ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-106/2023 от 04.07.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делусудья Рязанцев А.И.

Дело № 33-2635/2023(дело в суде 1 инстанции № 2-106/2023)УИД 75RS0014-01-2023-000118-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.

судей краевого суда Погореловой Е.А., Чайкиной Е.В.

при секретаре Вашуриной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 июля 2023 г. гражданское дело по иску Лесниковой А. И. к Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» о взыскании пособия ветерану и субсидии на жилищно-коммунальные услуги, компенсации за задержку социальных выплат, возмещении морального вреда, компенсацию за фактическую потерю времени

по апелляционной жалобе Лесниковой А.И.

на решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 6 апреля 2023 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Лесниковой А. И. к Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о взыскании единовременных денежных выплат в качестве мер социальной поддержки ветеранам труда и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда, компенсации за задержку социальных выплат, компенсации за фактическую потерю времени за период с 02 января 2019 года по 31 декабря 2022 года отказать.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лесникова А.И. 9 марта 2023 г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она является получателем пенсии по старости с 2000 года и является ветераном труда с 2010 года. Однако ей не оплачивается пособие как ветерану труда и субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2012 года. 10 января 2023 г. она обратилась с заявлением о предоставлении ей указанных выплат, но ей пришел отрицательный ответ. Полагая действия органов социального обеспечения незаконными, она просила взыскать в её пользу субсидию на жилищно-коммунальные услуги и пособие как ветерану труда за период с 2012 по 2022г.г. в размере 193018,91 руб., моральный вред в размере 50 000 руб., компенсацию за потерю времени 30 000 руб., а также компенсацию за задержку социальных выплат в размере 1/150 ключевой ставки за каждый день задержки выплат.

Определением суда от 6 апреля 2023 г. производство по делу по иску Лесниковой А.И. в части взыскания единовременных денежных выплат в качестве мер социальной поддержки ветеранам труда и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с октября 2012 г. по 2013 г., с 01 января 2014 г. по 01 января 2019 г. прекращено.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

С решением суда не согласилась Лесникова А.Г., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковое заявление. Указывает, что единовременную денежную выплату и субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг она получает до сих пор. Она просит, чтобы ей выплачивались ветеранские и субсидия. Ветеранские предусмотрены Федеральным законом № 5 ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», согласно которому тем, кто имеет большой стаж работы и удостоверение «Ветеран труда» в выплате денежного пособия отказано быть не может. Субсидия – это материальная помощь, которая гарантирована постановлением Правительства № 761 от 14.12.2005, платится не работающим пенсионерам в каждом регионе в обязательном порядке без ограничений. Указанное постановление было и остается действующим. По неизвестной ей причине эта субсидия ей не выплачивается, хотя ей 78 лет, в доме проживает одна, из дохода одна пенсия. Ссылается на имевшееся у неё письмо Министра социальной защиты Забайкальского края, которое потеряно в настоящее время, где четко указано, что ветеранские составляли до 2014 г. 500 руб., субсидия – 496, 24 руб., ЕДВ – 538,60 руб. и ДМО -705 руб. После 2014 г. ветеранские были 500 руб., потом была индексация на 1,055, есть индексация ЕДВ и ЖКУ. Еще в 2012 г. ей платились ветеранские 565, 52 руб. после её заявления. В 2011 г. она получала субсидию 272 руб., при этом другие пенсионеры получали субсидию 484 руб. Указывает, что до 2012 г. она получала ветеранские и субсидию, при этом Законом Забайкальского края предусмотрено, что граждане, которым ранее предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с Законом Забайкальского края от 17.02.2009 № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» сохраняют право на их получение. В своем письме от 16 января 2023 г. № 00000270/2023-5709 представитель Красночикойского отдела социальной защиты населения Забайкальского края Иванова Н.Н. пишет, что меры социальной поддержки предоставляются, если доход не превышает полуторной величины прожиточного минимума, а Закон № 1365-ЗЗК от 4 июля 2016 г. говорит, что если не превышает двукратной величины прожиточного минимума. Также ссылается на то, что когда её заявление было приостановлено, и она пришла в суд забрать документы, её заставляли подписать расписку о получении определения без ознакомления с ним. Когда она с ним ознакомилась, то в нём было написано - документы на 32 листах, а в её документах было 11 листов.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не принесено.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав истца Лесникову А.И., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, представителя ответчика ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» Ветрову Н.В. о законности постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лесникова А.И.<Дата> г.р., является Ветераном труда Забайкальского края, что подтверждается удостоверением серии В от 29 января 2010 г. (т. 1 л.д. 179).

В собственности Лесниковой А.И. находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 34,6 кв.м, что подтверждается Выпиской из ЕГР объектов капитального строительства на объект технического учета и техническим паспортом (т. 1 л.д. 125, 181-182)

Истец состоит на учете в Красночикойском отделе Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края и является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату топлива, так как не имеет центрального отопления и ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Газ, электроэнергии) как Ветеран труда Забайкальского края с 29 января 2010 года.

Судом установлено и не оспаривалось истицей, ежемесячная денежная выплата (на оплату топлива) с учетом индексации в связи с изменением тарифов назначена и выплачена Лесниковой А.И. за период с 29 января 2010 г. по 28 февраля 2023 года включительно. В соответствии со справками администрации сельского поселения от 29 января 2010 года и 14 декабря 2011 года Лесникова А.И. иными коммунальными услугами не пользуется (т. 1 л.д.175, 187).

31 мая 2022 г. Лесникова А.И. обратилась в Красночикойский отдел ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Красночикойского отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» (далее Красночикойский отдел ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края) от 15 июня 2022 г. № 621 Лесниковой А.И. отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине того, что расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной плошали жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (т. 1 л.д. 9).

Не согласившись с решением Красночикойского отдела ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края Лесникова А.И. обратилась в суд с иском об обязании ответчика выплатить ей вышеуказанную субсидию, а также «ветеранские» с 2012 г. по 2022 г.

Вступившим в закону силу решением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Лесниковой А.И. к ГУ «Единый социально-расчетный центр», Красночикойскому отделу социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании действий незаконными, предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом инфляции 29078, 12 руб. за период 2011-2013 годы, компенсации морального вреда, отказано.

Вступившим в закону силу решением Красночикойского районного суда от 29 января 2019г. в удовлетворении исковых требований Лесниковой А.И. к ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о взыскании единовременных денежных выплат в качестве мер социальной поддержки ветеранам труда и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда, компенсации за фактическую потерю времени за период с 1 января 2014 года по 1 января 2019 года отказано в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешая спор и отказывая истцу в части удовлетворения её требований о взыскании с ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» единовременных денежных выплат в качестве мер социальной поддержки ветеранам труда (на оплату топлива, газ, электричество) за период с 2 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о прекращении ответчиком указанной меры поддержки Лесниковой А.И. При этом суд руководствовался информацией, представленной ответчиком о том, что с января 2019 г. по март 2023 г. единовременная денежная выплата как ветерану труда Забайкальского края и единовременная денежная выплата на ЖКУ Лесниковой А.И. выплачивались регулярно и в полном размере.

Отказывая в удовлетворении требований Лесниковой А.И. в части возложения на ответчика обязанности выплатить истцу субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 г. исходил из того, что среднедушевой доход Лесниковой А.И. составляет 18823,62 руб., что выше величины прожиточного минимума в Забайкальском крае.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных требований Лесниковой А.И., не имелось оснований и для удовлетворения её требований в части компенсации морального вреда, компенсации за задержку социальных выплат, компенсации за фактическую потерю времени.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции верными, основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и соответствующими исследованным судом доказательствам.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона «О ветеранах»).

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»).

На основании статей 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Забайкальского края от 4 июля 2016 г. N 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 16 июня 2016 г.) ветеранам труда, ветеранам труда Забайкальского края по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо после досрочного назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 906 рублей 20 копеек;

2) ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений;

б) уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт);

в) платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в области государственного регулирования тарифов;

г) оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива исходя из занимаемой общей площади жилых помещений - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В соответствии с ч. 2 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

В соответствии со статьей 12 Закона Забайкальского края от 4 июля 2016 г. N 1365-ЗЗК порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, порядок предоставления ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 5 статьи 1 настоящего Закона края, порядок предоставления неработающим пенсионерам меры социальной поддержки по оплате части стоимости путевки в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Забайкальского края, определяются высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Правила предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае, предусмотренным Законом Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N 121-ЗЗК «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае», Законом Забайкальского края от 4 июля 2016 г. N 1365-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае», регулируются постановлением Правительства Забайкальского края от 20 июня 2017 г. N 253 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае» (далее Порядок).

В соответствии с п. 24 указанного Порядка компенсация перечисляется получателям компенсации ежемесячно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Пунктом 31 указанного Порядка прекращение предоставления компенсации производится:1) в случае смерти получателя компенсации, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть либо вступили в силу решения суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим; 2) в случае утраты права на предоставление компенсации (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на предоставление ежемесячной компенсации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы; 3) в случае превышения дохода получателя компенсации либо среднедушевого дохода семьи получателя компенсации, в соответствии с частями 1, 3 статьи 8 Закона о мерах социальной поддержки - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы; 4) в случае непредставления получателем компенсации документов, подтверждающих изменения информации (сведений), содержащихся в документах, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, обязанность по представлению которых возложена на получателя компенсации, - по истечении трех месяцев с момента приостановления выплаты в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 настоящего Порядка; 5) в случае смены постоянного места жительства получателя компенсации и выбытия его за пределы территории Забайкальского края.

Как достоверно установлено судом, доказательств не выплаты Лесниковой А.И. или прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, а также ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (на оплату топлива, газа и электроэнергии) истцом не представлено, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований Лесниковой А.И. в указанной части.

Доводы апелляционной жалобы истца в данной части являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Обоснованы выводы суда первой инстанции и в части отказа Лесниковой А.И. в удовлетворении её требований о взыскании субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за спорный период.

Из пункта 4 части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право на субсидии имеют граждане - собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из пункта 2 Правил N 761 следует, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно Перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (подпункт «е» пункта 1), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе доходы от реализации транспортных средств.

В соответствии с п. п. 20 и 21 указанных Правил, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты). Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 23 Правил, при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 21.01.2022 № 1-НПА» (действовавшим на момент подачи истцом заявления) для собственников жилых помещений с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. утвержден региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцированно по муниципальным образованиям Забайкальского края.

Согласно приложению № 2 к указанному постановлению, по сельскому поселению «Красночикойское» для жилых домов индивидуального жилищного фонда стандарт стоимости ЖКУ утвержден в размере 2045, 06 руб.

Также, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 08.02.2022 N 2-НПА «О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» (с изменениями, внесенными приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 01.03.2022 N 3-НПА) установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, дифференцированно в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи в месяц в рублях: менее величины прожиточного минимума на душу населения - 10%, равен или превышает величину прожиточного минимума на душу населения - 22%.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно решению Красночикойского отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края от 14.07.2022 № 00007023/2022-(9683) Лесниковой А.И. было отказано в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Проверяя доводы истицы о незаконности отказа в назначении субсидии, суд, в соответствии с п. 23 Правил определил размер субсидии по следующей формуле: где:

С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 Правил.

(2045,060* 1) (PC)-22,00%* 18823,62 = -2096,14 руб.

При расчете учитывались следующие данные:

2045,060 руб. - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (по Приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 21.01.2022 № 1-НПА),

22% - максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - равна или превышает величину прожиточного минимума на душу населения (по приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 08.02.2022 № 2-НПА».

Таким образом, среднедушевой доход Лесниковой А.И. составил 18823,62 руб., что выше прожиточного минимума, в связи с чем ей обоснованно было отказано в предоставлении субсидии, с чем согласился суд первой инстанции.

У судебной коллегии оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении им норм материального права истцом в суд первой инстанции не представлено, как не представлено их и суд апелляционной инстанции.

В целом доводы апелляционной жалобы Лесниковой А.И. сводятся к неправильному толкованию норм материального права. По мнению истицы «ветеранские» это определенный вид выплаты, который должен выплачиваться помимо ежемесячной денежной выплаты. Вместе с тем так называемые «ветеранские» - это обывательское название вышеперечисленных выплат, которые, как достоверно установлено судом, истице выплачиваются в полном объеме.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 6 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Красночикойский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июля 2023 г.