ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-105/2021 от 27.09.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Волкова Е.В. дело № 33-8230/2021 (№ 2-105/2021)

25RS0020-01-2021-000119-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27сентября2021года городВладивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: судьи-председательствующего Мельниковой О.Г.,

судей Рыженко О.В., Семенцова А.О.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Лазовского муниципального округа Приморского края на решение Лазовского районного суда Приморского края от 30 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи Семенцова А.О., пояснения прокурора Рогалева А.Е., представителя ответчика Кудрина Д.С., представителя третьего лица Арнаута С.Д., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указал, что в связи с поступившим обращением З прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения населения топливом для печного отопления на территории Лазовского муниципального округа. По результатам проверки выявлены нарушения в рассматриваемой сфере. Заготовление твердого топлива для нужд населения поручено ответчиком ООО «Лазком». В 2020 году Обществом заготовлено и поставлено для нужд населения твердое топливо (дрова) в объеме 4 260 куб. м., что не соответствует потребностям населения района. Отсутствие необходимого объема твердого топлива нарушает права собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, проживающих в домах с печным отоплением, круг которых определить невозможно, так как их общая численность и индивидуальный состав могут меняться в любой произвольно взятый момент времени. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения твердым топливом в соответствии с расчетной потребностью населения.

Определением Лазовского районного суда Приморского края от 20.04.2021 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Лазком».

В дальнейшем по делу прокурор Лазовского района Приморского края изменил исковые требования, просил суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в соответствии с потребностью населения, рассчитанной администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края в соответствии с установленным нормативом потребления твердого топлива.

В судебном заседании прокурор поддержал требования иска с учетом уточнений.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица пояснил, что у ООО «Лазком» отсутствуют производственные мощности по заготовке объема потребности в твердом топливе (дров) в размере 47956 куб. м. Муниципальный контракт на выполнение работ по снабжению населения Лазовского муниципального округа твердым топливом выполнен в полном объеме.

Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Глава Лазовского муниципального округа не согласился с решением суда, подал апелляционную жалобу, содержащую просьбу об его отмене. В обоснование апелляционной жалобы указал, что судом проигнорированы доводы ответчика об ограниченных финансовых возможностях местного бюджета при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения. Кроме того, не учтена позиция Конституционного суда РФ о том, что положения п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прямо отсылающих к отраслевому законодательству, предполагает лишь определенную степень участия муниципальных округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования. Обеспечение субсидирования твердого топлива по рассчитанному объему приведет к неисполнению иных полномочий. Истцом не представлено доказательств реальной необходимости обеспечения населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в объеме 47956 куб.м. в год, который является расчетной величиной при запросе субсидии, покрывающей издержки топливоснабжающей организации, реализующей твердое топливо населению округа. В указанный расчетный годовой объем включены все подворья округа, использующие при отоплении твердое топливо. Ответчиком реализованы все необходимые процедуры по исполнению данного полномочия, а вопрос выделения необходимых объемов лесных ресурсов для заготовки дров находится вне полномочий органов местного самоуправления. Не привлечено к участию в деле Министерство лесного хозяйства Приморского края. Суд не указал, каким способом надлежит исполнить принятое решение по организации снабжения населения твердым топливом, в связи с чем принятое решение является неисполнимым.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица поддержали апелляционную жалобу. Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения населения топливом для печного отопления на территории Лазовского муниципального округа Приморского края, выявлен факт отсутствия необходимого объема твердого топлива для нужд населения.

Постановлением главы Лазовского муниципального района Приморского края от 28.07.2008 № 257а установлен норматив потребления твердого топлива для граждан, проживающих в одноэтажных домах (малоэтажных) зданиях на территории района, имеющих собственные источники отопления и не подключенные к системам центральных коммуникаций сетей отоплений: дрова - 0,467 м3 складской массы на 1 м2 в год, бурый уголь - 167 кг на 1 м2 в год, каменный уголь - 104 кг на 1 м2 в год.

Потребность населения в твердом топливе (дровами) на территории Лазовского муниципального округа по нормативу потребления, утвержденному вышеуказанным постановлением, составляет 47 956 куб. м. Указанный расчет потребности утвержден главой администрации 27.05.2019.

В 2019 году администрацией Лазовского муниципального района проведен открытый конкурс по определению организации для снабжения населения Лазовского муниципального района твердым топливом. По результатам конкурса для данных целей определено ООО «Лазком».

