ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1059/20 от 14.09.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-1059/2020 судья Михайлова Т.Н. 2021 год

(№ 33-2447/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2021 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Климовой К.В.,

судей Кубаревой Т.В., Солдатовой Ю.Ю.,

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Климовой К.В.

дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) на решение Московского районного суда г. Твери от 04 августа 2020 года, которым постановлено:

«исковые требования ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) о включении спорных периодов в страховой стаж и о назначении страховой пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) включить ФИО1 в страховой стаж период работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года в кооперативе «ТОП-стиль» в должности коммерческого директора.

Признать за ФИО1 право на назначение страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию по старости с 13.10.2019 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1, не согласившись с отказом пенсионного органа о назначении ему страховой пенсии по старости, обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) с требованием о зачете в страховой стаж периода работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года в кооперативе «ТОП-стиль» в должности коммерческого директора, с 08.04.1991 года по 13.08.1992 года на малом предприятии «Содружество» в должности директора, с 14.02.2001 года по 20.12.2005 года в ОАО «Морской торговый порт», торговое предприятие «Причал» в должности директора гостиничного комплекса, с 20.08.2007 года по 16.04.2009 года в ООО «Романофф-Катеринг» в должности директора по развитию; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) включить в трудовой стаж время прохождения срочной военной службы в составе Вооруженных сил СССР в период с 12.04.1979 года по 10.05.1981 года; произвести перерасчет трудового стажа.

В обоснование иска указал, что решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 23.01.2020 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости.

Данный отказ ответчик обосновал тем, что страховой стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, составляет 16 лет 7 месяцев 27 дней при требуемых 10 годах такого стажа, однако величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 15,60 при требуемой 16,2.

Считает необоснованным отказ в зачете в страховой стаж периодов работы в кооперативе «ТОП-стиль» с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года в связи с отсутствием записи основания для увольнения; с 08.04.1991 года по 13.08.1992 года на малом предприятии «Содружество» в связи с отсутствием в трудовой книжке записи основания приема и увольнения; с 14.02.2001 года по 20.12.2005 года в ОАО «Морской торговый порт», торговое предприятие «Причал» в связи с незаверенным исправлением в дате издания приказа о приеме и отсутствием в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о работе за указанный период; с 20.08.2007 года по 16.04.2009 года в ООО «Романофф-Катеринг» в связи с отсутствием в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений о работе за указанный период.

Указывает, что в его трудовой книжке содержатся все необходимые сведения (наименование организаций, специальность, сведения о приеме на работу, об увольнении). Спорный период заверен печатью организации, осуществлявшей прием на работу, и не ставит под сомнение сам факт его работы в этих организациях.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» служба в армии включается в общий стаж. Истец проходил службу в Вооруженных силах СССР с 12.04.1979 года по 10.05.1981 года, что подтверждается справкой, выданной Военным комиссариатом г. Солнечногорска и Солнечногорского района Московской области на основании выписки из учетной карточки к военному билету ИЗ . Полагает, что данный период также подлежит зачету в трудовой стаж.

Протокольным определением от 23 июня 2020 года судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Военный комиссариат Тверской области.

Протокольным определением от 04 августа 2020 года судом первой инстанции в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ приняты уточненные исковые требования ФИО1, согласно которым просит назначить пенсию с 13.10.2019 года, зачесть в страховой стаж период работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года в кооперативе «ТОП-стиль» в должности коммерческого директора. В остальной части заявленные ранее исковые требования о включении в стаж периодов работы с 1991 года по 2009 год, а также период службы в армии просил не рассматривать. Также отказался от требования произвести перерасчет трудового стажа.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление ФИО1

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в той части, в которой суд обязал ответчика назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 13.10.2019 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.

В обоснование доводов жалобы указал, что при вынесении обжалуемого решения судом нарушены нормы материального права.

09.10.2019 года ФИО1 обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив паспорт, справку о заработной плате и трудовую книжку. В расписке-уведомлении от 11.10.2019 года имеется перечень документов, которые заявителю необходимо представить дополнительно, где среди прочих указана «справка о периодах работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года» - этот период являлся спорным по настоящему делу. Таким образом, уже при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ФИО1 был уведомлен о необходимости предоставить документ, подтверждающий факт работы в спорный период времени. Однако, до истечения установленного законом трехмесячного срока истец таких документов в УПФР не представил, в суд за установлением юридического факта работы не обратился.

Судом не установлены обстоятельства, препятствовавшие истцу в получении необходимых документов в течение установленного законом трехмесячного срока. Какие-либо действия по отысканию доказательств факта работы истцом не совершались. Факт работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года установлен судом первой инстанции на основании показаний свидетелей, никаких дополнительных документов о работе, которые не могли быть представлены в Управление по объективным причинам, суду не представлялись.

Полагает, что суд, в нарушение части 3 статьи 22 Закона от 28.12.2013 года, обязал ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 13 октября 2019 года, то есть, по мнению ответчика, суд при рассмотрении иска не применил закон, подлежащий применению.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 22 декабря 2020 года решение Московского районного суда города Твери от 04 августа 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 22 декабря 2020 года в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) обязанности назначить страховую пенсию по старости с даты - 13 октября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просил оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части первой статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Поскольку решение суда в части удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж истца периода работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года в кооперативе «ТОП-стиль» в должности коммерческого директора не оспаривается, в указанной части решение суда предметом проверки судебной коллегии не является.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Гражданам, указанным в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 6 к Закону от 28.12.2013 года, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с п.п. 1,2,3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, начиная с 1 января 2016 года ежегодно минимальное значение данного показателя увеличивается на один год до достижения 15 лет.

В 2019 году требуемая продолжительность страхового стажа составила 10 лет.

Из материалов дела следует, что 09.10.2019 ФИО1 обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предоставив паспорт, справку о заработной плате и трудовую книжку.

Страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, составил 16 лет 7 месяцев 27 дней. Согласно приведенным в материалах дела расчетам величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составила 15,602 при требуемой 16,2.

Согласно п. 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В соответствии с частью 2 указанной статьи днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

Законом установлено, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии только в том случае, если документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что:

1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;

разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;

выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений ответчика, являлось, в том числе установление обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо представить дополнительно для подтверждения страхового стажа, направления в его адрес уведомления с разъяснением о необходимости предоставления недостающих документов, выполнение ФИО1 обязанности по представлению недостающих документов в трехмесячный срок.

Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых судом определены не были, предметом исследования и оценки суда первой инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса РФ не являлись.

Из возражений ответчика следует, что в расписке-уведомлении от 11.10.2019 года имеется перечень документов, которые заявителю необходимо представить дополнительно, где среди прочих указана «справка о периодах работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года». Данные период являлся спорным и без учета указанного периода индивидуальный пенсионный коэффициент ФИО1 составил 15,602, чего недостаточно для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году, при обращении с заявлением о назначении пенсии ФИО1 был уведомлен о необходимости представить документ, подтверждающий факт работы в спорный период времени, однако, в трехмесячный срок истцом таких документов представлено не было.

Вместе с тем, такие доказательства в материалах гражданского дела отсутствуют и в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком таких доказательств представлено не было.

Как следует из имеющегося в материалах выплатного дела уведомления от 11.10.2019 года, в качестве документов, которые необходимо представить ФИО1 дополнительно, указана, в том числе справка работодателя о периодах работы с 10.11.1989 г. по 01.04.1991 г.

Вместе с тем, подпись ФИО1 в графе о получении данного уведомления отсутствует, имеется отметка о направлении данного уведомления через МФЦ.

Факт получения указанного уведомления, а также сообщений от сотрудников пенсионного органа о необходимости предоставления дополнительных документов, ФИО1 в судебном заседании отрицал.

В связи с неустановлением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств по делу, связанных с датой назначения истцу пенсии, ответчику было предложено представить дополнительные доказательства в подтверждение факта уведомления ФИО1 о необходимости предоставления дополнительных документов, в том числе по периоду работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года.

Как следует из принятого судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства ответа ГУ УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 13.02.2020 года на обращение ФИО1 11.10.2020 в его адрес через МФЦ было направлено уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов.

Согласно ответа заведующего филиалом ГАУ «МФЦ» г. Твери от 27.08.2021 года по состоянию на 27.08.2021 года ФИО1 уведомление от 11.10.2019 года о необходимости предоставить дополнительные документы для назначения пенсии по старости, не получал. В соответствии с Инструкцией по делопроизводству для филиалов (ТОСП, мобильных групп) государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», при получении результата предоставления услуги заявитель оповещается о готовности.

Из распечатки сообщений, имеющихся в личном кабинете на сайте «Госуслуги», направленных в адрес ФИО1, следует, что обращение истца за назначением пенсии принято в работу, также имеются записи «Вам необходимо представить в Отдел в Московском районе в г. Твери не позднее 28.01.2020 года», «Вам необходимо представить в Отдел в Московском районе в г. Твери не позднее 31.01.2020 года», «Вам необходимо представить в Отдел в Московском районе в г. Твери не позднее 13.02.2020 года», «Вам необходимо представить в Отдел в Московском районе в г. Твери не позднее 03.03.2020 года».

Сведения о необходимости предоставления дополнительных документов по периоду работы с 10.11.1989 года по 01.04.1991 года в указанных сообщениях отсутствуют.

Факт направления в адрес истца сообщений сотрудниками пенсионного органа, скриншоты которых имеются в материалах выплатного дела ФИО1, и факт получения которых истцом отрицается, документально не подтвержден, таких доказательств ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено в связи с чем указанные сообщения в подтверждение факта доведения до истца информации о необходимости предоставления дополнительных документов приняты быть не могут.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции доказательств направления в адрес ФИО1 уведомления от 11.10.2019 года о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для назначения пенсии, а также доказательств получения ФИО1 указанного уведомления не представлено.

Решением ГУ УПФР в г. Твери Тверской области (межрайонное) от 23 января 2020 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии.

12 марта 2020 года, то есть в течение трех месяцев с момента получения решения об отказе в назначении страховой пенсии, ФИО1 обратился в суд с названным иском, в том числе о включении в страховой стаж периода работы с 10.11.1989 г. по 01.04.1991 г., который включен судом в страховой стаж истца на основании показаний свидетелей.

Анализируя представленные в дело доказательства, в том числе принятые в качестве новых, судебная коллегия, устанавливая обстоятельства, препятствовавшие истцу в предоставлении необходимых документов в трехмесячный срок, а также уважительность данных причин, приходит к выводу о том, что такая возможность у ФИО1 отсутствовала в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по разъяснению истцу необходимости предоставления дополнительных документов ответчиком, неуведомлением его пенсионным органом о необходимости предоставления дополнительных документов.

Доказательств, опровергающих доводы истца, а также доказательств надлежащего исполнения обязанности по разъяснению истцу необходимости предоставления дополнительных документов ответчиком суду не представлено.

В течение трехмесячного срока, с момента, когда истцу стало известно о необходимости устранения противоречий в представленных документах, он обратился в установленном порядке в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов в страховой стаж, иным образом представить документы и устранить имеющиеся противоречия в них, ФИО1 возможности не имел, в связи с чем указанные обстоятельства не должны нарушать прав истца на пенсионное обеспечение.

Учитывая, что ФИО1 имел право на страховую пенсию с 13.10.2019 года, однако не располагал необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, имеются основания для назначения истцу пенсии с 13.10.2019 года.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в указанной части по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г. Твери от 04 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 сентября 2021 года.

Председательствующий К.В. Климова

Судьи Т.В. Кубарева

Ю.Ю. Солдатова