ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1062/2021 от 15.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-8758/2021

№ 2-1062/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей Булгаковой М.В., Данилевского Р.А.,

при секретарях Музычук А.С., Поповой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 7 сентября 2021 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждении Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) об установлении факта трудовых отношений, о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и понуждении назначить пенсию.

Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя истца ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с вышеуказанным иском, указав, что 17.02.2021г. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника Пенсионного фонда № 214 от 20.05.2021 г. в назначении пенсии ей отказано, по причине отсутствия необходимого специального стажа. Период с 17.03.1995г. по 19.03.2003г. не был включен в ее специальный стаж, периоды с 14.09.1993г. по 16.03.1995г. и с 01.01.2002г. по 21.05.2011г. не были включены в страховой стаж. Полагает, что спорные периоды необоснованно не включены ответчиком в специальный стаж. Ее льготный характер труда подтверждается справками о льготном характере труда, трудовой книжкой и архивными справками. Истец просила суд установить факт ее работы учеником машиниста подъемных машин, машиниста подъемных машин на ОАО ***; признать недействительным решение начальника Пенсионного фонда № 214 от 20.05.2021; обязать ответчика включить в ее специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.01.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 17.03.1995г. по 19.03.2003г. согласно трудовой книжке; возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной страховой пенсии по старости; включить в ее страховой стаж периоды с 14.09.1993г. по 16.03.1995г. и с 01.01.2002г. по 21.05.2011г.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просила удовлетворить иск по основаниям в нем изложенным. Не отрицала, что все спорные периоды ее работы связаны с работой в Р. Кыргыстан и проходили после 13.03.1992. Из рассматриваемых периодов, не имеется периодов работы на территории Российской Федерации. Гражданкой Российской Федерации она стала в 2010 году. Доказательств тому, что в период работы в Р. Кыргыстан она или ее работодатели уплачивали страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, она не имеет.

Представитель истца ФИО5 также поддержала доводы иска и пояснения истца. В качестве правых оснований для включения в страховой стаж ФИО1 периодов работы в иностранном государстве – Р. Кыргыстан, сослалась на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Представитель ответчика ФИО6 возражал против удовлетворения иска, указывая на отсутствие к тому законных оснований.

Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 7 сентября 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждении Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) об установлении факта трудовых отношений, о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и понуждении назначить пенсию отказано.

В апелляционной жалобе и дополнений к ней ФИО1 просит решение суда изменить и удовлетворить требования истца в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода с 17.03.1995г. по 19.03.2003г., в страховой стаж периоды работы с 14.09.1993г. по 16.03.1995г. и с 01.01.2002г. по 21.05.2011г.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 15.11.2021 года произведена замена ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орске Оренбургской области (межрайонное) на ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, в связи с прекращением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орске Оренбургской области (межрайонное) деятельности путем реорганизации в форме присоединения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1 не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (смс-извещением), в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений у ней, проверив решение суда на законность и обоснованность в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об установлении факта работы ФИО1 учеником машиниста подъемных машин и отказа в назначении досрочной страховой пенсии сторонами не обжалуется, судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы и проверки законности решения в этой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 17.02.2021г. ФИО1 обратилась в Пенсионный фонд с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) от 25.05.2021г. № 214 в назначении пенсии ФИО1 отказано.

Специальный стаж работы истца определен ответчиком 00 лет 00 месяцев 00 дней, при необходимом 7 лет 6 месяцев. Также ответчиком указано на отсутствие у истца необходимого общего страхового стажа, который установлен 12 лет 09 месяцев 18 дней, при минимальном 15 лет (20 лет указано ошибочно, о чем заявил представитель ответчика ФИО6).

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что 14.09.1993г. она принята ученицей электромонтера обмоточного отделения энергоцеха *** (запись № 1); 01.12.1993г. присвоен второй разряд электромонтера обмоточного отделения энергоцеха (запись № 2); 17.03.1995г. переведена учеником машиниста подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника (запись №3); 16.03.1996г. переведена машинистом подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника (запись № 4); 20.03.2003г. переведена в энергоцех аппаратчицей *** 2 разряда (запись № 7); 01.11.2003г. присвоен третий разряд аппаратчица *** центральной котельной энергоцеха (запись № 8); 21.05.2001г. уволена по собственному желанию по статье 82 Трудового кодекса (адрес) (запись № 9).

Из материалов дела усматривается, что в спорные периоды ФИО1 осуществляла трудовую деятельность на территории (адрес).

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода с 17.03.1995г. по 19.03.2003г., в страховой стаж периодов работы с 14.09.1993г. по 16.03.1995г. и с 01.01.2002г. по 21.05.2011г., суд первой инстанции руководствуясь Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, заключенным 13 марта 1992 года, исходил из того, что стаж истца в (адрес) не может учитываться для пенсионирования ФИО1 на территории Российской Федерации, поскольку приобретен на территории иностранного государства, также отсутствуют доказательства того, что в спорные период работы за истца производились страховые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода с 17 марта 1995 года по 31 декабря 2001 года и в страховой стаж периода работы с 14 сентября 1993 года по 16 марта 1995 года согласиться не может, поскольку выводы суда в указанной части противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации ( часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера ( статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно работающие во вредных условиях труда.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4,5,6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргыстан ) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Судом первой инстанции данные положения применены не были, что привело к принятию неправильного решения в оспариваемой части.

Часть спорных периодов ФИО1 имели место до 1 января 2002г. на территории (адрес), являющейся государством-участником Соглашения от 13.03.1992 года, то исходя из вышеизложенного, подтверждение уплаты страховых взносов в данном случае не требуется, а требуется документы, подтверждающие периоды работы.

Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлялось всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (раздел 1. Горные работы, подраздел 1). Подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков; позиция 1010100а).

Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" если в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

Трудовой книжкой истца подтверждается, что она с 17.03.1995г. переведена учеником машиниста подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника, а 16.03.1996г. переведена машинистом подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника 20.03.2003г. переведена в энергоцех аппаратчицей *** 2 разряда 01.11.2003г. присвоен третий разряд аппаратчица *** центральной котельной энергоцеха 21.05.2011г. уволена по собственному желанию по статье 82 Трудового кодекса (адрес) (запись № 9).

Из льготной справки уточняющей особый характер работы (дата) выданной ОАО *** следует, что ФИО1 работала во вредных условиях труда полный рабочий день и полную рабочую неделю: учеником машиниста подъемных машин, машиниста подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника, по добыче сурьмосодержащей руды, занятой на работах с вредными условиями труда, с 17.03.1995г. по 19.03.2003г., что предусмотрено Списком № 1, раздел 1, п. 1а, позиция 1010100а.

Таким образом, в период с 17.03.1995г. по 15.03.1996г. ФИО1 являлась учеником машиниста подъемных машин, а с 16.03.1996г. по 31.12.2001г. машинистом подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника.

Работодатель факт льготной работы ФИО1 в период с 17.03.1995г. по 31.12.2001г. учеником машиниста и машинистом подъемных машин с полным рабочим днем под землей *** рудника подтверждает.

Таким образом, установлено, что в период с 16.03.1996г. по 31.12.2001г. ФИО1 работала полный рабочий день во вредных условиях труда, что предусмотрено Списком № 1 от 1991 года, поэтому данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 января 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.

Аналогичное положение содержится и в пункте 8 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", согласно которому период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей.

Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается.

Профессия «машинист подъемных машин» Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 не предусмотрена, в Списке предусмотрен вид производства и предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей, а именно все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.

Следовательно, период ученичества истца с 17.03.1995г. по 15.03.1996г. также подлежит включению в специальный стаж.

Факт работы истца с 14.09.1993г. по 16.03.1995г. подтвержден трудовой книжкой, поэтому указанный период подлежит включению в страховой стаж.

Для включения в специальный стаж периодов работы после 01.01.2002г. истцу необходимо было представить доказательства уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Кыргызстан, что должно быть подтверждено справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таких доказательств ФИО1 в суд первой инстанции не представлено, приложенные к апелляционной жалобе доказательства указанное обстоятельство не подтверждают.

При таких обстоятельствах, период работы ФИО1 с 01.01.2002г. по 19.03.2003г. не подлежит включению в специальный стаж, по этим же основаниям не подлежит включению в страховой стаж период работы истца с 01.01.2002 г. по 21.05.2011 г.

Доводы апелляционной жалобы истца о включении периода работы с 01.01.2002 г. по 21.05.2011 г. в страховой стаж подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орске Оренбургской области (межрайонное) № 214 от 20 мая 2021 года, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 января 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 17 марта 1995 года по 31 декабря 2001 года, в страховой стаж периода работы с 14 сентября 1993 года по 16 марта 1995 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца в указанной части.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области 7 сентября 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орске Оренбургской области (межрайонное) № 214 от 20 мая 2021 года, обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 января 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 17 марта 1995 года по 31 декабря 2001 года, в страховой стаж периода работы с 14 сентября 1993 года по 16 марта 1995 года отменить, принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орске Оренбургской области (межрайонное) № 214 от 20 мая 2021 года в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 января 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1 периода с 17 марта 1995 года 31 декабря 2001 года, в страховой стаж периода работы с 14 сентября 1993 года по 16 марта 1995 года.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 января 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО1 период с 17 марта 1995 года 31 декабря 2001 года, в страховой стаж период работы с 14 сентября 1993 года по 16 марта 1995 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий Л.В.Морозова

Судьи М.В.Булгакова

Р.А.Данилевский