Судья Лобанова О.Р. | № 33-2684-2021 УИД 51RS0003-01-2020-005579-34 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 7 октября 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Муравьевой Е.А. |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-105/2021 по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске ФИО5 на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 15 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., возражения представителя ФИО4 – ФИО6 по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Мурманске (далее - ГУ УПФ) о включении периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера, в специальный стаж и досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 8 мая 2018 г. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа * от 29 июня 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера.
Полагал необоснованным отказ пенсионного органа и исключение им из стажа работы в районах Крайнего Севера, из страхового стажа спорных периодов работы, поскольку в трудовой книжке указаны все периоды работы, нахождение на судах подтверждено справками работодателя, при этом портом приписки судов являлся город Мурманск, работа осуществлялась в районах Баренцева, Охотского, Берингова морей, истцу начислялась полярная надбавка и районный коэффициент.
С учетом уточнения исковых требований, просил включить в стаж работы в плавсоставе период с _ _ по _ _ ; включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды: с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ г. по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и в стаж в плавсоставе периоды: с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Судом принято решение, которым исковые требования ФИО4 удовлетворены: на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске возложена обязанность включить периоды работы в *** филиал г. Калининграда в стаж работы в плавсоставе с _ _ по _ _ ; в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды: с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в плавсоставе периоды: с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _
Также суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске назначить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 5 января 2020 г.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу ФИО4 взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске ФИО5 просит решение суда отменить и принять новое решение.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для включения в стаж работы истца периодов его работы в районах Крайнего Севера на морском судне, территориальная принадлежность которого определяется месторасположением порта приписки, где осуществлена регистрация судна.
Со ссылкой на пункт 47 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» указывает, что судом установлена дата назначения истцу пенсии с 5 января 2020 г., в связи с чем включение периодов работы в страховой стаж, стаж работы в районе Крайнего Севера после 4 января 2020 г. противоречит действующему законодательству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4, представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Мурманске, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения заявленных требований, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В силу пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Из приведенных норм следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
При этом не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. Необходимым условием для назначения досрочной пенсии по указанному основанию необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Документы, необходимые для установления страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, определены Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 985н.
Пунктом 12 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, достоверности сведений индивидуального персонифицированного учета об особом характере условий труда, сведения о наличии такого стажа, в том числе дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, ФИО4, _ _ года рождения, зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с _ _
8 мая 2018 г. ФИО4 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 29 июня 2018 г. * ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы, поскольку на момент обращения за пенсией, документально подтвержденный страховой стаж истца составил *** при требуемом не менее 25 лет; стаж работы на соответствующих видах работ (плавсостав) - *** при требуемом не менее ***, стаж работы в районах Крайнего Севера - *** при требуемом не менее 15 лет.
В стаж работы ФИО4 в районах Крайнего Севера не были включены следующие периоды работы: с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ , поскольку суда, на которых работал истец, имеют порт приписки город Калининград, который расположен на территории, не относящейся к районам Крайнего Севера.
Также, в страховой стаж не включены периоды осуществления трудовой деятельности истца в Калининградском филиале *** с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ , поскольку указанные периоды не являлись предметом рассмотрения его обращения в 2018 году.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 3, 8, 11, 13, 30, 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», оценив объяснения сторон, собранные по делу письменные доказательства, исходил из того, что факт работы истца в плавсоставе в районах Крайнего Севера в спорные периоды нашел свое подтверждение в судебном заседании, что является основанием для их включения в страховой стаж и в специальный стаж.
Установив, что с учетом спорных периодов продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера являлась достаточной для возникновения у ФИО4 права на пенсию, суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения на нее права, то есть с _ _
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, подробно мотивированными в решении, оснований для их переоценки не усматривает, поскольку они соответствуют нормам материального права, установленным по делу обстоятельствам и исследованным доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка.
Факт работы ФИО4, в том числе в плавсоставе в районах Крайнего Севера, в спорные периоды нашел свое подтверждение по результатам оценки судом представленных в материалы дела справок работодателя *** в Калининграде, приказов и записей в трудовой книжке.
Так, в спорный период с _ _ по _ _ истец осуществлял трудовую деятельность в Калининградском филиале *** мотористом 1 класса на научно-исследовательском судне *** район плавания судна – Черное море.
Отклоняя доводы стороны ответчика в той части, что спорные периоды с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; _ _ по _ _ ; с _ _ по _ _ не включены стаж работы истца в районах Крайнего Севера, поскольку суда *** на которых работал ФИО4, имеют порт приписки город Калининград, который расположен на территории, не относящейся к районам с особыми климатическими условиями, суд первой инстанции обоснованно сослался на имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие, что работу истца в районах Баренцева, Охотского и Печерского морей.
Приказами работодателя *** подтверждается, что в указанные периоды ФИО4 начислялась заработная плата с учетом районного коэффициента от 1,5 до 1,8 в зависимости от района плавания и полярные надбавки, что свидетельствует о том, что работник фактически выполнял трудовую функцию в районах Крайнего Севера, претерпевал негативные последствия работы в особых климатических условиях в течение каждого спорного периода.
Кроме того, ответчиком не оспаривалось, что в спорные периоды *** перечислялись страховые взносы.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о включении спорных периодов работы истца в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера представляется правомерным.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции о том, что порт приписки судна к порту Калининграда не свидетельствует о работе экипажа по месту его регистрации при наличии доказательств в своей совокупности подтверждающих, что свою трудовую функцию в спорные периоды истец выполнял на судах, районом плавания которых являлись северные широты в условиях Крайнего Севера, отмену решения не влекут.
Формальный подход, заключающийся в определении места исполнения членами экипажа судна трудовой деятельности по месту приписки судна, может быть использован в том случае, если порт приписки судна соответствует фактическому нахождению данного судна и во время плавания или краткосрочных остановок такое судно незначительный период времени находится на территории, относящейся к Крайнему Северу или приравненных к нему местностях.
Учитывая, что судом достоверно установлено, что работа истца в спорные периоды носила постоянный характер в районах Крайнего Севера, отказ ФИО4 в удовлетворении иска на основании только одного обстоятельства, что портом приписки судов являлся Калининград, не будет соответствовать цели пенсионного законодательства Российской Федерации, которой является защита прав граждан на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой (статья 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно были включены в страховой стаж периоды работы истца после 4 января 2020 г. судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В обоснование довода податель апелляционной жалобы сослался на пункт 47 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», согласно которому периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 Федерального закона «О страховых пенсиях», - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.
Действительно, пенсионные органы, исходя из положений Федерального закона «О страховых пенсиях» и подзаконных нормативных актов, устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении пенсии.
Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.
При удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов работы, суд правильно самостоятельно произвел подсчет страхового и специального стажа истца и определил момент возникновения у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывая, что согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Вопреки доводам жалобы, если истцом заявлены требования о включении определенных периодов в стаж для назначения пенсии, то суд не лишен возможности указать в решении не только на право истца на пенсию и на дату возникновения этого права, но и на все периоды, которые являлись предметом спора и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: