Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.11.2021
Судья Лебедева И.В. | № 33-2940-2021 УИД 51RS0009-01-2021-001782-65 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 24 ноября 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Захарова А.В. |
судей | ФИО1 ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1046/2021 по иску ФИО4 к Межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Кандалакша, Министерству труда и социального развития Мурманской области о взыскании материального и морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 28 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к Межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения города Кандалакша (далее - МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша), Министерству труда и социального развития Мурманской области (далее - Минтрудсоцразвития Мурманской области) о взыскании материального и морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша для постановки на учет для поиска работы, однако ему было отказано в связи с недействительностью паспорта. Вышестоящие организации ему также отказали.
В результате чего, он был лишен средств существования. Исходя из прожиточного минимума 17 000 рублей, за период с сентября 2020 г. по июнь 2021 г. он не получил 170 000 рублей.
Кроме того, за физическое страдание, унижение и оставление без средств к существованию ему причинен моральный вред.
В связи с материальными трудностями вынужден был взять заемные средства в сумме 5000 рублей. С учетом 180 дней просрочки, в день по 50 рублей, сумма задолженности составила 14 000 рублей.
С учетом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела просил взыскать с МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша 170 000 рублей -неполученный средний заработок за период с сентября 2020 г. по июнь 2021 г. года, 70 000 рублей - моральный вред, 14 000 рублей - задолженность по договору займа, с Минтрудсоцразвития Мурманской области 170 000 рублей - неполученный средний заработок за период с сентября 2020 г. по июнь 2021 г., 70 000 рублей - моральный вред.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что ответчиками незаконно отказано ему в постановке на учет для поиска работы, в связи с недействительностью паспорта, поскольку им был предоставлен военный билет. В результате действий (бездействий) ответчиков он остался без средств к существованию, не получил средний заработок с сентября 2020 г. по июнь 2021 г., у него имеется задолженность по договору займа, и ему причинены физические и нравственные страдания.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу директор МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша ФИО5, министр труда и социального развития Мурманской области ФИО6 считают, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФИО4 и отмены решения суда не имеется.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4 (просил рассмотреть дело в его отсутствие), представители ответчиков МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша, Минтрудсоцразвития Мурманской области, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу частей 3, 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене постановленного по делу решения не находит.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Ответственность субъектов, перечисленных в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 22 сентября 2020 г. ФИО4 обратился в МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша с целью постановки на учет в качестве безработного.
Инспектором ЦЗН было обнаружено, что в паспорте ФИО4 отсутствует личная подпись, и чтобы избежать получение им социальных выплат незаконным способом путем введения в заблуждение специалистов службы занятости, в постановке на учет истцу было отказано до получения информации о действительности/недействительности его паспорта.
8 октября 2020 г. МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша обратился в ОВМ МО МВД России «Кандалакшский» с запросом информации о действительности/недействительности паспорта ФИО4 серии * № * выданного _ _ . УМВД России по Мурманской области.
Согласно ответу ОВМ МО МВД России «Кандалакшский» от 17 октября 2020 г. в связи с тем, что в паспорте гражданина Российской Федерации серии * № * оформленного на имя ФИО4, личная подпись отсутствует, указанный документ не может являться действительным.
Сведения о недействительности паспорта ФИО4 в базу данных ведомственного сегмента МВД России «Мир» не вносились. В связи с тем, что вышеуказанный гражданин не поставил подпись в заявлении по Ф-1П, а также в паспорте гражданина Российской Федерации, паспорт серии * № *, оформленный на имя вышеуказанного гражданина в ведомственной базе ППО «Территория» имеет статус «на выдаче».
Письмами МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша от 28 января 2021 г. и 17 марта 2021 г. на обращения ФИО4 даны разъяснения правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, указаны причины отказа в постановке его на учет, с копией ответа ОВМ МО МВД России «Кандалакшский».
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению, оценив исследованные по делу доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
В соответствии пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющий; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановлением от 8 июля 1997 г. № 828 утвердило Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка паспорта гражданина Российской Федерации, описание бланка паспорта гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Пунктом 8 Описания бланка паспорта закреплено внесение реквизита «Личная подпись» в паспорт гражданина Российской Федерации.
Из анализа положений пунктов 168, 164. 168.5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13 ноября 2017 г. № 851 (действовавшего по 10 января 2021 г.), пунктов 221, 289 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. № 773 (действующего с 11 января 2021 г.) следует, что проставление гражданином подписи в паспорте гражданина Российской Федерации, является условием его выдачи.
Личная подпись является собственноручно проставленная уникальная совокупность символов, написанных от руки с возможностью применения определенных оформительных приемов, служащих для аутентификации, либо идентификации человека.
Согласно копии паспорта ФИО4 серии * № *, графа «Личная подпись» не содержит подписи.
Принимая во внимание, что административная процедура получения паспорта гражданина Российской Федерации не была закончена, личная подпись ФИО4 не внесена в паспорт гражданина Российской Федерации и его паспорт имеет статус «на выдаче», правильным является вывод суда о том, что указанный документ не является документом, удостоверяющим личность ФИО4 и не может служить таковым при обращении истца в ЦЗН с заявлением о постановке на учет в качестве безработного.
Учитывая, что отказ МГОБУ ЦЗН г. Кандалакша в постановке ФИО4 на учет не являлся неправомерным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 28 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
председательствующий | |
судьи |