Судья – Кошевой В.С. Дело № 33-40445/2023
№ 2-1057/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 декабря 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Роговой С.В.,
судей: Малахай Г.А., Мануиловой Е.С.
по докладу судьи Роговой С.В.,
с участием прокурора Казиева Э.Н.,
при секретаре Кононовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия в целях устранения нарушений в сфере транспортной безопасности,
по апелляционной жалобе представителя ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО1 на решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 05 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Сочинский транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД», в котором просил возложить на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции ................ (................), а именно установить на ОТИ конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; в помещениях ОТИ выделить и оборудовать в соответствии с паспортом отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры. незамедлительно после вступления решения в законную силу обеспечить на ОТИ патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, на период изменения степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № 2).
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях, расположенных на территории г. Сочи, выявлены нарушения указанного законодательства при обеспечении защиты от актов незаконного вмешательства на станции ................ При этом мероприятия, предусмотренные паспортом железнодорожной станции ................, до настоящего времени не реализованы, требования по обеспечению транспортной безопасности СТИ не исполняются. Вопреки требованиям законодательства в паспорте обеспечения ТБ железнодорожной станции ................ конфигурация и границы частей зоны транспортной безопасности не установлены. Кроме того, в нарушение пп. «г» п. 6 Требований № ........ в помещениях ОТИ железнодорожной ................ не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортами отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры. В нарушение пп. «б» п. 7 Требований № ........ субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ - железнодорожная станция ................ не обеспечено патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с ведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. 31.10.2022 начальнику Туапсинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движения - филиала АО «................» внесено представление. Согласно ответу на представление, нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены, срок их устранения не определен.
Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 05 сентября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушениями норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает на то, что ответчиком установлены этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры ОАО «................», а потому противоправное поведение не допущено. Настаивает на том, что, выделять и оборудовать помещения для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности до момента оснащения техническими средствами и привлечения сил транспортной безопасности является нецелесообразным. Полагает, что понуждение к проведению мероприятий в установленные сроки нарушает баланс финансовых возможностей ответчика, а также процесс государственного регулирования деятельности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Казиев Э.Н. полагал решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам, изложенным в жалобе. Представитель ответчика по доверенности ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на отмене решения суда.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Проверив материалы дела, выслушав прокурора и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем пресечения действий (бездействия), нарушающих право или создающих его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные станции.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу требований ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим законом и иными федеральными законами.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок проведения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, что закреплено в п. 3 ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Закона № 16-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 ст. 4 ФЗ № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) возложено на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), если иное не установлено настоящим законом и иными федеральными законами.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию утверждены постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях, расположенных на территории Сочинского транспортного региона, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства при обеспечении защиты от актов незаконного вмешательства на станции .................
В ходе проверки установлено, что 20.05.2021 № ........ на основании решения ................ в раздел 2 Реестра объектов транспортной инфраструктуры внесена железнодорожная станция ................ (реестровый номер ........).
Согласно Реестру субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ железнодорожная станция ................ является ОАО «................».
17.06.2021 субъектом транспортной инфраструктуры утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности (далее - паспорт обеспечения ТБ) на железнодорожную станцию ................
В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № ........ СТИ обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные паспортом железнодорожной станции ................ до настоящего времени не реализованы, требования по обеспечению транспортной безопасности СТИ не исполняются.
Так, в соответствии с пп. «а» п. 6 Требований № ........ субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 Требований № ........ обязан установить: конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами к проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, вдопуск в которые ограничен для пассажиров осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.
Вопреки указанным требованиям законодательства в паспорте обеспечения ТБ железнодорожной станции ................ вышеуказанные конфигурация и границы частей зоны транспортной безопасности не установлены.
Кроме того, в нарушение пп. «г» п. 6 Требований № ........ в помещениях ОТИ железнодорожная станция ................ не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортами отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2022 № ........ на объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в Краснодарском крае, степень потенциальной угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № ........) изменена на непосредственную степень угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № ........).
В нарушение пп. «б» п. 7 Требований № ........ субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ - железнодорожная станция ................ не обеспечено патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с ведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
С целью устранения указанных нарушений требований законодательства Сочинской транспортной прокуратурой 31.10.2022 начальнику Туапсинского центра организаций работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движения - филиала АО «РЖД» внесено представление. Согласно ответу на представление, нарушения требований законодательства до настоящего времени не устранены, срок их устранения не определен.
Наличие вышеперечисленных нарушений, как и ответственность за их устранение, ответчиком не оспариваются.
Поскольку допущенные ответчиком нарушения требований действующего законодательства о транспортной безопасности препятствуют реализации исполнения требований Постановления № 1635, что в дальнейшем может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан (неопределенного круга лиц), транспортных копаний и пр., подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности - непрерывность, а также препятствует надлежащей последовательной реализации мер по защите станции от актов незаконного вмешательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с действующим законодательством в сфере транспортной безопасности.
Кроме того, ссылки апеллянта на неправомерность вывода суда относительно бездействия ответчика, которым принимаются меры к устранению выявленных нарушений, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку требований о признании бездействия ОАО «РЖД» по устранению нарушений транспортной безопасности незаконным прокурором не заявлено.
Довод жалобы о том, что прокурор не обладал правом на обращение в суд с данным иском противоречит положениям действующего законодательства ввиду следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, права которых нарушаются в результате бездействия ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Разрешая иные доводы жалобы, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 12.2 ФЗ № 16-ФЗ к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенных для использования на объектах транспортной инфраструктуры и в целях обеспечения транспортной безопасности.
В связи с чем выделение и оборудование отдельных помещений или участков помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта не может относиться к обеспечению ОТИ техническими средствами.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии необходимости принятия мер к устранению данных нарушений законодательства при необеспечении техническими средствами ПУОТБ также являются необоснованными, учитывая также то, что до настоящего времени приказами Министерства транспорта Российской федерации срок изменения степени угрозы неоднократно продлевался.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что указанные нарушения законодательства являются недопустимыми, подлежат обязательному устранению, поскольку создают предпосылки к нарушению прав граждан на безопасное использование объектов железнодорожной инфраструктуры.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Обжалуемое решение отвечает требованиям статей 195,196 ГПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Туапсинского городского суда Краснодарского края от 05 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий С.В.Рогова
Судьи Г.А. Малахай
Е.С. Мануилова