ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1085/2022 от 13.09.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Глинская Я.В. Дело № 33-2718/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Нечепуренко Д.В., Ильиной Е.Ю.

при секретаре Зеленковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело № 2-1085/2022 по иску Исхакова Мансура Гумаровича к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании единого социального проездного билета недействительным, взыскании стоимости единого социального проездного билета, убытков, компенсации морального вреда, штрафа

по апелляционной жалобе истца Исхакова Мансура Гумаровича и его представителя Исхакова Рустема Мансуровича на решение Советского районного суда г. Томска от 05.05.2022,

заслушав доклад судьи Нечепуренко Д.В., объяснения представителя истца Исхакова Г.М. Исхакова Р.М., представителя третьего лица Департамента городского хозяйства администрации г. Томска Белоусова А.В., возражения представителей ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области Воробьевой Е.И. и Сухорословой И.П.,

установила:

Исхаков М.Г. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, в котором просит признать единый социальный проездной билет № /__/ недействительным, взыскать стоимость единого социального проездного билета № /__/ в размере 280 руб., убытки в размере 24 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000, штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей.

В обоснование иска указал, что истцом 25.01.2022 приобретен единый социальный проездной билет № /__/ стоимостью 280 руб., который был предъявлен им наряду с паспортом и удостоверением пенсионера в маршрутном автобусе, осуществляющим регулярные перевозки по муниципальному маршруту /__/ в /__/. Водителем было отказано Исхакову М.Г. в использовании ЕСПБ, поскольку, по мнению водителя, данный билет не имел обязательных реквизитов, в связи с чем, расценен им как недействительный и не принят в качестве подтверждения оплаты стоимости проезда с требованием оплатить стоимость проезда в размере 24 руб., что и было сделано Исхаковым М.Г. Направленная в адрес перевозчика ООО «Ружавто» претензия с требованием о возврате оплаченных денежных средств в размере 24 руб., оставлена без удовлетворения. Расценивая ЕСПБ в качестве товара, и указывая, что данный билет является документом, подтверждающим наличие договорных отношений между перевозчиком и пассажиром по его перевозке, истец полагает, что на правоотношения по приобретению ЕСПБ между Исхаковым М.Г. и поставщиком услуги Департаментом социальной защиты населения Томской области распространяется Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», а проданный ему ЕСПБ имеет недостаток товара, поскольку не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586, в частности, не указана стоимость проезда, вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира, зона действия билета. Истцу причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 10000 руб.

Определением Советского районного суда от 11.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Томской области, Департамент городского хозяйства администрации г. Томска.

Дело рассмотрено в отсутствие Исхакова М.Г., представителей третьих лиц администрации Томской области, АО «Почта России», ООО «Ружавто», Департамента городского хозяйства администрации г. Томска.

Представитель истца Исхакова М.Г. Исхаков Р.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области Щедрина И.И. иск не признала.

Обжалуемым решением исковые требования Исхакова М.Г. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней истец Исхаков М.Г. и его представитель Исхаков Р.М. просят решение суда отменить.

В обоснование жалобы указывают, что суд изменил четко определенное значение слова русского языка – билет, придав ему значение ЕСПБ. По мнению апеллянта, утверждение суда, ответчика и третьего лица о том, что единый социальный проездной билет – это удостоверение, подтверждающее социальную льготу, необоснованно, поскольку данное наименование установлено Законом Томской области от 30.12.2014 № 119-03. Указывают, что суд, при принятии решения, не применил Закон Томской области от 30.12.2017 № 199-ОЗ. Со ссылкой на судебную практику Пятого апелляционного суда общей юрисдикции обращают внимание на то, что единый социальный проездной билет является билетом. Считают вывод суда о неприменении Закона «О защите прав потребителей» к заявленным требованиям необоснованным. Указывает, что единый социальный проездной билет является товаром, который истец приобрел за личные денежные средства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области Сухорослова И.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица Администрации Томской области Шумилов А.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на возражения Администрации Томской области Исхаков М.Г., Исхаков Р.М. считают, что все доводы, приведенные в возражениях, противоречат действующему законодательству.

Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из дела следует, что истец приобрел единый социальный проездной билет, однако при его предъявлении для проезда в маршрутном автобусе, осуществляющим регулярные перевозки по муниципальному маршруту /__/ в /__/, перевозчиком ему отказано в бесплатном проезде, со ссылками на то, что данный документ недействителен, поскольку не содержит обязательных реквизитов билета.

Судом установлено, что Исхаков М.Г. относится к категории граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета и проезда на его основании по территории Томской области транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в междугородном, пригородном и городском сообщении.

Отказывая в удовлетворении иска о признании ЕСПБ недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что данный документ оформлен надлежащим образом; ЕСПБ не является документом, подтверждающим заключение договора перевозки, субъектами которого являются перевозчик и пассажир, а является формой реализации меры социальной поддержки льготной категории граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования независимо от содержания в своем наименовании слова «билет».

Вопреки доводам жалобы судебная коллегия данный вывод суда признает верным.

Договор перевозки пассажира - это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК Российской Федерации).

Отношения по перевозке автомобильным транспортом пассажиров и багажа регулируются, в частности, нормами главы 40 ГК Российской Федерации, Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1586.

В части, не урегулированной специальными законами, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»).

Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК Российской Федерации).

Из части 11 статьи 20 Федерального закона № 259-ФЗ следует, что пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи, по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, и документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, содержит фотографию его владельца, предъявление документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.

Из части 7 названной статьи следует, что порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении устанавливается при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах одного субъекта Российской Федерации, - нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, принятым с учетом положений настоящей статьи.

Приказом департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 17.02.2022 утверждены порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозки багажа, провоза ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Томской области, согласно приложению № 1 к настоящему приказу, а так же порядок проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Томской области, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

Согласно названным документам оплата проезда по маршрутам регулярных перевозок подтверждается одним из следующих документов: 1) билетом (все реквизиты которого указаны на материальном носителе, часть реквизитов которого содержится на материальном носителе, а остальные реквизиты размещены в электронном виде в автоматизированной информационной системе, предназначенной для хранения таких реквизитов, электронным билетом); 2) проездным билетом; 3) кассовым чеком с указанными на нем реквизитами билета.

Также данными нормативными актами предусмотрена возможность проезда по единому социальному проездному билету. Так, при проезде по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) пассажир обязан иметь при себе и предъявлять по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документы, подтверждающие право проезда по ЕСПБ, предусмотренные Порядком предоставления и использования единого социального проездного билета, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 27.02.2015 № 71а «О реализации Закона Томской области от 30 декабря 2014 года № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования».

Порядок предоставления и использования единого социального проездного билета разработан в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» и определяет механизм предоставления и использования единого социального проездного билета для проезда автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок.

Согласно п.3 данного порядка граждане, указанные в части 1 статьи 3 Закона Томской области от 30 декабря 2014 года № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования», приобретают не более одного ЕСПБ на каждый календарный месяц на основании личного заявления с согласием на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» за наличный или безналичный расчет в определенной в соответствии с действующим законодательством организации, оказывающей услуги по реализации единых социальных проездных билетов (далее - организация), при предъявлении: 1) паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность; 2) документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки (для граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством), или документа, подтверждающего получение пенсии (для пенсионеров, не имеющих права на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством).

Департамент социальной защиты населения Томской области (далее - Департамент) обеспечивает организацию бланками единых социальных проездных билетов по форме согласно приложению к настоящему Порядку для дальнейшей реализации гражданам, имеющим право на их приобретение (п.3).

Граждане осуществляют проезд при предъявлении ЕСПБ, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, или документа, подтверждающего получение пенсии (для пенсионеров, не имеющих права на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством), а при проезде автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении в пределах муниципального образования Томской области дополнительно предъявляется документ о нахождении места жительства (п.5).

Из приведенных нормативных актов следует, что билет, форма которого установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. №1586, и документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, не являются тождественными понятиями.

Так, билет выдается перевозчиком, и подтверждает заключение договора перевозки. Ответчик, не являющийся перевозчиком не может выдавать гражданам такие документы, в то же время наделен правом и обязанностью обеспечить граждан документом, подтверждающим право на бесплатный проезд.

Вопреки доводам апеллянта, приобретенный истцом ЕСПБ по форме и содержанию соответствует нормативным требованиям и содержит необходимые для его использования реквизиты.

Ссылки апеллянта на несоответствие ЕСПБ Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливающим требования к обязательным реквизитам билетов, в том числе билетам длительного пользования, предоставляющих право на неограниченное количество поездок, несостоятельны, поскольку данным нормативным документом порядок выдачи документов, подтверждающих право отдельных категорий граждан на льготный или бесплатный проезд не регулируется.

Затронутые апеллянтом в ходе рассмотрения дела вопросы, касающиеся возмещения перевозчикам затрат на бесплатный проезд отдельных категорий граждан, к предмету рассматриваемого спора не относится и на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.

С учетом изложенного, ответчиком права истца не нарушены, а потому оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Иных доводов, влияющих на законность решения и требующих дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 05.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Исхакова Мансура Гумаровича и его представителя Исхакова Рустема Мансуровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи