Судья Распопин В.В. Строка 209, госпошлина 150 руб.
Докладчик Селезнев С.С. Дело № 2-1063/2020; № 33-06/2021 г.
УИД 83RS0001-01-2020-001504-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 12 января 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Лисицына А.А.,
судей Селезнева С.С. и Рожина Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ляпиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 октября 2020 г., которым
удовлетворено исковое заявление казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» к ФИО1 о взыскании единовременной выплаты.
Взысканы с ФИО1 в пользу казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» средства единовременной финансовой помощи в размере 172800 рублей.
Взыскана с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственная пошлина в размере 4656 рублей.
Заслушав доклад судьи Селезнева С.С., объяснения ответчика ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца ФИО3, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» (далее КУ НАО «Центр занятости населения») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании средств единовременной финансовой помощи.
Свои требования мотивировало тем, что 25 ноября 2019 г. ответчик ФИО1 обратилась в учреждение для поиска подходящей работы. На основании ее заявления о предоставлении единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан между учреждением и ответчиком заключено соглашение о предоставлении ей финансовой помощи. ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и 19 декабря 2019 г. ей перечислена сумма единовременной финансовой помощи в размере 172800 рублей. Однако, взятые на себя обязательства она не исполнила, в установленный соглашением шестимесячный срок не представила в учреждение отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане, что является основанием для возврата денежных средств.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик ФИО1 В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней просит отменить решение суда, считая его незаконным вследствие неправильного применения норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, полагает, что в данном случае должны быть применены не общие нормы гражданского законодательства об обязательствах, на которые ссылается суд, а специальные нормы бюджетного законодательства, в соответствии с которыми возврат бюджетных средств, в случае несвоевременного предоставления отчетности, не предусмотрен. Считает, что возврат субсидий возможен лишь в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Нарушение срока предоставления отчета о расходовании средств субсидии к таким основаниям законом не отнесено.
Обращает внимание, что 26 октября 2020 г. она представила в КУ НАО «Центр занятости населения» отчет об использовании единовременной финансовой помощи с надлежаще оформленными отчетно-финансовыми документами. Замечания к отчету и финансовым документам у истца отсутствуют. Нецелевого расходования предоставленных ей денежных средств не допущено. Отмечает, что предпринимательская деятельность осуществляется ею по настоящее время.
В возражениях на апелляционную жалобу директор КУ НАО «Центр занятости населения» ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, оценив имеющиеся в деле и вновь предоставленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требований истца о взыскании с ФИО1 средств единовременной финансовой помощи, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в нарушение п. 2.2.3 Договора о предоставлении финансовой помощи в целях содействия самозанятости не представил в КУ НАО «Центр занятости населения» в шестимесячный срок со дня перечисления денежных средств отчет об их использовании с подтверждающими документами, что является основанием для возврата субсидии.
При этом суд указал, что предоставление ответчиком отчета с приложенными документами 26 октября 2020 г. на законность требований истца не влияет, поскольку срок для предоставления таких документов пропущен и о невозможности предоставления документов истцу не сообщалось.
Однако с данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными п. 3 и абзацем 4 п. 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов РФ, регламентирующими предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства.
Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из бюджета субъекта Российской Федерации, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок, условия и размер предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации определены Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи в целях содействия самозанятости безработных граждан, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 1 июня 2012 г. № 135-п (далее по тексту – Положение).
Согласно п. 9, 12 Положения условиями заключения договора о предоставлении Центром занятости безработным гражданам финансовой помощи являются: 1) достижение безработным гражданином 18-летнего возраста; 2) регистрация гражданина в качестве безработного в Центре занятости; 3) бизнес-план, одобренный комиссией Центра занятости.
В бизнес-плане обязательно указывается, на какие цели будет израсходована финансовая помощь при государственной регистрации.
В силу п. п. 16 и 17 Положения на основании решения комиссии по рассмотрению бизнес-плана Центр занятости в срок не позднее 5 рабочих дней со дня уведомления безработного гражданина о принятом решении заключает с безработным гражданином договор о содействии самозанятости безработных граждан.
Договор заключается сроком на один год, предусматривает условия, сроки и порядок перечисления финансовой помощи при государственной регистрации и финансовой помощи на подготовку документов, условия о целевом расходовании финансовой помощи при государственной регистрации, обязательства по предоставлению отчетных документов об использовании и обязанность возврата финансовой помощи при государственной регистрации в случае ее нецелевого использования, ответственность за нецелевое использование полученной финансовой помощи при государственной регистрации.
В соответствии с п. п. 23 и 24 Положения гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, несет ответственность за целевое расходование средств финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он обязан предоставить в Центр занятости не позднее первых 6 месяцев с момента получения финансовой помощи отчет об ее использовании и надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане (платежные поручения с отметкой банка, товарные и кассовые чеки, счета, накладные, акты выполненных работ, другие финансово-отчетные документы, подтверждающие произведенные расходы в объемах и в сроки, указанные в бизнес-плане).
Центр занятости в течение 1 года после предоставления финансовой помощи при государственной регистрации осуществляет контроль за целевым использованием гражданином полученных денежных средств, в том числе посредством выездных проверок факта ведения собственного дела с составлением соответствующего акта.
За 1 месяц до истечения срока представления отчетных документов Центр занятости уведомляет в письменной форме гражданина, получившего финансовую помощь при государственной регистрации, о необходимости представить в установленный договором срок указанные документы.
В случае непредоставления гражданином отчетных документов в установленный в п. 24 настоящего Положения срок Центр занятости составляет соответствующий акт и в течение 1 месяца со дня истечения указанного срока дополнительно направляет исковое заявление в суд (п. п. 25-27).
Таким образом, условиями предоставления единовременной финансовой помощи безработным гражданам в целях содействия их самозанятости является осуществление данными гражданами предпринимательской деятельности в соответствии с утвержденным бизнес-планом и целевое расходование средств финансовой помощи.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа КУ НАО «Центр занятости населения» от 28 ноября 2019 г. № 332Д11/1926 ФИО1 признана безработной с назначением ей пособия по безработице.
11 декабря 2019 г. между КУ НАО «Центр занятости населения» и ФИО1 заключен договор о предоставлении финансовой помощи в целях самозанятости.
По условиям указанного договора Центр занятости содействует ответчику в организации самозанятости, путем предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в сумме 172800 рублей, а ФИО1 обязуется организовать собственное дело в форме индивидуального предпринимателя и осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с даты регистрации.
Согласно п. 2.2.3. договора ФИО1 обязана предоставить в Центр занятости не позднее 6 месяцев с момента получения финансовой помощи при государственной регистрации отчет об использовании единовременной финансовой помощи и надлежаще оформленные отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане.
При возникновении форс-мажорных обстоятельств до наступления срока предоставления отчета гражданин обязан известить в письменном виде Центр занятости о возникновении и причинах таких обстоятельств и согласовать установление новой даты предоставления отчета о расходовании единовременной финансовой помощи.
Пунктом 2.2.6 указанного договора предусмотрена обязанность гражданина возвратить полученную финансовую помощь в течение двух недель с момента предоставления Центром занятости требования о возврате указанных средств в случае выявления фактов использования средств на цели, не предусмотренные направлением расходов в соответствии с бизнес-планом; непредставления в установленный п. 2.2.3. период отчета о расходовании единовременной финансовой помощи и документов, подтверждающих указанные расходы; прекращения предпринимательской деятельности до истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 17 декабря 2019 г. ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления деятельности в области фотографии.
18 декабря 2019 г. ФИО1 направила в Центр занятости заявление о предоставлении ей финансовой помощи в связи с созданием фотостудии в г. Нарьян-Маре, приложив бизнес-план.
На основании приказа КУ НАО «Центр занятости населения» от 18 декабря 2019 г. ответчику была оказана единовременная финансовая помощь в размере 172800 рублей, которая 19 декабря 2019 г. была перечислена ответчику.
15 июня 2020 г. истцом составлен акт о нарушении ФИО1 условий договора в связи с непредоставлением в Центр занятости отчета о расходовании полученных денежных средств и отсутствием заявления о переносе сроков предоставления отчета.
Вместе с тем, указанный акт ответчику направлен не был.
29 июня 2020 г. и 27 июля 2020 г. истец вынес требования о возврате ФИО1 денежных средств в полном размере, которые были направлены ответчику по месту регистрации в п. Красное.
После обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением 26 октября 2020 г. ФИО1 направила в КУ НАО «Центр занятости населения» отчет об использовании средств финансовой помощи, приложив отчетно-финансовые документы, подтверждающие расходование полученных денежных средств на цели, указанные в бизнес-плане.
Какие-либо замечания относительно расходования ответчиком средств финансовой помощи у истца отсутствуют.
Таким образом, из обстоятельств дела следует, что единовременная финансовая помощь была использована ФИО1 для осуществления деятельности в области фотографии, в соответствии с ранее представленным и согласованным истцом бизнес-планом. Ответчик продолжает осуществлять данный вид деятельности. Обязанность по предоставлению документов, подтверждающих целевое использование субсидии, выполнена.
Доказательств нарушения ФИО1 условий предоставления финансовой помощи материалы дела не содержат.
Кроме этого, судебная коллегия учитывает тот факт, что в нарушение требований абзаца 2 п. 25 Положения уведомление ФИО1 за 1 месяц до истечения срока представления отчетных документов в письменной форме направлено не было. В указанный период на территории Ненецкого автономного округа действовали ограничительные меры в связи с угрозой распространения на территории округа новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Направляя ответчику требования о возврате денежных средств, КУ НАО «Центр занятости населения» не указал, - какие конкретно нарушения со стороны ответчика являются основанием для возврата денежных средств. Истец лишь перечислил в указанных документах все основания для возврата финансовой помощи, предусмотренные Положением и заключенным между сторонами договором.
При указанных обстоятельствах формальное нарушение ФИО1 срока предоставления отчета о расходовании средств финансовой помощи не могло являться основанием для удовлетворения требований КУ НАО «Центр занятости населения» и взыскания с ответчика средств единовременной выплаты в размере 172800 рублей, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене полностью с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 октября 2020 г. отменить полностью и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Центр занятости населения» к ФИО1 о взыскании единовременной выплаты отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные главой 41 ГПК РФ, в судебную коллегию по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Председательствующий А.А. Лисицын
Судьи С.С. Селезнев
Н.Н. Рожин