Судья Им И.Т. УИД№65RS0001-01-2021-003356-73
Докладчик Марьенкова А.В. Дело №33-2044/2022 (№2-1064/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 августа 2022 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего: Марьенковой А.В.,
судей: Петровой Л.А., Портнягиной А.А.,
при помощнике судьи: Волковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ф.И.О.1 к Министерству социальной защиты населения Сахалинской области, Правительству Сахалинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания, возложении обязанности присвоить звание и выдать удостоверение,
по апелляционной жалобе Ф.И.О.1 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Марьенковой А.В., пояснения Ф.И.О.1, представителя Правительства Сахалинской области и Министерства социальной защиты Сахалинской области Коньковой Н.В., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Сахалинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания, возложении обязанности присвоить звание и выдать удостоверение. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда Сахалинской области», предоставив Почетную грамоту Сахалинского обкома КПСС и областного совета народных депутатов, которую ответчик не принял и отказал в присвоении звания в связи с отсутствием необходимого стажа работы. Считая отказ незаконным, инициировал иск.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Правительство Сахалинской области, которому определением от ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус соответчика.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого ставит вопрос Ф.И.О.1 в апелляционной жалобе. Приводит доводы о необоснованном исключении из трудового стажа периодов подготовки к профессиональной деятельности и нахождения на учете в центре занятости населения. Считает несправедливым принятие решения без учета его наград и многочисленных поощрений за достигнутые успехи в рационализаторской работе по техническому совершенствованию производства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Сахалинской области и Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО1 указывает на законность и обоснованность решения суда.
В суде апелляционной инстанции Ф.И.О.1 настаивает на отмене состоявшегося по делу судебного постановления.
Представитель Правительства Сахалинской области и Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО1 указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для его отмены.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее – ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 обратился в Министерство социальной защиты Сахалинской области с заявлением и документами на присвоение звания «Ветеран труда Сахалинской области» (л.д.100-127).
Распоряжением Правительства Сахалинской области №-р от ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда Сахалинской области» (л.д.136), о чем Министерством социальной защиты Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление, в котором в качестве причин указано на отсутствие достаточного трудового стажа (л.д.12).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области", установленным фактом отсутствия у Ф.И.О.1 необходимого стажа, из которого исключен период получения истцом пособия по безработице (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), Почетной грамоты Сахалинской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в соответствии с п.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области" звание "Ветеран труда Сахалинской области" присваивается гражданам, награжденным Почетной грамотой Сахалинской области, и гражданам, имеющим трудовой стаж в Сахалинской области, исчисленный в календарном порядке, не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, за исключением лиц, уволенных за виновные действия или отбывавших наказание в местах лишения свободы.
В трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда Сахалинской области" включаются (засчитываются): 1) периоды работы в организациях (филиалах, представительствах), расположенных на территории Сахалинской области (далее – организации); 2) периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории Сахалинской области (далее – индивидуальный предприниматель), а также периоды работы у индивидуального предпринимателя; 3) периоды работы в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица на территории Сахалинской области (далее – фермерское хозяйство), а также периоды работы в фермерском хозяйстве; 4) периоды, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы в организации, у индивидуального предпринимателя, в фермерском хозяйстве; 5) время военной службы по призыву для граждан, проходивших службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, вне зависимости от места ее прохождения; 6) периоды работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; 7) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", на территории Сахалинской области (п.1). Исчисление продолжительности периодов работы (службы), включаемых (засчитываемых) в трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда Сахалинской области", производится в календарном порядке по их фактической продолжительности (п.2) (ст.1-1 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области").
Из материалов дела следует и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то обстоятельство, что при подсчете трудового стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда Сахалинской области", Ф.И.О.1 не включен период нахождения на учете в центре занятости населения и получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства (п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Системное применение приведенных положений Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что период получения пособия по безработице не относится к периодам работы и (или) иной деятельности.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание положения ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах" и п.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области" о том, что звание "Ветеран труда Сахалинской области" является формой официального поощрения граждан за их многолетний и эффективный труд на территории Сахалинской области, судебная коллегия приходит к выводу о том, что период получения пособия по безработице в течение которого Ф.И.О.1 трудовую деятельность не осуществлял, обоснованно был исключен из его трудового стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда Сахалинской области".
Поскольку на момент обращения в Министерство социальной защиты Сахалинской области стаж работы Ф.И.О.1 без учета периода получения пособия по безработице составлял 39 лет 06 месяцев 18 дней, что не давало ему права на присвоение звания «Ветеран труда Сахалинской области», судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным распоряжения Правительства Сахалинской области №238-р от 28.05.2021 об отказе Ф.И.О.1 в присвоении звания «Ветеран труда Сахалинской области».
Иные периоды трудовой деятельности Ф.И.О.1, вопреки доводу апелляционной жалобы, включены Министерством социальной защиты Сахалинской области при подсчете трудового стажа для присвоения ему звания "Ветеран труда Сахалинской области" в соответствии со ст.1-1 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области".
Оспаривая состоявшееся по делу судебное постановление, Ф.И.О.1 указывает на награждение его в 1979 году Почетной грамотой Исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов за достигнутые успехи в рационализаторской работе по техническому совершенствованию производства.
Исследуя приведенный довод апелляционной жалобы, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года органами государственной власти в областях являлись местные Советы народных депутатов, которые совместно с подотчетными им исполнительными комитетами, решали все вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, осуществляли руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, обеспечивали комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, имели право в пределах предоставленных полномочий принимать решения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами (статьи 89, 91, 146 – 150). Аналогичным образом правовой статус местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов был закреплен и Конституцией РСФСР 1978 года (статьи 85, 87, 137 – 144).
С принятием Закона РСФСР от 24.05.1991 №1329-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления" и Закона Российской Федерации от 06.07.1991 №1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 №1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советами народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, возложена на администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации
Согласно п.1 ст.1 Закона Сахалинской области от 26.10.2009 №89-ЗО "О системе органов исполнительной власти Сахалинской области" Правительство Сахалинской области является высшим исполнительным органом государственной власти Сахалинской области.
В соответствии со ст.1 Закона Сахалинской области от 30.12.2008 №125-ЗО "О почетной грамоте Сахалинской области" почетная грамота Сахалинской области является формой поощрения за заслуги в области защиты прав человека, в государственном и муниципальном управлении, укреплении мира, развитии экономики, науке, технике, культуре, искусстве, воспитании и просвещении, здравоохранении, благотворительной и иной общественно полезной деятельности, направленной на достижение экономического, социального и культурного благополучия Сахалинской области, а также за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд и иную деятельность, способствующую развитию Сахалинской области.
Почетной грамотой Сахалинской области за достижения, указанные в статье 1 настоящего Закона, награждаются граждане Российской Федерации (далее – граждане), ранее награжденные Почетной грамотой администрации Сахалинской области, Почетной грамотой Правительства Сахалинской области или Почетной грамотой Сахалинской областной Думы, имеющие календарный трудовой стаж в Сахалинской области не менее 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Награждение Почетной грамотой Сахалинской области производится на основании распоряжения Губернатора Сахалинской области. К Почетной грамоте Сахалинской области прилагается петличный знак (ст.2 и ст.3 Закона Сахалинской области от 30.12.2008 №125-ЗО "О почетной грамоте Сахалинской области").
Системное применение приведенных норм действующего законодательства, а также буквальное толкование п.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области" позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что, несмотря на реформирование органов власти, Почетная грамота Исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов за достигнутые успехи в рационализаторской работе по техническому совершенствованию производства, сведения о которой отсутствуют в трудовой книжке истца, не может являться основанием для присвоения Ф.И.О.1 звания "Ветеран труда Сахалинской области", поскольку не идентифицируется с Почетной грамотой Сахалинской области, с наличием которой п.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 21.12.2006 №117-ЗО "О звании "Ветеран труда Сахалинской области" связывает право граждан на его присвоение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального права. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ф.И.О.1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Марьенкова А.В.
Судьи: Петрова Л.А.
ФИО2