ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-105/2022 Председательствующий в суде первой инстанции Уржумова Н.В.
Дело № 33-5839/2022
УИД 91RS0001-01-2021-004125-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2022 года г.Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Курской А.Г., Любобратцевой Н.И.,
при секретаре – Устиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному Казенному Учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, установлении факта, имеющего юридическое значение, признании лицом, имеющим право на присвоение статуса «Ветеран боевых действий», понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий на решение Железнодорожного районного суда Республики Крым от 15 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2021 года ФИО1. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Крым, Комиссии Южного военного округа, в котором с учетом уточненных исковых требований в редакции заявления от 31.01.2022г. просил признать незаконным отказ Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» от 29.10.2021г.; установить факт участия ФИО1 в боевых действиях по «Выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года»; признать ФИО1 имеющим право на присвоение звания «Ветеран боевых действий», в связи с чем обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в лице Комиссии Южного военного округа повторно рассмотреть заявление о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», поданное 01.09.2020г.; обязать Военный комиссариат Республики Крым выдать ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий» в течении 60 рабочих дней с момента оформления соответствующего удостоверения.
Заявленные требования мотивированны тем, что истец в период прохождения срочной военной службы по призыву, а именно с 09.08.2008г. по 05.11.2008г. был прикомандирован в состав воинской части № (№ «») для выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории .
Обратившись в 2020 году с заявлением о признании ветераном боевых действий и выдаче соответствующего заявления, истцу было отказано ввиду отсутствия определенных документов; указано военному комиссариату Республики Крым повторно направить запрос в архив на истребование необходимых документов.
На основании повторно направленных запросов дополнительных документов предоставлено не было, ввиду чего истец обратился в суд с соответствующим иском.
Протокольным определением Железнодорожного районного суда г.Симферополя от 21 октября 2021 года Комиссия Южного военного округа Российской Федерации исключена из числа соответчиков, последняя привлечена участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (л.д.87).
Протокольным определением Железнодорожного районного суда г.Симферополя от 31 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в лице Комиссии Южного военного округа Российской Федерации (л.д.125).
Решением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 15 марта 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично; установлен факт участия ФИО1 в боевых действиях по выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики с 10 августа 2008 года по 22 августа 2008 года; признан незаконным отказ и отменено решение Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 29.10.2021г. об отказе ФИО1 в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий»; возложена обязанность на Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий повторно рассмотреть обращение ФИО1 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий; в удовлетворении иной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, представителем Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, неправильному применению норм материального и процессуального права.
Автор жалобы указывает, что данный спор подлежал рассмотрению в порядке КАС РФ.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29.06.2022г. судебная коллегия перешла к рассмотрению вышеуказанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции истец ФИО1 его представитель ФИО10, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчиков ФИО2 указывал на необоснованность требований истца и отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.
Заслушав пояснения явившихся участников по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29.06.2022г. судебная коллегия перешла к рассмотрению вышеуказанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», последнее исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям и, разрешая настоящий спор по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, из материалов дела следует и судом установлено, что согласно данных военного билета серии №ФИО1. проходил срочную военную службу по призыву с 14.06.2007г. по 09.11.2008г. в рядах ВМФ в городе , в том числе в период с 09.08.2008г. по 05.11.2008г. прикомандирован в состав воинской части № для выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории (л.д.22-29).
Согласно данных выписки из навигационного-вахтенного журнала в/ч № матрос ФИО1 в целях восстановления мира и безопасности в зоне конфликта находился на борту с 09.08.2008г по 05.11.2008г. (л.д.30).
Согласно данных архивной справки исх.№ от 02.06.2020г., выданной Филиалом Центрального архива ФГКУ (Архив Военно-Морского Флота) допущена на боевое дежурство по флоту в период с 08.08.2008г. по 05.09.2008г. корабельная ударная группа в составе … сил наращивания – рка «Р-239», в поименном списке военнослужащих ракетного катера рка «№», заступающих в боевое дежурство по флоту, числится матрос ФИО1 С.А., старший машинист трюмный рка «№» - страшим машинистом трюмным рка «№» (л.д.15).
01.09.2020г. ФИО1 С.А. обратился к Военному комиссару Республики Крым с заявлением, в котором просил ходатайствовать перед председателем комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий на территории в составе войсковой части № в период 09.08.2008г. по 22.08.2008г. на должности старший машинист трюмный рка №» (л.д.17), к заявлению приложены: копия паспорта гражданина РФ, копия военного билета, фотографии, архивная справка ЦА филиала архива ВМФ.
Согласно данных выписки из протокола 29 заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 24.09.2020г., по результатам рассмотрения заявления ФИО1 принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку в представленных документах отсутствуют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения ФИО1 задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики с 8 по 22 августа 2088 года; документы, подтверждающие получение ФИО1 в связи с выполнением задач ранения, контузии или увечья; реализованный наградной материал на ФИО1, в связи с чем документы возвращены на дооформление Военному комиссару Республики Крым для повторного направления запроса в архив на истребование соответствующей документации (л.д.16)
Согласно данных выписки из протокола 2.10 29.10.2021г. заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку в представленных материалах отсутствуют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения ФИО1 задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики с 8 по 22 августа 2088 года; документы, подтверждающие получение ФИО1 в связи с выполнением задач ранения, контузии или увечья; реализованный наградной материал на ФИО1 (л.д.119).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнявшие задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики : с 08 по 22 августа 2008 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
С 16 октября 2012 года вступил в действие Приказ Минобороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 Приложения к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение. К обращению прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") и наличие документов подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
В соответствии с разделом III указанного перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесено выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; Определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Таким образом, законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной Инструкции основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами, указанными в пункте 1 настоящей Инструкции, задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения ими правительственных боевых заданий.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), записи в военных билетах (для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), архивные справки (справки), записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости - документы о полученном ранении (контузии, увечье) и наградные документы, иные документы.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия ФИО1 в боевых действиях в период проведения выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года, им были представлены в суд архивная справка № от 02.06.2020г., согласно данных которой допущена на боевое дежурство по флоту в период с 08.08.2008г. по 05.09.2008г. корабельная ударная группа в составе … сил наращивания – рка «№ в поименном списке военнослужащих ракетного катера рка «№» заступающих в боевое дежурство по флоту, числится матрос ФИО1 С.А.; выписка из навигационно-вахтового журнала в/ч № военный билет.
При этом, документы о привлечении экипажа ракетного катера рка №» к выполнению задач с 09 по 22 августа 2008 года по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории , не свидетельствуют об участии экипажа в боевых действиях; доказательств, бесспорно подтверждающих участие экипажа указанного катера непосредственно в боевых действий в период с 09 по 22 августа 2008 года, в материалы дела не содержат, истцом, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Таким образом, факт участия истца в боевых действиях не подтвержден надлежащими доказательствами, тогда как в силу прямого указания Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях (ст.3), следовательно, удостоверение ветерана боевых действий может быть выдано только указанным лицам, ввиду чего заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой инстанции были допущены нарушения процессуальных норм, что является в силу пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого по делу решения, постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене, с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда Республики Крым от 15 марта 2022 года отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному Казенному Учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, установлении факта, имеющего юридическое значение, признании лицом, имеющим право на присвоение статуса «Ветеран боевых действий», понуждении к совершению определенных действий отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.08.2022.
Председательствующий – Т.С. Готовкина
Судьи – А.Г. Курская
Н.И. Любобратцева