ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-10481/2022 от 27.07.2023 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Тихонова О.А. Дело № 2-10481/2022

№ 33-2119/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Резепиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шариповой Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 июля 2023 г. гражданское дело по заявлению публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г.

по представлению и.о. прокурора города Кургана на определение судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Резепиной Е.С. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

установила:

публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее - ПАО «КГК») обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г.

В обоснование указало, что решением Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. на ПАО «КГК» возложена обязанность предоставить в Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения и документы, предусмотренные п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471, заявление и документы, предусмотренные п. п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140, необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на магистральный сетевой трубопровод тепловой сети централизованной системы теплоснабжения г. Кургана: г. Курган, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль пр. Маршала Голикова до ул. Илизарова (МТ-7), оформить паспорт на указанный выше трубопровод. Для постановки магистрального трубопровода тепловой сети на учет в качестве опасного производственного объекта необходимо выполнить значительный объем мероприятий, предусмотренных Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, а именно: оформить паспорт трубопровода, провести работы по техническому диагностированию и экспертизу промышленной безопасности оборудования, работающего подавление, провести регистрацию экспертизы промышленной безопасности оборудования в органах Ростехнадзора, и прочее. Проведение указанной экспертизы предусматривает осуществление визуального и измерительного контроля, оперативного диагностирования для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации, определение повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения, неразрушающий и разрушающий контроль металла и прочее. Только по результатам проведенных экспертиз возможно определить, соответствуют ли магистральные трубопроводы требованиям промышленной безопасности, а при несоответствии составить план мероприятий для устранения выявленных недостатков и приведения объектов в надлежащее состояние, предусмотренное ФНП, либо запретить трубопроводы к эксплуатации. Указывало, что проведение экспертизы промышленной безопасности возможно только при непосредственном контакте эксперта с техническим устройством (трубопроводом тепловых сетей), включающем применение методов разрушающего контроля, требующего вырезки в стенках трубопровода. Поэтому приступить к проведению такой экспертизы возможно только при положительных температурах окружающего воздуха и при отсутствии в системе теплоносителя. Поскольку отопительный сезон в 2023 г. заканчивается в конце апреля, начать указанные мероприятия ранее его окончания, невозможно.

Просило предоставить отсрочку исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. до 1 августа 2022 г.

Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 мая 2023 г. заявление ПАО «КГК» удовлетворено, ему предоставлена отсрочка исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. до 1 августа 2022 г.

Не согласившись с данным определением, и.о. прокурора города Кургана подал на него представление, в котором просит его отменить, в удовлетворении заявленных ПАО «КГК» требований отказать. В обоснование указывает, что суд, признавая обоснованными доводы ПАО «КГК» о том, что экспертиза промышленной безопасности объекта проводится при положительных температурах воздуха и отсутствии в системе теплоносителя, не учел, что заявителем не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению, решения суда, срок предоставления отсрочки – до 1 августа 2023 г. не обоснован.

Возражений на представление прокурора не поступило.

В соответствии со ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) представление прокурора рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора, судебная коллегия областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в свою очередь заключается не только в принятии судебного акта, но и в своевременном и полном его исполнении.

Частью 2 ст. 13 ГПК Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со ст. 434 ГПК Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что решением Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана Курганской области к ПАО «КГК» о возложении обязанности предоставить в Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения и документы, предусмотренные п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, заявление и документы, предусмотренные п. п. 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140, необходимые для регистрации и внесения в государственный реестр опасных производственных объектов на магистральный сетевой трубопровод тепловой сети централизованной системы теплоснабжения г. Кургана: г. Курган, от выводов Курганской ТЭЦ-2, вдоль пр. Маршала Голикова до ул. Илизарова (МТ-7), оформить паспорт на указанный выше трубопровод.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 30 марта 2023 г. решение Курганского городского суда Курганской области от 1 декабря 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ПАО «КГК» - без удовлетворения, решение суда вступило в законную силу 30 марта 2023 г.

7 апреля 2023 г. судом на основании судебного решения выдан исполнительный лист серии ФС № 045048732, а 18 апреля 2023 г. в отношении ПАО «КГК» возбуждено исполнительное производство № 7279/23/45030-ИП, должнику установлен срок для добровольного исполнения решения суда- 5 дней.

27 апреля 2023 г. ПАО «КГК» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.

В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», разъяснено, что по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК Российской Федерации, ст. 358 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве и ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника и причины, существенно затрудняющие исполнение судебного акта.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда являются любые конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника или иные обстоятельства не позволяют ему исполнить решение суда в установленные законом сроки. При этом бремя доказывания обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда и препятствующих совершению исполнительных действий, лежит на лице, обратившимся в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции счел обоснованными приведенные ПАО «КГК» доводы о необходимости предоставления отсрочки исполнения судебного решения, в частности, о том, что экспертиза промышленной безопасности объектов проводится при положительных температурах воздуха и при отсутствии в системе теплоносителя, и пришел к выводу об удовлетворении заявленных ПАО «КГК» требований, предоставив ему отсрочку до 1 августа 2023 г.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, поскольку в силу правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 г. № 104-О, вопрос о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда должен оцениваться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При этом предоставление отсрочки в исполнении судебного акта является исключительной мерой, которая может применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения.

При рассмотрении таких заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции»).

Частями 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «б» п. 2 Приложения № 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, согласно п. 13 которых при регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре в соответствии с формой, приведенной в приложении № 1 к названному приказу.

Согласно п. 14 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган, в частности, сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект, заполненные на основании анализа документов, приведенных в п. 8 Требований, результатов проведенной идентификации и иных документов, содержащие следующие данные: наименование и место нахождения опасного производственного объекта; признаки опасности опасного производственного объекта; класс опасности опасного производственного объекта; г) классификация опасного производственного объекта; виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта; реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа; наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта; краткая характеристика опасности опасного производственного объекта; к) наименование опасного вещества, его вид в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; наименование, тип, марка, модель (при наличии), регистрационные или учетные номера (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе (при наличии), заводские номера и (или) инвентарные номера (при наличии) технических устройств; л) проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений); числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта.

Пунктами 18, 19, 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2019 г. № 140, предусмотрены перечень документов, необходимых для регистрации и внесения сведений в государственный реестр опасных производственных объектов.

Пунктом 19 указанного Административного регламента, в частности, предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации представить копию обоснования безопасности опасного производственного объекта с указанием реквизитов положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст. 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Согласно п. 21, 22 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 экспертная организация приступает к проведению экспертизы после предоставления заказчиком необходимых для проведения экспертизы документов; предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте. Заказчик обязан предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

Таким образом, учитывая особенности технического устройства, являющегося объектом исследования при проведении экспертизы промышленной безопасности – магистральный городской трубопровод теплоснабжения, доводы ПАО «КГК» о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда, правомерно признаны судом первой инстанции заслуживающими внимания, поскольку в силу приведенного правового регулирования, заказчик обязан предоставить экспертам безопасный доступ к объекту исследования, в связи с чем отсрочка исполнения судебного решения от 1 декабря 2022 г. была предоставлена ПАО «КГК» обоснованно.

Также коллегия учитывает, что на момент рассмотрения представления прокурора – 27 июля 2023 г., до окончания срока предоставленной ПАО «КГК» отсрочки осталось четыре дня, в связи чем, ввиду утраты актуальности оспариваемого определения, оснований для его отмены также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение судьи Курганского городского суда Курганской области от 16 мая 2023 г. оставить без изменения, представление и.о. прокурора города Кургана – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 августа 2023 г.