ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-106/15 от 09.04.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья ЛегровИ.И. Дело №33-638/2020

(дело №2-106/2015)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 9 апреля 2020 года

Камчатский краевой суд в составе председательствующего судьи ПименовойС.Ю., при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу администрации Усть-Камчатского муниципального района на определение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 21января 2020 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставления отсрочки исполнения решения Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 26февраля 2015 года,

установил:

администрация Усть-Камчатского муниципального района обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 26февраля 2015 года, которым на ответчика возложена обязанность в срок до 31декабря 2015 года организовать утилизацию жидких бытовых отходов, собираемых на территории Козыревского сельского поселения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 31декабря 2023 года.

В обоснование требований указала, что основными бюджетообразующими доходами района являются дотации, выделяемые федеральным и краевым бюджетами, что составляет 75% в общем объеме доходов районного бюджета, из которых 49% имеют целевое назначение. Оставшаяся часть районного бюджета формируется в основном из налоговых доходов в виде налога на доходы физических лиц и единый сельскохозяйственный налог, что составляет 90,2% в общем объеме налоговых и неналоговых доходов. Начиная с 2018 года собираемость по основным доходным источникам районного бюджета значительно сократилась, что повлекло исполнение расходных обязательств в 2018 году не в полном объеме, образовалась кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями района. По итогам исполнения за девять месяцев 2019 года основные налоговые доходы поступили в доходную часть бюджета ниже прогнозируемого уровня. Таким образом, имеющихся собственных ресурсов не хватает для выполнения стоящих перед районом задач. Фактически исполнить судебное решение будет возможно после 31декабря 2023 года с учетом времени и средств, затраченных на разработку и согласование проектно-сметной документации, а также оформления заявки о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры.

Судом постановлено определение, которым отказано в удовлетворении заявления о предоставления отсрочки исполнения решения Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 26февраля 2015 года.

В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного. Указано, что судом не дана надлежащая оценка доводу заявителя о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих исполнить решение суда только частями в течение длительного времени. Так, составление проектно-сметной документации, проведение кадастровых работ по оформлению земельного участка под строительство объекта «Биологические очистные сооружения» являются затратными. В бюджете 2020 года расходы на указанные статьи не предусмотрены. Кроме того, в федеральное законодательство внесены изменения в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления, в силу чего с 1января 2016 года органы местного самоуправления утратили полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами.

По правилам, предусмотренным частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Вместе с этим, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Камчатского краевого суда.

Проверив материалы дела, материалы исполнительного производства №2298/15/41036-ИП, законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 указанного кодекса.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Заявление об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса (часть 2 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 25 постановления от 17ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением суда от 26февраля 2015 года по делу №2-106/2015 на администрацию Усть-Камчатского муниципального района возложена обязанность в срок до 31декабря 2015 года организовать утилизацию жидких бытовых отходов, собираемых на территории Козыревского сельского поселения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а именно на очистных сооружениях, обеспечивающих обеззараживание и очистку сточных вод, либо на полях ассенизации.

22сентября 2015 года в отношении администрации Усть-Камчатского муниципального района возбуждено исполнительное производство №2298/15/41036-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований судебного акта.

Как следует из материалов исполнительного производства, 22мая 2019 года Глава администрации Усть-Камчатского муниципального района направил судебному приставу-исполнителю письмо, в котором сообщил о применяемых должником мерах во исполнение требования исполнительного документа, а именно, администрацией Козыревского сельского поселения в 2019 году запланированы кадастровые работы по оформлению участка под строительство объекта «Биологические очистные сооружения», после выделения которого по разработанному техническому заданию будет заказана проектно-сметная документация на объект и запланированы финансовые средства на строительство очистных сооружений.

Также в материалах исполнительного производства имеется заявление должника, из которого видно, что в октябре 2019 года администрация Усть-Камчатского муниципального района обращалась в районный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, полагая, что в силу внесенных в федеральное законодательство изменений с 1января 2016 года органы местного самоуправления не уполномочены решать вопросы по организации деятельности в области обращения с отходами, а в силу действующего законодательства к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

По результатам рассмотрения заявления 15ноября 2019 года судом вынесено определение об отказе в удовлетворении указанного заявления.

В заявлении о предоставлении отсрочки администрация указала, что фактически исполнить решение суда будет возможно после 31декабря 2023 года.

В качестве доказательств принимаемых должником мер для исполнения решения суда к заявлению приложено письмо Управления строительства, благоустройства, дорожно-транспортного и жилищно-коммунального хозяйства администрации Усть-Камчатского муниципального района от 25ноября 2019 года, адресованное руководителю делами администрации Усть-Камчатского муниципального района, содержащее перечень необходимых работ, расходов на их проведение и сроки исполнения, а именно: 1) расходы на разработку проектно-сметные работ «Биологические очистные сооружения по очистке и обеззараживанию сточных вод производительностью 100куб.м в сутки в Козыревском сельском поселении» составит 13125,816 млн. руб., срок разработки не менее 6месяцев; 2) проверка Госэкспертизы в ГАУ«Государственная экспертиза проектов документов Камчатского края» займет до 90 дней; 3)оформление заявки в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры составит 6месяцев; 4)стоимость строительства составит не менее 200 млн. руб., срок работ – 12месяцев.

Согласно сообщению руководителя Управления финансов администрации Усть-Камчатского муниципального района от 22ноября 2019 года предусмотреть финансовые средства на организацию утилизации жидких бытовых отходов, собираемых на территории Ключевского сельского поселения, не представляется возможным.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что решение суда длительное время не исполнялось, с учетом того, что меры во исполнение судебного решения должником, кроме составления в 2019 году сметы на проектно-сметные работы, с момента возбуждения исполнительного производства не предпринимались, доказательств выполнения кадастровых работ по оформлению земельного участка под строительство объекта, заявленных должником в мае 2019 года, а также доказательств, подтверждающих реализацию мероприятий, изложенных в письме от 25ноября 2019 года, не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагая их правильными, а указанные в заявлении обстоятельства объективными доказательствами, подтверждающими невозможность исполнения решения суда, не подтверждены. При принятии данного решения суд верно указал на длительность его неисполнения без каких-либо уважительных причин, тогда как на момент принятия судебного акта вопрос об организации утилизации жидких бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями был отнесен к компетенции муниципального района. Решение суда вступило в законную силу и подлежит исполнению.

Вопреки доводу частной жалобы судом первой инстанции в полной мере приняты во внимание все указанные заявителем обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. В целом, приведенные в частной жалобе доводы выводов суда не опровергают и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда, для чего суд апелляционной инстанции оснований не находит, поскольку из материалов дела следует, что требования статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом выполнены, а выводы суда соответствуют обстоятельствам конкретного дела.

Ссылка в жалобе на невозможность исполнения решения в связи с изменением федерального законодательства не может быть принята во внимание, поскольку данный довод был предметом рассмотрения судом, по которому 15ноября 2019 года принято соответствующее решение.

При вышеизложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемое определение отвечает требованиям действующего законодательства, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены по доводам частной жалобы и в безусловном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 333, пунктом 1 части 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Усть-Камчатского районного суда Камчатского края от 21января 2020 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.

Председательствующий