судья Урушева Е.К.
дело № 2-107/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-6782/2022
03 июня 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.,
судей Беломестновой Ж.Н., Белоусовой О.М.
при секретаре Клышевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Объединенное» на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 17 марта 2022 года, принятое по иску ФИО1, ФИО2 к товариществу собственников жилья «Объединенное» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Беломестновой Ж.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения истца ФИО1 на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к ТСЖ «Объединенное», в которых просил возложить на ответчика обязанность производить начисление платы по отоплению по показаниям приборов учета, а не по нормативу в отношении своей в .
ФИО2 обратилась с аналогичными исковыми требованиями к ТСЖ «Объединенное» о возложении обязанности, а именно: просила суд обязать ответчика производить начисление платы по отоплению по показаниям приборов учета, а не по нормативу в отношении своей в .
Определением Кыштымского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по иску ФИО1 к ТСЖ «Объединенное» о возложении обязанности объединено с гражданским делом № по иску ФИО2 к ТСЖ «Объединенное» о возложении обязанности.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования поддержали.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика ТСЖ «Объединенное» ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями согласился.
Третье лицо – представитель ГУ «ГЖИ Челябинской области» в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворил в полнимо объеме.
В апелляционной жалобе ТСЖ «Объединенное» просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требования ФИО1, ФИО2 отказать. Ссылается на то, что решение суда и позиция представителя ответчика, признавшего ранее исковые требования, являются ошибочными, по причине того, что в основание иска положена позиция ГУ «ГЖИ Челябинской области», не принимавшего участия в судебном заседании. Кроме того указал, что в ответе Кыштымксого отдела ГЖИ дано разъяснение о том, что Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 не допускает применение для начисления платы за теплоснабжение собственникам жилья одного дома двух различных способов платежей, таким образом, обжалуемое решение суда является неисполнимым.
В своих возражениях на апелляционную жалобу истцы ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ «Объединенное» без удовлетворения.
Ответчик ТСЖ «Объединенное», истец ФИО2, представитель третьего лица ГУ «ГЖИ Челябинской области» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Истец ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной возражал, ссылаясь на письменные возражения к апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников и пользователей помещений обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (в том числе за тепловую энергию).
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, устанавливают их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
То есть действующим законодательством в целях соблюдения экономических интересов как производителя тепловой энергии, так и потребителя, предусмотрено два варианта начисления платы за отопление: по нормативу и по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии.
Согласно п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06 мая2011 года № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (4) и 3 (5) приложения № 2 к даннымПравилам на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода объем (количество) тепловой энергии в размере, определенном на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, используется при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению за тот расчетный период, в котором потребителем были переданы показания приборов учета. При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год.
Абзацем 8 п. 38 Правил № 354 предусмотрено, что при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем (в данном случае ТСЖ «Объединенное») у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО2 является собственником , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
ФИО1 (другой истец), ФИО5, ФИО6 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: , на основании договора безвозмездной передачи жилых квартир в совместную собственность от 01 декабря 1992 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления от 10 июля 2018 года № 30-П указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
В процессе судебного разбирательства установлено, что указанные выше многоквартирные жилые дома оборудованы общедомовым приборами учета тепловой энергии, которые в установленном порядке введены в эксплуатацию и прошли поверку.
В этой связи истцы полагали, что размер платы за отопление подлежит начислению исходя из показаний установленных общедомовых приборов учета.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и обстоятельства дела, обоснованно исходил из того, что ТСЖ «Объединенное» осуществляет управление многоквартирными домами № по в , № по в , ранее уклонялось от выполнения законных предписаний ГЖИ Челябинской области, вынесенных в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством, что подтверждается вступившими в законную силу судебными постановлениями по гражданским делам №, №, №.
Так, судом первой инстанции верно отмечено, что в ходе проведения соответствующих проверок ГУ «ГЖИ Челябинской области» было установлено, что органами управления ТСЖ «Объединенное» плата за услугу «отопление» исчислена исходя из площади конкретного помещения и норматива потребления, без учета объема показаний общедомового прибора учета, жилищная инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что порядок (формулы) расчета такой услуги, противоречат формулам расчета, установленным в Правилах предоставления коммунальных услуг, которые являются обязательными для всех.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Доводы ответчика о том, что начисления платы за теплоснабжение собственникам помещений одного многоквартирного жилого дома двух различных способов платежей, не предусмотрено, в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждено доказательствами, соответственно признаются судом апелляционной инстанцией несостоятельными.
При рассмотрении спора судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы и оценены в соответствии со статьями 12, 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства и иную оценку доказательств, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, поэтому не могут рассматриваться как состоятельные.
С учетом изложенного обжалуемое решение судебная коллегия считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
В то же время судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть обжалуемого решения Кыштымского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ указанием на возложение обязанности на ТСЖ «Объединенное» производить начисление платы за теплоснабжение по показаниям общедомовых приборов учета в отношении с момента вступления решения суда в законную силу, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Руководствуясь ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 17 марта 2022 года изменить.
дополнить резолютивную часть решения Кыштымского городского суда Челябинской области от 17 марта 2022 года указанием на: «согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354».
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСЖ «Объединенное» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июня 2022 года