Судья Маракасова Д.В. Дело № 33-133/2022
(№ 2-1088/2021)
УИД:37RS0019-01-2021-001698-40
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего Плехановой Н.А.,
судей Воркуевой О.В., Акуловой Н.А.,
при секретаре Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Акуловой Н.А.
дело по апелляционному представлению прокурора Гаврилов – Ямского района Ярославской области на решение Советского районного суда г. Иваново от 20 сентября 2021 г. по иску прокурора Гаврилов – Ямского района Ярославской области к ООО«Спутник-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском ООО«Спутник-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой района в рамках осуществления текущего надзора проведена проверка в сфере исполнения законодательства о доступности медицинской помощи лицам, нуждающимся в особой защите, в том числе по вопросу отсутствия в аптечных учреждениях района мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов. Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2)безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. На основании ч.1 ст. 15 указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. Таким образом, аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес>, пом. <адрес> ведет фармацевтическую деятельность, которую осуществляет ООО «Спутник-2000», и относится к объектам социальной инфраструктуры. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «Спутник-2000» осуществляет фармацевтическую деятельность, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения на основании лицензии от 12 октября 2020г.№ выданной Департаментом здравоохранения и фармации <адрес>. В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил («СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр.) при входе в аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес><адрес> для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях. Следовательно, не реализованы в необходимом достаточном объеме мероприятия для обеспечения беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству лицам, являющимся инвалидами до зрению. Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контактные указатели шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм. Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безопасности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. На основании изложенного прокурором района в адрес директора ООО «Спутник-2000» 09 июня 2021 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о доступности социальной инфраструктуры для инвалидов в деятельности аптечного пункта организации. Из ответа директора ООО «Спутник-2000» от 21 июня 2021 г. на данное представление следует, что финансовые средства на устранение нарушений у общества отсутствуют, в связи с чем исполнить требования прокурора в настоящее время не предоставляется возможным. С целью обеспечения доступности медицинской помощи лицам, нуждающимся в особой защите государства, необходимо незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил обязать ООО «Спутник-2000» установить при входе в помещение аптечного пункта по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению, отображающие информацию о помещениях в здании, в соответствии с п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СнИП 35-01-2001», утвержденным приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, ссылаясь на положения п. 6.5.9, п. 6.5.12 СП. 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №904/пр, просил обязать ООО «Спутник-2000» установить при входе в помещение аптечного пункта тактильные или тактильно-звуковые схемы движения для инвалидов по зрению в соответствии с требованиями п. 6.5.9, п.6.5.12 СП 59.13330.2020, исполнить требования в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Иваново от 20 сентября 2021 г. в удовлетворении иска отказано.
Прокурор Гаврилов – Ямского района Ярославской области обратился с представлением об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
Выслушав объяснения прокурора Хохловой А.П., поддержавшей представление, возражения на представление представителя ответчика ООО «Спутник-2000» по доверенности ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы представления, возражения на него, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании решения от 08 июня 2021 г. Прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области в рамках осуществления текущего надзора проведена проверка в сфере исполнения законодательства о доступности медицинской помощи лицам, нуждающимся в особой защите, в том числе по вопросу отсутствия в аптечных учреждениях района мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов.
В ходе проверки было установлено, что ООО «Спутник-2000» осуществляет фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>
Указанное помещение предоставлено ответчику на основании договора аренды от 24июля 2020 г. и от 01 мая 2021 г., заключенного с ФИО2
Полагая, что данный объект относится к объектам социальной инфраструктуры, прокурор района внес в адрес ответчика представление о необходимости установления информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях.
В связи с неисполнением представления прокурор Гаврилов – Ямского района Ярославской области обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. При этом суд исходил из того, что аптечный пункт относится к объектам социальной инфраструктуры, вместе с тем, с учетом анализа положений п.6.5.12 СП 59.13330.2020 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, указал, что обязанность по оборудованию помещения тактильной схемой (тактильно-звуковой) схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, возникает только у объекта, подпадающего под понятие здания с массовым пребыванием людей. Таким, по мнению суда, является в соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии терроризму» объект, на котором при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек, аптечный пункт к таким объектам не относится. Суд отклонил ссылку истца на п. 6.5.9 Свода правил, указав, что в данном пункте речь идет об иных табличках – информационных, а не о тактильных схемах, отображающих информацию о размещении и назначении помещений в здании.
В представлении прокурора указано на неправильное применение норм материального права, на то обстоятельство, что законодательство о социальной защите инвалидов не ставит доступность объектов социальной инфраструктуры для данной категории граждан в зависимость от количества посещающих их человек и площади помещений, указанные положения направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры, игнорирование ответчиком указанных требований в сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе на свободное передвижение для посещения аптечного пункта. Прокурор указывает на незаконность выводов суда в отношении предусмотренных п. 6.5.9 Свода правил информирующих тактильных табличек, необходимых для идентификации помещений в здании, которые наряду с предусмотренными в п. 6.5.12 схемами выполняют функцию отображения информации о назначении помещения в здании, отличаясь только особенностями размещения.
Проверив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа в помещения объектов социальной инфраструктуры, закреплены в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01- 2001, утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 904/пр (далее также Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г., среди которых декларировано полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Согласно п. 6.5.3 Свода правил технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т.п.
Пунктом 6.5.9 Свода правил установлено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: - перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; - перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); - рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В силу пункта 6.5.12 Свода правил в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Судом правильно установлено, что аптечный пункт, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> является объектом социальной инфраструктуры. При этом в нарушение вышеуказанных норм не удовлетворяет условиям для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
Как следует из представленных истцом по делу актов, в аптечном пункте отсутствуют предусмотренные п. 6.5.9 и п. 6.5.12 технические средства информации для инвалидов.
Согласно представленным ответчиком объяснениям несоблюдение указанных требований обусловлено отсутствием денежных средств.
Проанализировав вышеуказанные нормы, установив статус объекта как объект социальной инфраструктуры, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости соблюдения ответчиком вышеуказанных требований.
Выводы суда о том, что п. 6.5.12 Свода правил в данном случае не подлежит применению, не могут быть признаны законными. Понятие места массового пребывания людей и относимые к нему критерии приведены судом со ссылкой на положения Федерального закона «О противодействии терроризму», однако в данном случае правоотношения вытекают из положений законодательства о социальной защите инвалидов.
Как следует из анализа п. 6.5.12 Свода правил, тактильные или тактильно-звуковые схемы подлежат установлению в зданиях с массовым пребыванием людей, к числу которых данным пунктом отнесены организации социальной инфраструктуры. В данном случае аптечный пункт относится к таким объектам.
Законодательство о социальной защите инвалидов не ставит доступность объектов социальной инфраструктуры для указанной в данной норме категории лиц в зависимость от количества посещающих их человек и площади помещений. Напротив, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры.
Доводы ответчика о том, что СП 118.13330.2012, ссылка на который приведена в вышеуказанном Своде правил, а также иные нормы отраслевого законодательства предусматривают понятие помещения с массовым пребыванием людей как помещение, в котором предусматривается пребывание 50 или более человек, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска в этой части, поскольку положения п. 6.5.12 предусматривают для организаций социального обслуживания исполнение указанных в нем требований.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, цели законодательства о социальной защите инвалидов, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика исполнить положения п. 6.5.12 СП 59.13330.2020, установить при входе в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес>, <адрес> тактильные или тактильно-звуковые схемы движения для инвалидов по зрению, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №904/пр. Решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности исполнить требования п.6.5.9 Свода правил.
О наличии оснований для применения данных положений указано в иске прокурора, на положения данного пункта истец ссылался в исковом заявлении, в ходе рассмотрения дела просил обязать ответчика исполнить, в том числе требования п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Само по себе отсутствие указания в иске на приведенный в данном пункте вид технических средств информации, на что ссылается в решении суд, не свидетельствует, исходя из вышеизложенного, об отсутствии требований истца об исполнении данного пункта.
Проанализировав положения норм законодательства о социальной защите инвалидов, положения норм, регулирующих требования, предъявляемые к оборудованию входа в помещения объектов социальной инфраструктуры, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности исполнить положения п. 6.5.9 Свода правил, требования которого направлены на обеспечение идентификации помещений для лиц с нарушением зрения, установить перед входом во внутренние помещения аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес> информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №904/пр, решение об отказе в удовлетворении иска в этой части подлежит отмене.
Решение с учетом баланса интересов сторон подлежит исполнению в течение трех месяцев, такой срок является разумным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Иваново от 20 сентября 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Гаврилов – Ямского района Ярославской области удовлетворить.
Возложить на ООО «Спутник-2000» обязанность установить перед входом во внутренние помещения аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №904/пр,
при входе в помещение аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> тактильные или тактильно-звуковые схемы движения для инвалидов по зрению, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с п. 6.5.12 СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. №904/пр,
в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: