Дело № 2-10751/2019
Судья Лиханов В.И. Дело № 33-301/20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Васильевой В.Г., судей Сыреновой С.Н., Федоровой Г.А., при секретаре Семеновой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2020 года в г. Якутске апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2019 года, которым по делу по иску ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и восстановлении в очереди
постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать решение межведомственной комиссии Городского округа «Город Якутск» - протокол № ... от 30 мая 2019 года об исключении ФИО2 и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты - незаконным.
Восстановить семью ФИО2 в сводный список участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы».
Взыскать с Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г., пояснения представителя ответчика ФИО3, истца ФИО2, судебная коллегия
установила:
13 марта 2019 года согласно протоколу межведомственной комиссии № ... от 13 марта 2019 года семья ФИО2 и И. утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках реализации мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы».
30 мая 2019 года решением межведомственной комиссии Городского округа «Город Якутск», оформленным протоколом от 30 мая 2019 года № ..., семья ФИО2 и И. исключена из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» по причине отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного Российской Федерации.
ФИО2, указывая, что ее семья состоит из 4 человек, отвечает критериям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и условиям Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, не имеют ни на каком либо праве собственного жилого помещения, однако ответчик при принятии решения об отказе в постановке на учет необоснованно учел жилое помещение, в котором ее семья была вынуждена зарегистрироваться по месту жительства свекрови в связи с продажей ее отцом жилого помещения, где они ранее были зарегистрированы, а также для получения места в городской школе дочери, места в детском саду сына и с учетом положений Программы «Молодая семья», требующей наличие регистрации, однако, данное жилое помещение им не принадлежит на праве собственности, является собственностью свекрови, они членом семьи свекрови не являются, общее хозяйство с ней не ведут, обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска о признании решения межведомственной комиссии Городского округа «Город Якутск», оформленного в виде протокола № ... от 30 мая 2019 года об исключении ФИО2 и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты в 2019 голу и из сводного списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» незаконным, восстановлении ее семьи в указанный сводный список участников мероприятия.
Судом принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления отказать в полном объеме по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, решением межведомственной комиссии истец ФИО2 с членами семьи законно исключена из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы», истец ФИО2 с членами семьи вселена в жилое помещение по адресу: .......... собственником данного жилого помещения в качестве члена семьи, соответственно имеет право пользования указанным жилым помещением наравне с его собственником, площадь данного жилого помещения составляет *** кв.м., соответственно на 5 зарегистрированных человек – на каждого члена семьи приходится *** кв.м., что превышает учетную норму – 9 кв.м.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Пояснила, что имеются основания для исключения ФИО2 с членами семьи из сводного списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку 30 апреля 2019 года истец ФИО2 и ее супруг по кредитному договору приобрели на праве общей совместной собственности жилое помещение по адресу: ...........
Истец ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснила, что жилое помещение по адресу: .......... приобрела по ипотечному кредиту в период рассмотрения ее заявки на получение субсидии как молодая семья, она намеревалась погасить основной долг кредита этой субсидией. Сама Подпрограмма предусматривает погашение предоставленной суммой субсидии основного долга ипотечного кредита. Основанием исключения из списка являлось обеспеченность каждого члена ее семьи площадью жилого помещения более учетной нормы, а не на основании наличия жилого помещения по ипотечному кредиту. Жилое помещение является двухкомнатным с общей площадью *** кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные на нее возражения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, руководствуясь ст. 51, 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом исходил из того, что решение межведомственной комиссии об исключении истца из сводного списка незаконно, необоснованно, жилое помещение, в котором зарегистрированы истец и члены его семьи, не принадлежит им на праве собственности, они членами семьи собственника указанного жилого помещения не являются, вели раздельное хозяйство, раздельный бюджет. В состав семьи ФИО2 для целей участия в Подпрограмме входят ее супруг и их несовершеннолетние дети, и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2018 года № 100 в целях обеспечения реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 года № 2165 (далее по тексту – Подпрограмма), утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 - 2022 годы» (далее по тексту – Порядок).
Согласно п. 6 Порядка участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, проживающая в Республике Саха (Якутия) и соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участника мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в соответствии с приложением № 3 к настоящему постановлению.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (п. 7 Порядка).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС № 36-17 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» (в ред. от 25.02.2009) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв.м.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 13 марта 2019 года ФИО2 с членами своей семьи была признана нуждающейся в жилом помещении и утверждена в списке молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году в рамках реализации вышеуказанной Подпрограммы.
Оспариваемым решением межведомственной комиссии Городского округа «город Якутск» от 30 мая 2019 года истец ФИО2 со всеми членами семьи исключена из вышеуказанного списка.
Основанием исключения явилось несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6, 43 Порядка, а именное по причине отсутствия у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть более 9 кв.м. на каждого члена семьи.
При этом из пояснений представителя ответчика следует, что основанием исключения из списка явилось то обстоятельство, что истец ФИО2 со своей семьей зарегистрирована в жилом помещении по адресу: .......... как член семьи собственника указанного жилого помещения, площадь которого составляет *** кв.м., в связи с чем на каждого члена семьи приходится по *** кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму – 9 кв.м.
Вместе с тем, жилое помещение, в котором истец ФИО2 со своими членами семьи зарегистрирована, не принадлежит ей на праве собственности. Она и ее члены семьи в силу положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами семьи собственника указанного жилого помещения не являются, общее хозяйство с ним не ведут, не имеют совместного бюджета, ведут раздельное хозяйство.
Доказательств обратного стороной ответчика ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.
То обстоятельство, что супруг истца ФИО2 – И. является сыном собственника жилого помещения, в котором они зарегистрированы, не свидетельствует о том, что истец ФИО2 со всеми членами семьи вселилась в указанное жилое помещение как член семьи собственника указанного жилого помещения при том, что, как установлено судом, истец с супругом и их детьми не ведут совместного хозяйства с собственником жилья, в котором они зарегистрированы.
Оснований считать ФИО2 и членов ее семьи членом семьи собственника жилого помещения по .......... не имеется.
Сам факт регистрации лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения согласно с разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Кроме того, заявление о постановке на учет подано истцом ФИО2 с составом «молодой семьи»: она, ее супруг и их несовершеннолетние дети. В связи с чем исходя из п. 7 вышеуказанного Порядка при определении нуждаемости молодой семьи в жилом помещении, учету подлежат только жилые помещения, принадлежащие членам «молодой семьи». Жилое помещение по ул. .......... не принадлежит истцу с составом «молодой семьи» им на праве собственности, потому не подлежит учету при определении нуждаемости молодой семьи в жилом помещении. Наличие у матери супруга истца ФИО2 в собственности недвижимого имущества не являлось законным основанием для исключения семьи ФИО2 из Подпрограммы.
Кроме того, вышеприведенный нормативно-правовой акт - Порядок не предусматривает основания исключения из списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы».
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признав решение об исключении истца и членов ее семьи из сводного списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» незаконным, восстановил семью ФИО2 в указанный список.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение по адресу: .......... подлежит учету при определении нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении, не влекут отмену оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают выводы суда об удовлетворении иска и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм.
Доводы представителя ответчика ФИО3 в суде апелляционной инстанции о том, что имеются основания для исключения ФИО2 с членами семьи из сводного списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку 30 апреля 2019 года истец ФИО2 и ее супруг по кредитному договору приобрели на праве общей совместной собственности жилое помещение по адресу: .........., отклоняются судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не было предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, поскольку не являлось основанием для принятия межведомственной комиссией оспариваемого решения № ... от 30 мая 2019 года об исключении ФИО2 и членов ее семьи из списка получателей социальной выплаты в 2019 году и из сводного списка участников мероприятия.
Судом обстоятельства дела исследованы в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, а потому судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутии) от 19 ноября 2019 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Васильева
Судьи С.Н. Сыренова
Г.А. Федорова