту хранения и захоронения после истечения 11-месячного срока ответчиком МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» не предприняты, судебная коллегия приходит к выводу том, что фактически указанным предприятием осуществлялась деятельность по хранению (размещению), а не накоплению отходов. Такая деятельность может осуществляться лишь при наличии специального разрешения (лицензии), которая указанным лицом не получена. В такой ситуации судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований о признании деятельности МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» по размещению отходов производства и потребления на спорном земельном участке незаконной.
При этом, судебная коллегия отклоняет ссылки ответчика МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» на разное определение понятий «хранение отходов» и «накопление отходов», а также на то, что нахождение на полигоне отходов свыше 11 месяцев не является их хранением, поскольку положениями ст. 1 Федерального закона №89-ФЗ дано толкование понятию «накопление отходов», под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Указанной нормой закона также дано понятие «хранению отходов», которое представляет под собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе материалов прокурорской проверки, со стороны ответчика МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» усматривается нарушение требований действующего законодательства РФ, в части хранения на спорном земельном участке отходов свыше 11 месяцев.
Разрешая требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанности указанные передать отходы производства и потребления, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения на санкционированный объект размещения отходов, а также принять соответствующие меры для такового, судебная коллегия приходит к следующему.
Анализ действующего законодательства, в том числе Федерального закона №7-ФЗ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, позволяет сделать вывод о том, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района является полномочием и обязанностью муниципального образования.
Зафиксированные отходы на земельном участке (кадастровый номер №), расположенном в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым, принадлежат муниципальному образованию. Как указывалось ранее, администрация г. Керчи Республики Крым, с целью организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского округа Керчи создало МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства».
Таким образом, администрация, являясь учредителем МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» осуществляет полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории г. Керчи. При этом доказательств принадлежности отходов иному собственнику или принадлежности указанной территории на каком-либо праве иному лицу материалы дела не содержат, ответчиками в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, судом не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства», как юридическое лицо, непосредственно осуществляющее сбор и обработку твердых отходов, а также администрацию г. Керчи Республики Крым, как на учредителя предприятия и собственника его имущества, обязанности по передаче отходов производства и потребления, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения на санкционированный объект размещения отходов.
При этом, судебная коллегия отклоняет доводы администрации г. Керчи Республики Крым о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, по следующим основаниям.
Из анализа вышеизложенных положений ст.14, 15 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона №89-ФЗ следует, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района является полномочием и обязанностью муниципального образования. Для реализации данных полномочий администрацией г. Керчи было создано МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства».
В соответствии с п. 15 ч.1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
Постановлением администрации г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Порядок согласования совершения муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность», которым установлены правила согласования совершения муниципальными унитарными предприятия муниципального образования городской округ Керчь крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (т. 1 л.д.210-218).
Действуя в рамках указанного постановления и норм действующего законодательства Российской Федерации, МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» осуществляет лишь сбор и транспортировку отходов по г. Керчи на полигон ТКО «Керчь», предназначенный для временного расположения отходов. Ввиду отсутствия у МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» лицензии на осуществление деятельности по обработке, утилизации и перегрузке отходов в специализированные автомобили большей вместимости и транспортировке, ему необходимо было заключить контракт с организацией имеющей соответствующие ресурсы и лицензию, таковой организацией, по мнению ответчика, являлась муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ ФИО2 «Комплексное благоустройство 2000». С данной организацией была достигнута предварительная договоренность по заключению сделки, которая относилась к категории крупных и требовала согласования с учредителем администрацией г. Керчи Республики Крым.
МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» в адрес администрации был направлен пакет документов для получения соответствующего согласования.
Вместе с тем, администрацией согласование указанной сделки было приостановлено, со ссылкой на наличие недостатков в пакете документов, что привело к невозможности осуществления МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» возложенных на него обязательств.
Между тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что разногласия в правоотношениях между юридическими лицами не свидетельствует о наличии оснований для освобождения ответчиков от обязанностей по реализации положений ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ, ст. 8, 13.4, 14, 15 Федерального закона №131-ФЗ, с учетом того, что данные действия влекут длительное нахождение спорных отходов, сроком свыше 11 месяцев, на полигоне расположенном в районе городского кладбища города, в отношении которого принимаются меры по его закрытию.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что к общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, вместе с тем перераспределение полномочий в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Поскольку полигон, на котором осуществлено хранение отходов на длительный срок, находится в границах города Керчь, у учрежденного администрацией г.Керчи МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» лицензии на осуществление деятельности по его обработке, утилизации и перегрузке и транспортировке на постоянное место хранения не имеется, то обязанность по ликвидации данных отходов возложена, в том числе на администрацию г.Керчи.
Таким образом, учитывая, что положения действующего законодательства РФ направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований к МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» и администрации г. Керчи Республики Крым в части возложения обязанности передать отходы производства и потребления, расположенные на территории временной площадки накопления отходов, находящейся на земельном участке (кадастровый номер №), расположенном в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым, складирование которых осуществляется более 11 месяцев со дня их принятия в объеме 239 148,56 куб. м, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения на санкционированный объект размещения отходов
При этом, в силу ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, с учетом характера правоотношений, необходимости соблюдения экологической безопасности, полагает необходимым установить срок выполнения решения суда в указанной части в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» и администрации г. Керчи Республики Крым в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина с учетом удовлетворения исковых требований истца неимущественного характера в сумме 6 000 рублей, по 3 000 рублей с каждого ответчика.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 августа 2019 года, с учетом дополнительного решения от 30 сентября 2019 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым и в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства», администрации г. Керчи Республики Крым удовлетворить.
Признать деятельность муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства» по организации размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым незаконной.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства», администрацию г. Керчи Республики Крым обязанность передать отходы производства и потребления, расположенные на территории временной площадки накопления отходов, находящейся на земельном участке (кадастровый номер №), расположенном в районе городского кладбища г. Керчи Республики Крым, складирование которых осуществляется более 11 месяцев со дня их принятия в объеме 239 148,56 куб. м, в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания и размещения на санкционированный объект размещения отходов в срок два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «Керченский комбинат благоустройства» в доход местного бюджета госпошлину в размере 3 000 рублей.
Взыскать с администрации г. Керчи Республики Крым в доход местного бюджета госпошлину в размере 3 000 рублей.
Председательствующий: О.Я. Беляевская
Судьи: М.А. Кирюхина
ФИО1