ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1076/19 от 20.02.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Герасимова Я.В.

Судья-докладчик Гуревская Л.С. о делу № 33-644/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2020 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.

судей Гуревской Л.С., Кузиной Т.М.

при секретаре Попугаевой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1076/2019 по исковому заявлению Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» о признании действий незаконными, обязании разработать и согласовать проект решения об установлении приаэродромной территории

по апелляционной жалобе ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 18 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения представителя ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» ФИО1. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры Солнцева А.В., возражавшего против отмены решения, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обосновании иска указано, что Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой в соответствии с планом работы на IV квартал 2018 года проведена проверка соблюдения требований воздушного законодательства в части определения приаэродромной территории и установления особых зон на аэродроме Иркутск - 2 «Восточный».

В ходе проверки было установлено, что в нарушение норм действующего законодательства, ответчиком до настоящего времени проект решения об установлении приаэродромной территории на аэродроме Иркутск- 2 «Восточный» не согласован и не утвержден.

По результатам проведенной проверки Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой в адрес руководства Иркутского авиазавода 24.10.2018 г. внесено представление об устранении нарушений требований воздушного законодательства. Из ответа Иркутского авиазавода от 23.11.2018 г. № 889/216 на данное представление следует, что Обществом проводятся мероприятия по разработке и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории и требования будут исполнены.

До настоящего времени проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Иркутск-2 «Восточный» не разработан и не согласован, а принимаемые руководством Иркутского авиазавода меры для устранения допущенных нарушений не являются гарантией по их устранению в натуре. В связи с этим, на территории аэродрома Иркутск-2 «Восточный» возникает угроза безопасности полетов воздушных судов, негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду. Согласно пунктам 3.1, 3.2. Положения об Иркутском авиазаводе - филиале публичного акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» филиал (Иркутский авиазавод), как обособленное подразделение ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени Общества. Деятельность Иркутского авиазавода регламентируется законодательством РФ, Уставом Общества, настоящим Положением и нормативными документами Общества. Иркутский авиазавод осуществляет различные виды деятельности, в том числе аэропортовую деятельность Общества, отнесенную к компетенции Иркутского авиазавода. В аэропортовую деятельность включено аэродромное обеспечение полетов на аэродроме Иркутск-2 «Восточный», а также деятельность по обеспечению авиационной безопасности на аэродроме Иркутск-2 «Восточный». Таким образом, Иркутский авиазавод при осуществлении аэропортовой деятельности имеет обязанность по соблюдению требований воздушного законодательства и несет ответственность за их неисполнение.

С учетом уточнения, истец просил признать действия Иркутского авиационного завода - филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» по эксплуатации аэродрома Иркутск 2 «Восточный» в отсутствие утверждённого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории, незаконными, обязать Иркутский авиационный завод - филиал ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разработать и согласовать с федеральным органом исполнительной власти проект решения об установлении приаэродромной территории на аэродроме Иркутск-2 «Восточный».

Определением от 24.04.2019 г. произведена замена ненадлежащего ответчика ИАЗ - филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» на надлежащего - ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут».

Определением от 27.06.2019 г. к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ».

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 18 июля 2019 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» просит решение суда отменить в части признания действий Иркутского авиационного завода - филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» по эксплуатации аэродрома Иркутск 2 «Восточный» в отсутствие утверждённого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории незаконными, принять новое решение. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом не дана соответствующая оценка тому, что Правительством РФ вопросы выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, признаны проблемными. По этой причине предусмотренные ими обязанности не выполняются многими операторами аэродромов в Российской Федерации.

Также, судом при вынесении решения не принято во внимание, что ответчик занимается разработкой и производством социально-значимых проектов – новейшей учебно-боевой авиационной техники, нового пассажирского самолета МС-21. является градообразующим, социально-ориентировочным предприятием.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда oblsud.irk@sudrf.ru.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

В соответствии со статьёй 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно статье 49 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

В соответствии с положением пункта 2 части 7 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома.

В силу части 5 статьи 4 указанного Федерального закона по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

Таким образом, в круг обязанностей операторов аэродромов входит обеспечение соответствия аэродромов требованиям федеральных авиационных правил, безопасности полетов воздушных судов, в том числе путем подготовки проекта решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

При этом эксплуатация аэродрома в отсутствие соответствующего проекта решения является нарушением требований безопасности полетов воздушных судов и не может являться законной.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Иркутский авиационный завод – филиал публичного акционерного общества «Научно – производственная корпорация «Иркут» является обособленным подразделением публичного акционерного общества «Научно – производственная корпорация «Иркут».

Согласно свидетельству о государственной регистрации аэродрома экспериментальной авиации Российской Федерации, собственником аэродрома Иркутск -2 (Восточный) является ПАО «Корпорация «Иркут».

В силу п. 2.1. Положения об Иркутском авиационном заводе – филиале публичного акционерного общества «Научно – производственная корпорация «Иркут», Филиал осуществляет следующие виды деятельности Общества, отнесенные к компетенции Филиала, из числа видов деятельности, определенных в Уставе Общества. К ним относится, в том числе деятельность по обеспечению авиационной безопасности на аэродроме Иркутск – 2 (Восточный) (п. 2.1. 45).

С 04 октября 2018 года по 24 октября 2018 года на основании распоряжения № 408-р от 01 октября 2018 года Восточно – Сибирским территориальным отделом государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена внеплановая документарная проверка в отношении Иркутского авиационного завода – филиала Публичного акционерного общества «Научно – производственная корпорация «Иркут», в ходе проведения которой выявлено нарушение обязательных требований, установленных воздушным законодательством РФ: оператором аэродрома Иркутск – 2 (Восточный) не представлено решение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, что подтверждается актом проверки № 2018 – 408 от 24 октября 2018 года.

С целью устранения выявленных нарушений Восточно – Сибирским территориальным отделом государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в адрес Иркутского авиационного завода – филиала публичного акционерного общества «Научно – производственная корпорация «Иркут» вынесено предписание серии ВС № 2018.90-АД от 24 октября 2018 года по устранению выявленного нарушения со сроком исполнения до 18 марта 2019 года.

24 октября 2018 года Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений требований воздушного законодательства, из ответа от 23.11.2018 г. на которое следует, что обществом проводятся мероприятия по разработке и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории и требования будут исполнены.

18 апреля 2018 года между ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (Заказчик) и АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» (Исполнитель) заключен договор № 221-860, в соответствии с которым заказчик поручает, исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по подготовке проекта решения об утверждении приаэродромной территории аэродрома Иркутск-2 «Восточный» с выделением в ней подзон, пояснительной запиской и получением положительного санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Иркутской области, в соответствии с Техническим регламентом, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные исполнителем услуги в порядке и сроки, установленные условиями настоящего договора.

В соответствии с п. 1.2. договора, результатом оказанных услуг по договору является проект решения об утверждении приаэродромной территории аэродрома Иркутск-2 «Восточный» с выделенными в ней подзонами, пояснительной запиской и положительным заключением Роспотребнадзора по Иркутской области.

Срок оказания услуг: 90 календарных дней с момента подписания договора, либо получения Исполнителем аванса, либо предоставления заказчиком исходных данных, поименованных в п. 8 Технического задания, по последнему из наступивших событий (п. 1.3. договора).

Согласно дополнительному соглашению от 15 января 2019 года к указанному договору, в процессе получения экспертного санитарно-эпидемиологического заключения по проекту решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Иркутск-2 «Восточный», также с учетом письма заказчика от 16 ноября 2018 года № 861/216 (с указанием разработки седьмой подзоны для двух направлений взлета-посадки воздушных судов) выявилась необходимость в корректировке представленной заказчиком санитарно-защитной зоны и проведении в связи с этим дополнительных работ по материалам проекта решения в части седьмой подзоны, в связи с чем срок оказания услуг, согласно графику выполнения работ, продлен до 22 июня 2019 года.

На основании письма генерального директора АО «СИБПРОЕКТНИИАВИАПРОМ» от 18 марта 2019 года срок выполнения работ с учетом задержек в оформлении и выплате аванса продлен 26 июля 2019 года.

Таким образом, указанные в предписании ВС № 2018.90-АД от 24 октября 2018 года нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации, ответчиком не устранены, что сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Федеральный закон от 01 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» официально опубликован 01 июля 2017 года, трехсот шестидесятидневный срок, в течение которого операторы аэропортов гражданской авиации имели возможность исполнить требования воздушного законодательства в части определения приаэродромной территории и установления особых зон, истек 26 июня 2018 года.

Таким образом, ответчиком, как оператором аэродрома, нарушаются требования федерального законодательства о безопасности полетов воздушных судов, так как аэродром Иркутск – 2 (Восточный) эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории.

Невыполнение (несвоевременное выполнение) требований федерального законодательства в части установления приаэродромной территории может повлечь нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Учитывая установленные фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что в результате нарушения ответчиком обязательных требований, установленных воздушным законодательством РФ: оператором аэродрома Иркутск – 2 (Восточный) не представлено решение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, нарушаются права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора Байкало-Ангарского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» о признании действий незаконными, обязании разработать и согласовать проект решения об установлении приаэродромной территории.

С учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд определил срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным.

Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом.

Оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии в силу требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу частей 1 - 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 18 июля 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Д. Алсыкова

Судьи Л.С. Гуревская

Т.М. Кузина