ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Судья Акулова Е.А. УИД 18RS0009-01-2022-001215-85
Апел. производство: № 33-3064/2022
1-я инстанция: № 2-1075/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2022 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Батршиной Ф.Р., Солоняка А.В.,
при секретаре Шкляевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТИД на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2022 года, которым
в удовлетворении исковых требований ТИД к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании незаконным решения о назначении трудовой пенсии по старости в части отказа во включении в стаж периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя ТИД по доверенности ЧДС, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике САВ, полагавшего жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ТИД обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – ОПФР по Удмуртской Республике) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. он является получателем пенсии по старости. Из ответа пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ. на его обращение он узнал, что при исчислении размера пенсии не был учтен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в ». ДД.ММ.ГГГГ. его представитель ИЕИ обратилась с заявлением о перерасчете назначенной ему пенсии на основании полученных ДД.ММ.ГГГГ архивных справок о стаже и заработке (от ДД.ММ.ГГГГ. №, №, от ДД.ММ.ГГГГ. №) в ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанных документов решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. произведен перерасчет его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что по вине ответчика при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ не были учтены данные о стаже и заработке, хранящиеся в Муниципальном архиве по данному периоду его работы в », об отсутствии зачета этого периода в стаж ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что поскольку архивные справки, подтверждающие его трудовую деятельность в спорный период, находились в распоряжении государственных органов и органах местного самоуправления, обязанность по их получению в соответствии с «Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» возложена на пенсионный орган. При наличии ненадлежащих записей в его трудовой книжке по спорному периоду пенсионный орган имел полномочия по истребованию таких архивных справок или даче разъяснений истцу о необходимости их предоставления, что ответчиком не было сделано и привело к неверному исчислению стажа при назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Считая свои пенсионные права нарушенными, истец просил признать решение ответчика о назначении ему трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. в части отказа во включении в стаж периода работы в с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. и взыскать судебные расходы.
В судебном заседании представитель истца ЧДС данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОПФР по Удмуртской Республике САВ исковые требования не признал. Пояснил, что надлежащие документы в подтверждение страхового стажа по периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в » были представлены им при обращении ДД.ММ.ГГГГ. за перерасчетом пенсии, в связи с чем перерасчет пенсии истцу с учетом включения в стаж данного периода произведен с ДД.ММ.ГГГГ. Правовые основания для перерасчета пенсии истцу с момент ее назначения (ДД.ММ.ГГГГ.) отсутствуют. Действующим законодательством обязанность предоставления документов о трудовом стаже возложена на заявителя, при назначении пенсии истцу у пенсионного органа отсутствовала обязанность истребования архивных документов по спорному периоду работы истца, надлежащих сведений о котором в трудовой книжке истца не имелось.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ТИД просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив его исковые требования. Указывает, что в нарушение требований Административного регламента при наличии в трудовой книжке истца некорректных записей по спорному периоду его работы пенсионный орган не истребовал находящиеся в Муниципальном архиве архивные сведения по данному периоду его работы и не разъяснил истцу необходимость представления дополнительных документов в подтверждение стажа, что привело к неверному исчислению стажа при назначении пенсии истцу ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку по вине ответчика расчет стажа при назначении пенсии был произведен неверно, считает, что его пенсия подлежит перерасчету не с момента подтверждения им стажа по данному периоду архивными документами, а с момента назначения ему пенсии по старости (ДД.ММ.ГГГГ.).
В возражениях на апелляционную жалобу ОПФР по Удмуртской Республике приводит доводы о законности принятого судебного решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТИД с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем пенсии по старости, назначенной на основании ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. № период работы истца в ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в не засчитан ответчиком в стаж при назначении трудовой пенсии по старости (л.д.60). Основанием отказа включить данный период в стаж для расчета пенсии явилось несоответствие записей по данному периоду работы в трудовой книжке истца требованиям «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, учреждения и организациях» ввиду наличия в указанных записях неоговоренных исправлений, зачеркиваний.
ДД.ММ.ГГГГ. ТИД обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости на основании архивных справок о стаже работы и о заработной платы. В подтверждение стажа для перерасчета пенсии истцом были представлены выданные Муниципальным архивом архивные справки о стаже работы и о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ. № и №, от ДД.ММ.ГГГГ№, подтверждающие период работы ТИД с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению ТИД на основании представленных документов о стаже произведен перерасчет его страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Считая, что неверный расчет его стажа при назначении пенсии ввиду неистребования пенсионным органом архивных документов по спорному периоду его работы, при последующем подтверждении им страхового стажа по данному периоду надлежащими документами влечет обязанность ответчика произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения, ТИД обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, учитывая, что действующим законодательством обязанность предоставления документов в подтверждение страхового стажа для назначения пенсии возложена на заявителя, а также установив, что надлежащие документы в подтверждение стажа по спорному периоду работы в были представлены истцом в пенсионный орган при обращении за перерасчетом пенсии ДД.ММ.ГГГГ., в отсутствие доказательств вины пенсионного органа в непредоставлении истцом данных документов при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ТИД отказал.
Судебная коллегия с этими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
До 01.01.2015г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были урегулированы Федеральном законом от 17.12.2001г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее – Федеральный закон N 173-ФЗ, действовал в спорный период назначения пенсии истцу). С 01.01.2015г. данные правоотношений регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон N 400-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (п.2 ст.19 Федерального закона N 173-ФЗ).
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно (п.3 ст.19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 18 указанного Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что необходимые документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если эти документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
Таким образом, в части 6 статьи 7 данного Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определен перечень документов, на которые вышеуказанные положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются. К числу таких документов согласно пункта 8 части 6 статьи 7 данного Федерального закона отнесены документы о трудовой деятельности и трудовом стаже.
Таким образом, в силу приведенных выше норм законодательства при обращении за назначением пенсии обязанность предоставления документов о трудовом стаже лежит на заявителя, на пенсионный орган такая обязанность по истребованию документов о стаже лица, обратившегося за назначением пенсии, из иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций не возложена.
Поэтому обращаясь, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, ТИД, в том числе, должен был представить надлежащие документы в подтверждение стажа по спорному периоду его работы ДД.ММ.ГГГГ в
Между тем, при назначении пенсии истцу его стаж по данному периоду работы в установленном законом порядке им подтвержден не был.
Согласно пункта 6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г N 555 (далее – Правила N 555, действовали в спорный период обращения истца за назначением пенсии) применительно к периодам работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При этом обязательные к применению требования при оформлении записей в трудовых книжках были установлены в «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. N 162 (далее – Инструкция N 162)
Вместе с тем, из представленной в материалы дела трудовой книжки ТИД следует, что записи о его работе в содержат зачеркивания и неоговоренные исправления (л.д.64), т.е. данные записи внесены работодателем в трудовую книжку с нарушением требований Инструкция N 162, что не позволяет считать их достоверными и подтверждающими указанный период работы истца при назначении пенсии. При таких обстоятельствах указанные записи в трудовой книжке истца не могут быть признаны достоверными и правильными, что в соответствии с положениями пункта 6 Правил N 555 требует подтверждение стажа по данному периоду иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Такие документы в пенсионный орган истцом представлены не были. При этом в заявление о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. истец указал, что «просит учесть стаж и заработную плату по данным персоучета. Других документов о стаже нет» (л.д.58). Таким образом, в подтверждение стажа по спорному периоду работы истец представил в пенсионный орган трудовую книжку, которая надлежащих сведений о стаже по данному периоду не содержала, одновременно указав, что иные документы о стаже отсутствуют. При таких обстоятельствах ответчик при назначении ТИД пенсии по старости обоснованно не включил в расчет стажа период его работы в как не подтвержденный надлежащими документами, что отражено в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.60).
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцом из Муниципального архива были получены архивные справки о стаже работы и о заработной платы, подтверждающие период работы ТИД с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в Поэтому на основании указанных архивных документов по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик произвел перерасчет назначенной ему пенсии с учетом включения в страховой стаж документально подтвержденного периода работы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Основания для перерасчета размера страховой пенсии предусмотрены в ч.1 ст.23 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В пункте 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктами 48, 49 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 884н «Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 49).
Таким образом, из содержания указанных норм пенсионного законодательства следует, что перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица с обязательным предоставлением заявителем всех необходимых для такого перерасчета документов.
Поскольку при обращении за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ истец не представил надлежащие документы в подтверждение стажа по спорному периоду его работы в обязанность предоставления которых лежала на нем, и указанные документы были представлены истцом при его обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, ответчик обоснованно произвел перерасчет страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ., что соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.23 Федерального закона N 400-ФЗ
В указанной связи суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера страховой пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ. (дата назначения страховой пенсии по старости ).
Также суд обоснованно учел отсутствие доказательств вины пенсионного органа в непредоставлении истцом документов в подтверждение стажа по спорному периоду его работы при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что исключает удовлетворение требований истца о перерасчете пенсии с даты ее назначения.
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТИД - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательном виде принято 27 сентября 2022 года.
Председательствующий Глухова И.Л.
Судьи
Батршина Ф.Р.
Солоняк А.В.