На требование прокурора Лазовского района Приморского края от 14.12.2020 в связи с проведением проверки исполнения действующего законодательства при обеспечении населения топливом, в ответе администрации Лазовского муниципального района от 18.12.2020, указано, что объем твердого топлива, которым может обеспечить специализированная организация, напрямую зависит от проведения аукционов на заготовку дровяной древесины, проводимых Министерством лесного и охотничьего хозяйства, а также от объема выделяемых субсидий из краевого бюджета Приморского края на обеспечение граждан твердым топливом. Потребность района в твердом топливе составляет 47 956 куб. м. В 2020 году объем реализации твердого топлива составил 4 260 куб. м., сумма средств субсидий из краевого и местного бюджетов составила .... Для обеспечения района твердым топливом (дровами) постановлением от 12.04.2019 № 171 утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан твердым топливом на территории Лазовского муниципального района на 2019-2023 годы» (с изм. от 24.06.2019 № 270, от 23.06.2020 № 284, от 29.09.2020 № 472). Постановлением администрации Лазовского муниципального района от 04.12.2020 № 1 утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан твердым топливом на территории Лазовского муниципального округа на 2021-2025 годы». Письменных обращений жителей района по вопросам обеспечения дровами с жалобами о невозможности получения льгот на твердое топливо в адрес администрации Лазовского муниципального района не поступало.

Представитель ООО «Лазком» в судебном заседании также пояснил, что у топливоснабжающей организации отсутствуют производственные мощности по заготовке объема потребности населения в твердом топливе (дрова) в размере 47 956 куб. м.

Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлениях от 29.03.2011 №2-П, от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, определениях от 28.03.2017 № 720-О, от 09.11.2017 № 2516-О, суд исходил из того, что обязанность обеспечения населения необходимым объемом твердого топлива возложена на орган местного самоуправления, в том числе организация мероприятий, направленных на реализацию данной обязанности. Само по себе заключение муниципального контракта с исполнителем услуги по снабжению населения Лазовского муниципального округа твердым топливом не свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению населения твердым топливом выполнена в соответствии с утвержденным расчетом потребности населения в твердом топливе, и орган местного самоуправления не несет ответственности за необеспечение установленных нормативов потребления твердого топлива. ООО «Лазком» не может обеспечить население твердым топливом в объеме, соответствующем потребности населения района, что нарушает права собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, проживающих в домовладениях, которые не имеют подключения к центральному теплоснабжению.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, в совокупности со всеми материалами дела дал оценку представленным доказательствам, правильно рассмотрел заявленный спор.

Суд обоснованно отклонил доводы представителя ответчика об ограничении финансовых возможностей в целях осуществления указанных полномочий, поскольку реализация значительным числом граждан, проживающих на территории Лазовского муниципального округа, права на решение вопросов местного значения, через осуществление полномочий органом местного самоуправления, не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия у органа местного самоуправления финансовых средств.

Устанавливая срок для исполнения возложенной обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд учел положения ст. 206 ГПК РФ и приближение осенне-зимнего периода времени.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение субсидирования твердого топлива по рассчитанному объему приведет к неисполнению иных полномочий, судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку в силу действующего законодательства обязанность обеспечения населения необходимым объемом твердого топлива возложена на орган местного самоуправления, т.е. администрацию.

Ссылка на необходимость привлечения к участию в деле Министерства лесного хозяйства Приморского края не свидетельствует о нарушениях норм процессуального права, отмену судебных постановлений не влечет, поскольку в силу ст. 67 ГПК РФ определение круга обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и доказательств, необходимых для их установления, относится к компетенции суда. Разрешая настоящий спор, суд исходил из того, что совокупности собранных по делу доказательств достаточно для правильного рассмотрения дела. Кроме того, самостоятельных исковых требований прокурор Лазовского района Приморского края к Министерству лесного хозяйства Приморского края не предъявлял, ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица не заявлял.

Утверждение о непредставлении доказательств реальной необходимости обеспечения населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в установленном постановлением главы Лазовского муниципального района Приморского края от 28.07.2008 № 257а объеме, является ошибочным, поскольку на законе не основано.

Вопреки доводам жалобы о том, что ответчиком реализованы все необходимые процедуры по исполнению данного полномочия, доказательств, подтверждающих выполнение обязанности по организации снабжения населения Лазовского муниципального района твердым топливом в соответствии с потребностью населения, рассчитанной администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края, ответчиком не предоставлено.

Довод жалобы о неисполнимости решения, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку само по себе неуказание конкретных способов, видов и объемов работ, необходимых для его исполнения, не препятствует исполнению решения. В данном случае суд не определил конкретный способ устранения нарушений при наличии нескольких вариантов, поскольку иное будет означать вмешательство в организационно-распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, ограничивать его в возможности самостоятельной реализации предусмотренных законом полномочий.

Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую отражение и правильную оценку в решении суда. Поэтому они не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.

Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Лазовского районного суда Приморского края от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лазовского муниципального округа Приморского края оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 04.10.2021.

Председательствующий

Судьи