ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1069/2023 от 11.01.2024 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД № 81RS0006-01-2023-001833-32

Дело № 33-273/2024 (№ 33-13954/2023)

Судья Баяндина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 11 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,

судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1069/2023 по иску У. к Управлению образования администрации Юсьвинского муниципального округа о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

по апелляционной жалобе Управления образования администрации Юсьвинского муниципального округа на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 04.10.2023.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителей ответчика ФИО1, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

У. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края (далее – Управление образования администрации Юсьвинского МО ПК) о признании приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, наложенного по приказу Управления образования администрации Юсьвинского МО ПК от 07.09.2023 № ** л.с. незаконным. В обоснование заявленных требований У. указала, что является директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ ФИО2» (далее – МБОУ «Юсьвинская СОШ»). 30.08.2023 в рамках всероссийских учений антитеррористической защищенности в МБОУ «Юсьвинская СОШ» проводились учения по отработке действий сотрудников охраны и персонала школы в случае вооруженного нападения и обнаружения подозрительного предмета, похожего на взрывоопасный. Для организационного проведения учений был создан Штаб из представителей администрации Юсьвинского муниципального округа (далее – администрация Юсьвинского МО), Управления образования, сотрудников ОВД, которые определили, что на момент проведения учений будут находиться в МБОУ «Юсьвинская СОШ». После проведений учений в ее кабинете собрались вышеназванные представители по подведению итогов. Замечания были высказаны представителем администрации Юсьвинского МО ПК С., которая с момента появления в школе вела себя некорректно, недоброжелательно, не слышала никого, полностью игнорировала ее, как руководителя, на ее вопросы и уточнения никак не реагировала. Накануне проведения учений 29.08.2023 на совещании директоров школ Юсьвинского МО ПК в рамках проведения Августовской конференции начальником Управления образования Юсьвинского МО ПК Я. были даны установки по проведению учений: провести с 10:00 часов 30.08.2023, самостоятельно выбрать варианты вводных по двум учебным вопросам, подготовить необходимые документы и отработать действия с проведением видеосъемки. Также Я. отметила, что Министерством образования и науки Пермского края поставлена задача отработать действия согласно алгоритмов действий, утвержденных Министерством просвещения РФ и не стоит бояться, если будут какие-то недоработки, так как такие учения проходят впервые, важно отработать правильные действия персонала, в дальнейшем подобные учения будут проходить регулярно совместно с обучающимися. Однако, в их ситуации не был соблюден порядок проведения учений, поскольку Управлением образования были даны одни установки, а С. – иные. 05.09.2023 на электронный адрес школы была направлена копия служебной записки С., адресованной главе Юсьвинского МО ПК по проверке школы и запрос объяснительной до 07.09.2023. 07.09.2023 она направила объяснительную, в тот же день был издан приказ. С данным приказом она не согласна, поскольку всероссийские учения по антитеррористической защищенности проводились с целью повышения уровня готовности персонала и сотрудников охраны к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористического характера, отработки действий, предусмотренных алгоритмами, а также информационного взаимодействия школы с оперативными службами. Контроль за проведением учений должен был осуществляться исходя из распоряжения Правительства Пермского края «О проведении учения», в целях проверки готовности работников охраны, персонала к действиям террористической направленности, оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений, выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения учений недостатков. Просила признать незаконным и отменить приказ Управления образования администрации Юсьвинского МО ПК «О наложении дисциплинарного взыскания» от 07.09.2023 № ** л/с, взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

Решением Кудымкарского городского суда Пермского края от 04.10.2023 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил приказ Управления образования администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края № ** л/с от 07.09.2023 о привлечении директора МБОУ «Юсьвинская СОШ» У. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей. В остальной части требований было отказано.

С постановленным решением не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит состоявшееся решение суда отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы настаивают на том, что при наложении дисциплинарного взыскания работодателем учитывалась тяжесть совершенного истцом проступка, а также тот факт, что У. имела неснятое дисциплинарное взыскание в виде замечания. Обращают внимание не неверное установление судом первой инстанции обстоятельств дела. Нарушения У. выразились в том, что в момент прибытия в школу начальника управления образования, заведующего отделом общественной безопасности и мобилизационной подготовки администрации округа в школе отсутствовал охранник на посту охраны, что позволяло свободно перемещаться по зданию. Директор школы У. позволила охраннику оставить пост в нарушение инструкции по организации пропускного режима в школе, тем самым допустила нарушение, связанное с созданием небезопасных условий пребывания работников на объекте. Ссылаются на необоснованность доводов истца о том, что ей не была оказана методическая помощь для проведения учений, тогда как в образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования были направлены методические материалы по отработке всех предложенных сценарных вариантов. Настаивают на том, что к учениям истцу необходимо было отнестись с полной ответственностью, так как это образовательное учреждение и речь идет, в первую очередь, о создании безопасных условий для пребывания на объекте детей и работников. При планировании учений истцом как директором школы не было учтено, что во втором здании школы находятся педагоги, которые должны принять участие в тренировке. Однако, работников второго здания о проводимых учениях никто не предупредил, педагогические работники не принимали участие в отработке действий. При отработке действий охранника истец вмешивалась в его действия, подсказывала ему, что является нарушением. Снятый школой учебный видеоролик, который был направлен в другие учреждения в качестве учебного пособия не может свидетельствовать о выполнении школой учебных мероприятий, поскольку он монтировался из отдельных частей, каждая часть снималась неоднократно. Настаивают на том, что только работодатель наделен полномочиями по привлечению работников к дисциплинарной ответственности. Полагают, что требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия оснований к удовлетворению основного требования.

В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на отсутствие оснований к отмене состоявшегося решения.

Представитель ответчика ФИО1 в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств об отложении дела не заявляла.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что У. 10.08.2020 назначена на должность директора МБОУ «Юсьвинская СОШ» (л.д. 66-73).

В соответствии с пунктами 19, 20 трудового договора от 10.08.2020 руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и трудовым договором. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию, иные дисциплинарные взыскания, предусмотренные законодательством РФ.

На основании письма Министерства образования и науки Пермского края от 17.08.2023 № 26-26-исх-314 «О проведении 29-30 августа 2023 года учений по антитеррористической защищенности образовательных организаций», приказом Управления образования администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 22.08.2023 № ** назначено проведение 30.08.2023 учения на объектах образовательных учреждений Юсьвинского муниципального округа Пермского края. При учении руководствоваться сценарием, доведенным письмом Министерства просвещения РФ от 07.08.2023 № АБ-3268/14. Назначить руководителем учений - руководителей образовательных учреждений (л.д. 27).

Согласно Порядку проведения учения по отработке комплексного сценария «Действия работников образовательных организаций и сотрудников охраны при вооруженном нападении на объект (территорию) образовательной организации и обнаружении после нейтрализации нарушителя (группы нарушителей) размещенного в здании или на территории образовательной организации взрывного устройства», утвержденного распоряжением Правительства Пермского края (далее – Порядок), по итогам проведения учения оформляется итоговая справка (акт), в которой отражаются сведения: с кем, в какие сроки и под чьим руководством проводилось учение; тема, учебные цели учения; место и время проведения, количество участников, меры безопасности при проведении учения; оценка результатов учения с выводом о достижении/недостижении поставленных целей (л.д. 18-19, 20-23).

Как следует из сценария проведения всероссийского учения 29-30 августа 2023 года по отработке комплексного сценария «Действия работников объектов образовательных организаций и сотрудников охраны при вооруженном нападении на объект (территорию) образовательной организации и обнаружении после нейтрализации нарушителя (группы нарушителей) размещенного в здании или на территории образовательной организации взрывного устройства», которым следовало руководствоваться при проведении учений, оперативным штабам рекомендуется согласовать с территориальными органами и подразделениями МЧС России, МВД России и Росгвардии направление на объекты проведения учения своих представителей в качестве наблюдателей, которые окажут помощь руководителям учения, помогут объективно оценить правильность действий участников учения, выявить возможные ошибки и дать квалифицированные рекомендации по их исправлению (л.д. 10-13).

На основании вышеназванного приказа (л.д. 27) 30.08.2023 в рамках всероссийских учений антитеррористической защищенности в МБОУ «Юсьвинская СОШ» проведены учения по отработке действий сотрудников охраны и персонала школы в случае вооруженного нападения и обнаружения подозрительного предмета, похожего на взрывоопасный.

После проведения всероссийских учений составлены акты от 30.08.2023, согласно выводам, указанным в акте № 1 (л.д. 35) следует, что оповещение и КТС сработало, сигнал ушел своевременно в Росгвардию, система видеонаблюдения в рабочем состоянии. Замечание представителей администрации района: необходимо звонить в службу 112, а не на телефон 02. Действия администрации, сотрудников охраны, педагогических сотрудников признать удовлетворительными. Рекомендации: Сотруднику охраны действовать более оперативно, звонок в службу 112, в ближайшее время провести повторную тренировку для отработки алгоритма действий. Из выводов, указанных в акте № 2 (л.д. 36) следует, не отработаны действия сотрудника охраны по нажатию необходимой кнопки в случае обнаружения взрывоопасного предмета, КТС, система видеонаблюдения и оповещения сработала без сбоев. Замечание представителей администрации района: необходимо звонить в службу 112, а не на телефон 02. Действия администрации и педагогических сотрудников признать удовлетворительными. Рекомендации: Отработать действия сотрудника охраны по четким и правильным действиям, производить звонок в службу 112, в ближайшее время провести повторную тренировку для отработки алгоритма действий.

07.09.2023 начальником Управления образования администрации Юсьвинского муниципального округа издан приказ № * л/с «О наложении дисциплинарного взыскания», из которого следует: на основании служебной записки С., заведующего отделом общественной безопасности и мобилизационной подготовки администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 31.08.2023, члена комиссии по проведению антитеррористических учений на объектах образовательных учреждений Юсьвинского муниципального округа Пермского края о выявленных нарушениях в ходе всероссийского учения: отсутствие охранника на рабочем месте в момент прибытия членов оперативного штаба, при второй вводной работник охраны перепутал кнопки звукового оповещения, в этот момент директор находилась не в своем кабинете, а рядом с охранником, и, вмешиваясь в его действия, подсказывала алгоритм действий, на пути эвакуации стояла скамья, которая препятствовала выходу из здания, при первой и второй вводной осталось незадействованным второе здание школы, оповещение людей не проведено. Из п. 6 объяснительной директора школы У. видно сокрытие факта о присутствии пяти педагогов во втором здании, которые наблюдали за учением из окна, 31.08.2023 при повторной тренировке во втором здании также не прошел сигнал и люди оставались на рабочих местах. На основании вышеизложенного объявить выговор У., директору МБОУ «Юсьвинская СОШ» (л.д. 53).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о признании приказа от 07.09.2023 № ** л.с. Управления образования администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края о привлечении к дисциплинарной ответственности директора МБОУ «Юсьвинская СОШ» У. с наложением дисциплинарного взыскания в виде выговора, незаконным и его отмене. Установив нарушение трудовых прав истца, суд в порядке статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

Не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется.

Приходя к выводу о незаконности привлечения истца к дисциплинарной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что согласно вышеупомянутых Сценария и Порядка проведения учений, по итогам проведения всероссийских антитеррористических учений не предусмотрено привлечение к дисциплинарной ответственности, данные учения проводились в целях получения практических навыков руководителями, педагогическими и иными работниками и обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также работников, осуществляющих охрану образовательной организации, к действиям при возникновении угрозы совершения преступлений террористической направленности, в том числе при вооруженном конфликте.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно учел тот факт, что по результатам проведенных учений к дисциплинарной ответственности была привлечена только У., тогда как всероссийские учения проводились во всех школах Юсьвинского муниципального округа, однако в других школах члены оперативного штаба участие не принимали, что ответчиком не оспаривается, что само по себе ставит истца в неравное положение с коллегами, занимающими аналогичные должности в школах округа.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности доводов ответчика как не подтвержденных допустимыми доказательствами о том, что нарушения, допущенные директором МБОУ «Юсьвинская СОШ» У. могли повлечь серьезные последствия.

Действительно, выявленные нарушения имели место быть, но, вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не позволяет с точки зрения трудового законодательства привлекать работника к дисциплинарной ответственности, по мотивам, указанным выше, а полученный опыт, напротив, позволит не совершать ошибок в будущем, предотвратить их.

Доводы апеллянта о том, что при наложении дисциплинарного взыскания работодателем учитывалась тяжесть совершенного истцом проступка, а также тот факт, что У. имела неснятое дисциплинарное взыскание в виде замечания, а также о том, что только работодатель наделен полномочиями по привлечению работников к дисциплинарной ответственности, не влияют на законность оспариваемого судебного постановления, поскольку оснований для наложения дисциплинарного взыскания судом первой инстанции обоснованно не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в момент прибытия в МБО «Юсьвинская СОШ» начальника Управления образования Я. и заведующего отделом общественной безопасности и мобилизационной подготовки администрации Юсьвинского муниципального округа С. на посту охраны отсутствовал охранник, что в ходе учений У. вмешивалась в действия охранника, подсказывая ему Алгоритм действий, что во втором здании школы находились педагоги, которые не приняли участие в тренировке, судебной коллегией во внимание не принимаются.

Несмотря на то, что Инструкция по организации пропускного режима и поддержания общественного порядка начальной школы «Юсьвинская СОШ» (пункт 1.1.2) была нарушена в ходе проведения тренировки, основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности указанное нарушение не является, поскольку учения по антитеррористической защищенности образовательных организаций представляют собой тренировку, направленную на отработку действий работников школы и сотрудников охраны в случае возникновения террористической опасности, не являются контрольно-проверочным мероприятием с целью выявления и наказания нарушителей.

Согласно Порядку целями проведения учений являются: получение практических навыков персоналом, обучающимися, работниками, осуществляющими охрану образовательной организации, к действиям при возникновении угрозы совершения преступлений террористической направленности, в том числе при вооруженном нападении; повышение уровня готовности персонала и обучающихся к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности; отработка действий, предусмотренных Алгоритмами действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, срабатывания на территории образовательной организации взрывного устройства, в том числе доставленного беспилотным летательным аппаратом, нападения с использованием горючих жидкостей, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России, направленными письмом Министерства просвещения российской Федерации от 28.06.2023 № АБ-2594/14 (далее – Алгоритмы); информационное взаимодействие образовательных организаций с оперативными службами.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в ходе учений, проведенных 30.08.2023 в МБО «Юсьвинская СОШ», несмотря на допущенные нарушения Алгоритмов, Инструкции, цели, обозначенные Порядком, были достигнуты: работники образовательной организации, охранник получили практические навыки к действиям при возникновении угрозы террористического характера, были отработаны действия, предусмотренные Алгоритмами, повышен уровень готовности персонала к действиям при совершении террористического акта, проведено информационное взаимодействие МБО «Юсьвинская СОШ» с оперативными службами.

Согласно Порядку контроль за проведением учений осуществляется в целях: проверки готовности работников охраны, персонала и обучающихся образовательных учреждений к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности; оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения учений недостатков.

Из изложенного следует, что целью контроля за проведением учений является выработка и реализация мер по устранению выявленных недостатков, а не наказание ответственных лиц. Учения направлены на отработку персоналом, работниками охраны, обучающимися образовательных организаций практических действий в случае совершения преступления террористического характера, допускают нарушения, которые должны быть зафиксированы, изучены и устранены при последующих тренировках.

Вопреки доводам апеллянта истцом не оспаривается, что в образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования, были направлены методические материалы по отработке всех предложенных сценарных вариантов. В возражениях на апелляционную жалобу У. указывает не на то, что ей не были предоставлены методические материалы, а на то, что ей не была оказана методическая помощь по итогам проведения учений со стороны членов штаба, присутствующих на мероприятии.

Доводы апелляционной жалобы о том, что видеоролик, снятый в ходе проведения учений, не является доказательством успешной тренировки, поскольку был снят с нескольких дублей, смонтирован из отдельных частей, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не влияют на законность судебного решения. Видеофиксация хода учений была осуществлена для наглядности, чтобы «со стороны» посмотреть на действия обучаемых, зафиксировать допущенные ошибки, которые нужно исправить при последующих тренировках, в связи с чем видеоролик не подтверждает обоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Отклоняются и доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку нарушение прав истца незаконным привлечением ее к дисциплинарной ответственности установлено судом.

Поскольку в ходе рассмотрения дела нарушение трудовых прав истца было установлено, при этом в случае установления факта нарушения трудовых прав работника по вине работодателя, что имеет место быть в настоящем случае, обязанность последнего компенсировать работнику моральный вред презюмируется, то с учетом требований разумности, справедливости, объема нарушенного права, степени нравственных страданий истца в связи с незаконным привлечением ее к дисциплинарной ответственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 7000 рублей. Оснований для уменьшения взысканной денежной суммы, с учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия не усматривает, полагая, что баланс интересов сторон в настоящем случае соблюден, требования разумности и справедливости не нарушены.

Таким образом, суждения, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут повлиять на правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, либо служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в постановленном по делу решении.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 04.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации Юсьвинского муниципального округа – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2024 года.