ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-107/2022 от 11.08.2022 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Гражданское дело №2-107/2022

УИД 89RS0001-01-2021-003739-70

Судья М.И. Позднякова

Апелл. дело № 33-1704/2022

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии Козловой М.В., Савельевой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем Ишметовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации муниципального образования город Салехард на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2022 года, которым постановлено:

«исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения удовлетворить.

Обязать администрацию Муниципального образования город Салехард принять в собственность бесхозяйные сети водо-теплоснабжения, проходящие от камеры 1 УТ-18.1 до жилого дома , общей протяженностью 292,94 метра, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения до даты регистрации права собственности указанный объект».

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Савельевой Е.Н., пояснения истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы и поддержавшего требования искового заявления, пояснения представителя ответчика Администрации МО г. Салехард - ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей третьего лица АО «Салехардэнерго» - ФИО3, ФИО4, выступивших в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, расположенные от тепловой камеры 1 УТ-18.1 до границ земельного участка, расположенного по адресу: , обязать организовать, содержать и обслуживать указанные сети. В обоснование требований указано, что он является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: . К принадлежащему ему дому подведены инженерные сети тепло-водоснабжения от тепловой камеры 1 УТ - 18.1, собственность на которые не зарегистрирована, в связи с чем, в силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ являются бесхозяйными. Ответчиком на его обращение дан ответ, что указанные сети находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности потребителей, их совместном пользовании. С данным ответом истец не согласен.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, указал, что просит признать спорные инженерные сети бесхозяйными, передать их в собственность администрации МО г. Салехарда.

Ответчик Администрация МО г. Салехарда требования не признал, полагает, что собственником указанных сетей являются собственники земельных участков, по территории которого проходят инженерные сети.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, АО «Салехардэнерго», Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации МО город Салехарда, возражали против удовлетворения исковых требований.

Кроме того, представитель АО «Салехардэнерго» ФИО5 в ходе судебного заседания поддержал письменные возражения на иск, а также суду пояснил, что ФИО6, ранее являвшемуся собственником земельных участков, расположенных по адресу: , были выданы технические условия на перекладку сетей тепло-водоснабжения от камеры 1УТ-10 до 1УТ-13.1 с Т1Т2 - 108 мм на Т1Т2-159 мм, от 1УТ-13.1 до 1УТ-19 с Т1Т2-89 мм на Т1Т2 -108 мм. Позднее камера 1УТ-19 с 2011 переименована на 1УТ-18.1 в связи с модернизацией сетей. Из гарантийных обязательств собственников домов , указанные лица за свой счет построили сети тепло-водоснабжения (ТВС) с подключением от точки УТ-10 и обратились в АО «Салехардэнерго» с гарантией выполнить перекладку указанных сетей. Участок сети ТВС от 1УТ-10 до 1УТ-18.1 находится на обслуживании и в зоне ответственности АО «Салехардэнего». Зоной разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сетей ТВС между АО «Салехардэнерго» и жилыми домами , , , , , , по адресу: является точка подключения 1УТ -18.1.

По ходатайству представителя АО «Салехардэнерго» (л.д. 160-161 т. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом первой инстанции были привлечены собственники домом , , , , , , , , , расположенных , о чем указано в протоколе судебного заседания от 22 октября 2021 года (л.д.197 т. 1).

Вместе с тем, сведений о надлежащем извещении указанных лиц о дате и времени судебного заседания, назначенного на 5 апреля 2022 года, в котором гражданское дело было рассмотрено по существу, материалы дела не содержат.

Определением от 21 июля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в связи нарушением судом первой инстанции норм процессуального права.

Судебной коллегией были дополнительно истребованы сведения о собственниках земельных участков и жилых домов , , , , , , , расположенных в , в связи с чем, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора были привлечены: ГУ Производственно-техническое объединение управления делами Правительства ЯНАО, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, некоммерческая организация «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «ЯМАЛ», ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО6.

Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции в порядке ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы искового заявления, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно подп. 2 п. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

При разрешении вопроса о переходе к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия исходила из отсутствия доказательств надлежащего извещения о времени и месте слушания дела третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит безусловной отмене, независимо от доводов апелляционной жалобы.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 поддержал доводы и требования искового заявления, суду пояснил, что он является собственником жилого дома , к его дому подходят коммуникации тепло-водоснабжения, коммунальные услуги по тепло-водоснабжению он оплачивает своевременно. Однако данная сеть ни у кого на балансе не значиться, ее никто не обслуживает. В микрорайоне расположен детский сад и в случае коммунальной аварии, все объекты инфраструктуры будут остановлены.

Из пояснений представителя ответчика Администрации г. Салехард - ФИО2, действующего на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что с заявленными требованиями он не согласен, поскольку собственники жилых домов дали гарантийное обязательство по перекладке сетей тепло-водоснабжения к своим домам, расположенным , следовательно, собственники данных домов должны содержать и обслуживать данные сети, бесхозяйными они не являются, проходят по землях частной собственности, свободного доступа к сетям тепло-водоснабжения не имеется. Полагал, что в действиях собственника ФИО1 имеется злоупотребление правом. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьего лица АО «Салехардэнерго» - ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебном заседании пояснили, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат, поскольку сети тепло-водоснабжения проходят по земельным участкам, принадлежащим собственникам жилых домов в мкр. , правоотношения складываются, как с многоквартирным домом, на балансе которого должны находится данные коммуникации. Это общее имущество собственником жилых домов в . Следовательно, собственники домов в должны содержать и обслуживать ими же построенные сети тепло-водоснабжения. Если передать на баланс спорные сети, то земельные участки собственников жилых домов будут зарегистрированы с ограниченной охранной зоной. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

В назначенный день, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации г. Салехарда, Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, государственное учреждение Производственно-техническое объединение управления делами Правительства ЯНАО, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, некоммерческая организация «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «ЯМАЛ», ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО6, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

При постановлении нового решения судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Спорным является имущество в виде инженерных сетей тепло-водоснабжения от тепловой камеры 1 УТ-18.1 до границ земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является ФИО1

Истец ФИО1 полагает, что данные сети тепло-водоснабжения являются бесхозяйными, поскольку не имеют собственника и в установленном законом порядке в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не зарегистрированы.

На обращение ФИО1 о принятии спорного имущества в муниципальную собственность (л.д. 15 т. 1), из Администрации г. Салехарда был получен ответ, из которого следует, что в соответствии с данными, предоставленными АО «Салехардэнерго», зоной разграничения и эксплуатационной ответственности сетей тепло-водоснабжения между жилыми домами по адресам , , , , и , и АО «Салехардэнерго» является тепловая камера 1 УТ-18.1. Участок сети от данной тепловой камеры находится в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности потребителей, а также в их совместном пользовании (л.д. 14-15 т. 1).

Как следует из материалов дела, 26 апреля 2005 года ФИО6, бывший собственник жилого (в том числе, ранее бывший собственник участков, расположенных ), обратился с заявлениями в адрес МП «Салехардэнерго» о выдаче технических условий на присоединение к сетям тепло-водоснабжения (л.д. 63-67, 73-77 т. 1).

Согласно заявлениям ФИО6, 13 мая 2005 года АО «Салехардэнерго» выданы технические условия с учетом (п. 9 ТУ), где указано, что необходимо выполнить перекладку сетей тепло-водоснабжения (ТВС): от камеры 1УТ-10 до 1УТ-13.1 с Т

Камера 1УТ-19 с 2011 года была переименована на 1УТ-18.1 в связи с модернизацией сетей.

Согласно гарантийным обязательствам собственников жилых домов микрорайона они за свой счет построили сети тепло-водоснабжения с подключением от точки УТ-10 и обратились в АО «Салехардэнерго» с гарантией выполнить перекладку сетей ТВС от точки 1УТ-10 до 1УТ-13.1 с трубы диаметром 108 мм на трубу диаметром 159 мм (л.д. 145 т. 1).

Не оспаривается сторонами, что взятые на себя гарантийные обязательства собственники жилых домов в микрорайоне исполнили.

При таких обстоятельствах сети тепло-водоснабжения от 1УТ-10 до 1УТ-18.1 находятся в обслуживании и в зоне ответственности АО «Салехардэнерго». Зоной разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сетей тепло-водоснабжения между АО «Салехардэнерго» и жилыми домами , , , , , , , расположенными по адресу: , является точка подключения 1УТ-18.1. Участок сети от точки подключения 1УТ-18.1 находится в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности собственником жилых домов , , , , , , , а также в их совместном пользовании, что следует из акта разграничения эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения (л.д. 54 т. 1).

Данные обстоятельства также подтверждаются результатами проведённой по делу судебной геодезической экспертизы, выполненной ООО кадастровый центр «Ямал-Недвижимость» (л.д. 129-137 т. 2), из которой следует, что сооружение «Сети тепло-водоснабжения, проходящие от камеры 1УТ-18.1 до жилого дома » расположено в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами:

, ;

, ;

, ;

, ;

, ;

, ;

, ;

, ;

, ;

, ;

, .

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

Так в соответствии с вышеуказанной нормой Закона в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2, 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет территориальными органами федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе сетей тепло-водоснабжения, и, тем самым, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Однако, из материалов дела следует, что участок сети тепло-водоснабжения, указанный ФИО1 в исковом заявлении, проложен к индивидуальным жилым домам , при этом доказательств того, что данный участок сети тепло-водоснабжения отвечает признакам бесхозяйного имущества, установленным Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, истцом суду не представлено.

В данном случае судебная коллегия исходит из того, что сети тепло-водоснабжения возведены собственниками жилых домов , ими даны гарантийные обязательства по их замене, а следовательно, эксплуатации и содержанию, между АО «Салехардэнерго» и потребителями имеется акт балансовой принадлежности, при этом наибольший участок теплотрассы проходит по земельным участкам, принадлежащим собственникам жилых домов в , в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что удовлетворение заявленных требований повлечет за собой нарушение прав ответчика Администрации г.Салехарда и постановку на учет объекта, который не является бесхозяйным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2022 года - отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард об обязании принять в муниципальную собственность бесхозяйные инженерные сети тепло-водоснабжения, организовать содержание и обслуживание указанного объекта тепло-водоснабжения - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи